Бог поругаем не бывает

001григорян

В книге Сергея Нилуса «Сила Божия и немощь человеческая» можно прочитать воспоминания оптинского насельника игумена Феодосия (Попова). В одном из эпизодов речь идёт о несчастном брате монаха, который долгое время был успешным купцом, но всё дальше отходил от Церкви. И вот однажды они встретились. Купец, выпив изрядно кахетинского, решил покуражиться, спросив:
— А ведь ты, вероятно, думаешь, что всё, что я имею, дал мне твой Христос?
— А кто же? — ответил отец Феодосий.
Брат указал на свой лоб и объявил:
— Вот кто, а не твой Христос!
Это было настолько вопиюще, что монах вспылил, о чём жалел потом, в чём каялся до последних дней жизни. В страшном гневе он переспросил:
— И ты, мерзавец, дерзко отвергаешь милость к тебе Божию и относишь всё данное тебе к своему уму, отвергая даже имя Господне?
— Да, конечно, — повторил купец. — Конечно, не твой Христос!
— Сейчас вон от меня, мерзавец! – закричал отец Феодосий и, отослав из комнаты старшего сына брата, своего племянника, произнёс:
— А тебе говорю: будь ты, анафема, проклят! И попомни, что я тебе скажу: ступай теперь на Кавказ и смотри, что дадут тебе отныне твой ум и твоё безумие! Ты мне рассказывал, как пароходные капитаны говорят: «Стоп машина», – и пароход останавливается. И я тебе теперь говорю: стоп машина, во всех твоих делах!
В самом скором времени на купца обрушилось множество несчастий, он разорился и выстрелил себе в рот из револьвера. Повторю, отец Феодосий потом горько жалел о своей несдержанности, тем более что Церковь подобные анафемы строго воспрещает. Но сказанного было уже не воротить, да и нет никаких оснований полагать, что, будь он сдержаннее, с братом всё было бы в порядке. Самомнение, непонимание, Кто является источником всех благ, – это стихия, которая разрушительна сама по себе.
Эта история мне вспомнилась, когда я узнал о том, что в Ухте на Страстную седмицу Газпром решил подвести итоги творческого конкурса «Серебряные кружева». Конкурс сам по себе замечательный, но дико было объявлять его результаты в Великую субботу, с последующим банкетом и дискотекой, которая пришлась как раз на начало Пасхального богослужения. Уже на гала-концерте, который начался за несколько часов до праздника, не все хлопали, многие начали покидать зал – возможно, чтобы подготовиться к службе в храме Новомучеников, построенном, между прочим, при участии «Севергазпрома». Разумеется, никто из его менеджеров не задумывал кощунства, за случившимся нет ничего, кроме безбрежного равнодушия к Воскресению Христову. О празднике просто забыли.
Я не буду спрашивать, насколько это спасительно, с этим всё понятно. Я хочу спросить: насколько это умно?
Вспомним колоссальные свершения 1930-х годов, какие безумные усилия были потрачены на подготовку к войне, сколько миллионов людей погибло в результате коллективизации, голода, репрессий. Власть к тому времени у нас была вполне рациональной. Ошибочно думать, что десятки тысяч расстрелянных, великое множество разрушенных храмов – это следствие какой-то специфической ненависти к Церкви. На самом деле устраняли всех, кто мог хотя бы теоретически помешать индустриализации, подготовке к войне. И что же? В первые же месяцы после 22 июня лишились почти всей техники, огромного числа заводов и так далее.
Этого не нужно даже объяснять Божьим наказанием – сами себя наказали, перестав понимать простейшие вещи. Какую кашу нужно было иметь в головах, чтобы в канун войны вместо сплочения народа взять да и разодрать ему душу жесточайшими гонениями и осквернением святынь? А чего стоила идея разместить близ границы гигантские запасы продовольствия, горючего и прочих припасов? Их хватило потом немцам на многие месяцы, а стало это следствием гордыни, самонадеянности нашей власти, утратившей связь не только с Богом, но и с реальностью. Лишь после того, как кремлёвская власть пришла в себя, начали побеждать. Обращаюсь к неверующим: случайно ли это совпало с прекращением гонений и открытием храмов? Даже с точки зрения сугубо практической, это звенья одной цепи. Взялись за ум, заложив этим камень в основание Победы.
Подлинно рациональное, на самом деле, глубоко мистично. Ещё одна история, случившаяся на эту Пасху. Киевский Патриархат решил первым привезти на Украину Благодатный огонь. В 2013-м он погас у раскольников в их главном храме – Владимирском соборе Киева. На следующий год, когда лжепатриарх Филарет благословил войну, Огонь погас у его делегации ещё в Иерусалиме. В этом году решили устроить соревнования с православными, взяв билеты на самолёт, вылетающий из Святой Земли в 16.30 по киевскому времени. Но самолёт улетел без делегации. Бывший президент Виктор Ющенко и другие борцы с истинной Церковью вызвали хохот всей страны, сообщив, что они не успели на рейс, потому что Благодатный огонь сошёл… с опозданием – не в три часа, как рассчитывали, а в 15.20 по киевскому времени. То есть на этот раз уже не Россия, а Сам Господь оказался виноват. Как водится у этой публики, соврали. Огонь на самом деле сошёл в 14.31 по киевскому времени. А ведь это не менеджеры Газпрома, которые перекреститься не умеют, а люди, хвастающиеся своей церковностью. Этим людям почему-то кажется, что им всё сойдёт с рук. В Петербурге в пасхальную ночь какие-то «проукраинские» активисты подожгли общественный музей Новороссии. Ну хорошо, не любите вы «сепаратистов», но хоть на несколько часов на Пасху уймитесь, не гневите Бога своей ненавистью, своей страстью к поджигательству.
За всеми печальными, подчас трагическими переменами в мире, которые происходят в последние годы, мы видим небрежение о Господе. Ещё тридцать лет тому назад Европа была христианской и напоминала некоторым моим знакомым, побывавшим там, рай на земле. У меня товарищ в ту пору на некоторое время потерял рассудок после возвращения из Гамбурга. Сегодня, несмотря на колоссальный рывок в области технологий, Европа мало кого уже способна очаровать. Проблемы, опасности, горы мусора, повреждения всего, до чего могут дотянуться вандалы, нарастают слишком стремительно.


Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий