«Призвание варягов»: что это было
К 250-летию со времени выхода в свет «Древней Российской Истории от начала Российского народа» Михаила Ломоносова
У каждого народа есть некий исторический канон – сумма знаний о прошлом своей родины, с которым знаком любой мало-мальски образованный человек. Основы этого канона закладываются в школе, он пополняется во время юбилеев и памятных дат, что-то мы узнаём из книг, фильмов и так далее. Предполагается, что канон включает в себя все по-настоящему важные, проверенные сведения. На самом деле это не совсем так.
Славянское Поморье
Возьмём историю призвания Рюрика. Если вкратце, в общественном сознании запечатлено, что жил в Новгороде некий Гостомысл, старейшина или посадник, который незадолго до смерти предложил призвать варягов. И отправили словене, кривичи, чудь и мери, то есть славяно-финское население Новгородской земли, посланников к некоему князю Рюрику со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами».
Пришли тогда на Новгородскую землю три брата-варяга. Рюрик стал править Новгородом, Синеус сел на Белоозере, а Трувор – в Изборске. «И от тех варягов прозвалась Русская земля, – писал летописец Нестор. – Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»
* * *
Что за словене такие? Не разобравшись с этим вопросом, нам трудно двинуться дальше в понимании, откуда пошла земля Русская. Меня этот вопрос, помимо всего, интересует лично, ведь мама у меня вятская, а предки вятских пришли из Новгородской земли.
Но и там, на Новгородчине, славяне начали основательно селиться лишь в VIII веке. Это были кривичи – предки псковитян и смолян, смешавшиеся с западными славянами, переселившимися в наши пределы из Южной Балтики. Религиозные верования, легенды, обычаи, географические названия новгородцев очень близки к тем, что имели славяне, жившие в бассейне реки Одер в Балтийском Поморье. Даже форма черепов одна и та же. Одинаково строились дома и укрепления. Западнославянские корни имеют до восьмидесяти процентов керамики IX–Х веков, найденной в раскопках на Новгородской земле, а также на территориях от Пскова до верховьев Волги.
Сегодня ведущим российским лингвистом академиком Андреем Зализняком установлено, что новгородский говор принципиально отличен от говоров киево-суздальских. Как же так вышло, откуда он взялся? Здесь передаём слово академику Валентину Янину, крупнейшему нашему специалисту по древнему Новгороду: «Установление суммы отличий древненовгородского диалекта, естественно, направило исследовательскую мысль к поискам аналогов этим диалектным признакам в других славянских языках. Результатом таких поисков стал вывод о том, что исходная область славянского заселения Псковского и Новгородского регионов находилась на территории славянской южной Балтики».
* * *
Что же там было в то время, в этой южной Балтике?
Дело в том, что в Балтийском Поморье, на территории, занимавшей треть современной Германии и значительную часть Польши, обитало многочисленное славянское население. То была ещё одна ветвь славянства, ныне исчезнувшая. Эти племена имели большие города и своих королей. Быть может, самыми воинственными были велеты, которых звали также лютичами или вильцами (волками). На востоке от них жили поморяне, на юге – древане. Но нас больше интересуют бодричи, или, как их ещё звали, ободриты, возглавившие Ободритский союз. Столицей их был Велиград (ныне Мекленбург). Кроме бодричей, в союз входили два менее значительных племени – варны и полабы – и одно, бывшее на слуху не меньше ободритов, – вагры, столица которых называлась Старград (Ольденбург) – город, известный с IV века.
По мнению Михаила Ломоносова, именно от слова «вагры» происходят и «варяги». Но даже если это не так, совершенно верна главная мысль учёного, высказанная им в «Древней Российской Истории». Вагры, бодричи, руяне, датчане, норманны, финны, пруссы и так далее были в ту эпоху одной общностью. Поэтому спор, кто основал русское государство – славяне или скандинавы, – лишён всякого смысла.
К сожалению, поморские славяне наших археологов интересовали слабо, долгое время считалось, что нас с ними мало что связывает. Художник Илья Глазунов однажды побывал в ГДР на археологических раскопках, которые велись на острове Рюген – древнем нашем Руяне. Предположительно, это тот самый Буян, который можно встретить в русских сказаниях. Один из немецких археологов с досадой сказал в присутствии Глазунова: «Здесь всё до магмы славянское!» Когда художник спросил, почему с ними не работают советские археологи, ответ был: «А им это неинтересно». Увы, трудно здесь не повторить с горечью вслед за Пушкиным: «Мы ленивы и нелюбопытны».
Славяне в тех местах были столь сильны, что завоевать их ни у кого не вышло. Но постепенно они ассимилировались – растворились в окрестных народах. Ободриты, вагры, руяне стали немцами, переименовавшими Поморье в Померанию, а лютичи и поморяне – поляками.
Остров Руян интересен ещё и тем, что в его столице Арконе стоял главный идол славян Поморья – четырёхликий Световит. Разрушил Аркон в XII веке король Дании Владимир I Великий, имя которого в Европе переделали на Вальдемар. Он был сыном короля ободритов Кнуда Лаварда и внучки князя Владимира Мономаха, которую в Европе звали Ингеборга Мстиславна. К сожалению, настоящее, русское, имя королевы неизвестно. Владимира она, согласно сагам, родила в Киеве. Спустя какое-то время, в 1234 году, руяне освободились от датского владычества. Ещё веком позже, в 1325 году, умер их последний правитель – Вислав III, а в 1404 на Рюгене (Руяне) отошла ко Господу последняя славянка по имени Гулицина. Так закончилась история славянского Поморья. Но в новгородцах, русских поморах, архангельских, вологодских и вятских жителях продолжает течь кровь бодричей, вагров, руян.
Иоакимовская летопись
Пояснив, кто такие словене и как они связаны с Южной Балтикой, мы можем двинуться дальше. Итак, согласно преданиям Рюрик был призван по совету Гостомысла, одного из новгородских правителей.
Но дело в том, что никакого Новгорода в тот момент ещё не было, его основали уже после смерти Рюрика. А у Нестора Летописца в «Повести временных лет» о Гостомысле почему-то не сказано ни слова. Лишь начиная с XV века его имя появляется в общепризнанных источниках – русских летописях, прежде всего новгородских. Так существовал ли он вообще? У нас ведь до того иные договариваются, что считают его названием какой-то купеческой партии в ещё не построенном Новгороде.
Это связано с тем, что большая часть древних хроник до нас не дошла, погибла. Есть, правда, одно исключение. Наиболее полно освещает историю Гостомысла Иоакимовская летопись, написанная, судя по всему, первым новгородским епископом Иоакимом – современником святого князя Владимира. Именно из воспоминаний владыки мы знаем, что Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня – огнём. Сам Иоаким был против столь энергичных мер. В то время как Добрыня грозил горожанам, не желавшим пускать его в город, епископ находился в Новгороде, тихо-мирно обращая его жителей ко Христу.
Летопись была обнаружена В. Н. Татищевым – сподвижником Петра Первого, основателем Екатеринбурга и Перми. В честь Татищева ставятся памятники, его именем называют улицы. Но сверх того Василий Никитич был одним из основоположников российской исторической науки. Тетради, куда была переписана Иоакимовская летопись, точнее часть этих тетрадей, передал Татищеву один из близких родственников – настоятель Бизюкова монастыря Смоленской губернии архимандрит Мелхиседек (Борщов). Татищев выписал оттуда всё самое интересное, после чего вернул рукопись обратно. Архимандрит вскоре умер, и тетради затерялись.
Двести лет ведутся споры, выдумал Татищев Иоакимовскую летопись или нет. Карамзин считал её шуткой, Соловьёв – подлинным документом. Последние открытия археологов подтвердили целый ряд фактов, заявленных в дошедших до нас фрагментах летописи. Обнаружено, например, что князь Святослав и в самом деле жестоко гнал христиан, а Добрыня «крестил» новгородцев огнём. В общем, судя по всему, в руках Татищева действительно побывал список древнейшей русской летописи.
Гостомысл и Рюрик
Согласно ей Гостомысл – реальный человек. Что же рассказывается о Гостомысле в Иоакимовской летописи?
Читаем: «Буривой, имея тяжкую войну с варягами, неоднократно побеждал их и стал обладать всею Бярмиею до Кумени. Наконец, при оной реке побеждён был, всех своих воинов погубил, едва сам спасся, пошёл во град Бярмы, что на острове стоял, крепко устроенный, где князи подвластные пребывали, и, там пребывая, умер. Варяги же, тотчас пришедшие, град Великий и прочие захватили и дань тяжёлую возложили на славян, русь и чудь. Народ, будучи не в силах терпеть тяжёлый гнёт варягов, послал к Буривою просить у сына его Гостомысла, чтобы тот пришёл и княжил в Великом городе. И когда Гостомысл принял власть, то он убил тамошних варягов, а других прогнал, от дани варягам отказался, и пошёл на них войною, и победил, и построил город на берегу моря, назвав его в честь своего старшего сына Выбором, заключил с варягами мир, и наступила тишина во всей земле. Этот Гостомысл был мужем очень храбрым, а также и мудрым, для всех соседей своих был страшен, а людьми своими – любим, так как судил справедливо. Поэтому и соседние народы его уважали и давали ему дары и дани, живя с ним в мире, и многие князья из далёких стран приходили морем и сушею насладиться его премудростью».
Бярмия (Биармия), где действовал, по словам Иоакима, отец Гостомысла Буривой, – это, судя по всему, Карелия, а река Кумень – старое русское название финской реки Кюмийоки. Никаких других упоминаний Буривоя в исторических анналах нет. Теоретически отец Гостомысла мог править Ладогой, основанной не позже 753 года, но нас интересует другое.
Согласно епископу Иоакиму Рюрик был внуком Гостомысла и сыном его дочери Умилы, но это ни доказать, ни опровергнуть сегодня невозможно. Поэтому остановимся на том, что знаем точно. А знаем мы, что Гостомысл – не выдумка русских летописцев. Был такой человек, упоминание о котором мы встречаем сразу в двух древних и очень авторитетных европейских хрониках.
В анналах Ксантена за 844 год читаем: «В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же короли пришли к нему и принесли клятву верности».
В Фульдских анналах обнаруживаем следующую запись: «Хлудовик пошёл войной на ободритов, которые замышляли измену, и подчинил их. Король этого народа Гостомысл погиб, и Хлудовик велел эту страну и её народ, которые по воле Божьей подчинились ему, передать под управление герцога».
Вендами германцы называли славян, а ободриты, бодричи, как уже было сказано, название одного из племён, обретавшихся на берегу Балтики, где находится ныне германский город Мекленбург, в прошлом – Велиград. Да-да, тот самый Великий город, в котором, согласно Иоакиму, правил Гостомысл. Бывал ли Гостомысл на Ладоге? Вполне возможно. Западные славяне колонизировали земли будущей Новгородской земли достаточно активно.
Нам неизвестно, был ли Рюрик внуком Гостомысла, но вот то, что Гостомысл назвал его в качестве преемника на смертном одре, вполне вероятно. Не стану здесь выстраивать никаких гипотез, вместо этого предлагаю обратиться ещё раз к Кстантенским анналам. Итак, Гостомысл погиб в 844 году. Кто же сменил его на троне? А Рюрик и сменил. В хронике за следующий, 845-й, год читаем: «Вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, поражённый Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским Богом, они это сделали, и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели».
Здесь описывается очередной эпизод борьбы славян-язычников с франками.
Итак, наши предания о Гостомысле и Рюрике имеют под собой прочную основу, просто наблюдается путаница между новгородскими и западнославянскими землями. Путаница не сказать чтобы радикальная. В Ладоге Рюрик действительно правил, но появился он там через много лет после того, как побывал в королях ободритов.
Рюрик
Рюрик в «Повести временных лет» возникает у Нестора Летописца как-то уж очень неожиданно – можно сказать, ниоткуда. В таком виде предание о нём и законсервировалось. Хотя существует гипотеза, что наш русский Рюрик и хорошо известный историкам датчанин Рорик Ютландский – это одно и то же лицо. Из известных учёных её поддерживает профессор Анатолий Кирпичников – многолетний руководитель раскопок в Старой Ладоге. В своё время его предположение поддержал академик Борис Рыбаков. К этой версии постепенно склоняется всё большее число российских и европейских учёных.
Посудите сами: Рюрик, Рорик, Рёрик – это одно и то же имя. Можно возразить, что существовали два человека с одним именем, но есть и другие аргументы.
Полностью совпадает время, когда они жили. Рюрик Русский скончался в 879 году, Рорик Ютландский – до 882 года. Когда точно – неизвестно.
До начала 60-х годов IX века Рорик Ютландский был потрясателем Европы, его именем пугали детей, а в Ксантенских хрониках назвали «язвой христианства». Но «язвой» он стал не потому, что у него вдруг испортился характер.
В 826 году дядя Рорика – правитель полуострова Ютландия конунг (соответствует герцогу или королю) Харальд Клак – принял крещение. Возможно, вместе с племянником, в надежде, что франки помогут им отстоять их владения. Крёстным отцом Харальда был сам император Людовик Благочестивый, и какую-то поддержку конунг, скорее всего, получил. Он привёз в Ютландию монахов, начал крестить местных данов, но король Дании Хорик, обвинив Харальда в измене языческой вере, смог отнять полуостров. Жемчужиной Ютландии был город Хедебю – крупнейший порт на Балтике. О его возвращении Харальд и Рорик мечтали потом всю жизнь.
На рубеже 40-х годов IX века Рорик с Харальдом помогли принцу Лотарю в борьбе с его отцом – императором Людовиком. За это им была дана в удел Фризия, иначе называемая Фрисландией, которая ныне входит в состав Нидерландов. Но населявшее её германское племя фризов, самых рослых и сильных жителей побережья Северного моря, не исчезло. Сотни тысяч их потомков доныне живут в Нидерландах, Германии и Дании. С большой долей вероятности можно говорить о том, что какие-то их общины добрались до новгородских пределов.
Самым значительным городом Фрисландии был богатый портовый Дорестад, где перегружались с речных кораблей на морские товары, доставляемые по Рейну из глубин континента.
В 844 году Лотарь отнял город у Харальда и Рорика, а самих их заключил в тюрьму по обвинению в измене. Харальд так в узах и умер, а Рорик из заключения сбежал и начал мстить, опустошая владения Лотаря пиратскими набегами. Возможно, именно тогда он успел побывать и королём бодричей, с престолом в Велиграде. В 850 году Рорик и его двоюродный брат – сын Харальда Годфред – отвоевали обратно Дорестад и всю Фризию, заодно захватив и Утрехт. Император Лотарь смирился, а епископ Утрехта едва успел унести ноги – судя по всему, христианином Рорик был номинальным. В Дорестаде ему не сиделось, он мечтал вернуть своему роду Ютландию, но потерпел поражение.
В 864 году Рорика постигла новая беда: город Дорестад погиб в результате стихийного бедствия: страшные штормы, сопровождавшиеся наводнениями, затопили побережье Фрисландии и Голландии. Когда вода спала, эти места оказались покрытыми мощными отложениями песка. Остатки Дорестада были погребены под дюнами, а устье Рейна переместилось. Спустя три года во Фризии началось восстание, Рорик с братьями вынужден был бежать.
* * *
Примерно в это же время на Ладоге и появляется непонятно откуда князь Рюрик. В «Повести временных лет» говорится, что это произошло в 862 году, но хронология Нестора Летописца весьма относительна. Если ей верить, то святая княгиня Ольга вышла замуж в 903 году, а князя Святослава родила почти через сорок лет после этого, будучи, по меркам того времени, глубокой старухой.
Поэтому Рюрик мог появиться в Ладоге через какое-то время после указанной в «Повести» даты. После 873 года упоминаний Рорика в европейских анналах нет, говорится лишь о его двоюродных братьях Рудольфе и Годфреде. Но умер Рорик явно позже 873 года, так как лишь в 882 году Годфред становится единоличным правителем Фрисландии.
Мог ли Рорик из беспокойной, обнищавшей Фризии отправиться на Ладогу? Да, мог. Велиград, где в 845 году правил некий Рорик, и Ладога, где правил загадочный Рюрик, были опорными пунктами торгового пути из арабских земель в Европу. И здесь, и там археологи время от времени обнаруживают идентичные клады серебряных арабских монет, датируемые IX–X веками. Балтийские славяне и норманны жили и в Велиграде, и в Ладоге, составляя, по сути, единую общность. Так же, как, например, русские, русские немцы и татары живут в России. Поэтому можно с полной определённостью сказать, что Рорик, король бодричей, и Рюрик русский – это один и тот же человек.
Вероятность же того, что в Европе его звали Рорик Ютландский, довольно велика, хотя и требует дальнейших исследований. В любом случае, никакого особого призвания варягов на Русь не было. Общность балтийских народов, прежде всего славян Поморья и тесно связанных с варягами кривичей, колонизировала земли будущей Новгородской земли. Вместе с карело-финскими племенами они призвали конунга, которого хорошо знали, как минимум, со времён Гостомысла. В жилах Рюрика, согласно письменным источникам и исследованиям генетиков, могла течь славянская, датская, финская кровь, он был плоть от плоти Балтийского мира, так же как и последний наш царь св. Николай Александрович Романов.
При всём том Русь началась, конечно, не с Рюрика, который правил лишь малой её частью, по сути лишь Ладогой и частью других новгородских земель, защищая их от набегов викингов. Началась она со святого князя Владимира, положившего в основу Русской земли братство во Христе всех народов, её населявших. Но это уже совсем другая история.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий