Последние уроки

Случаи с умирающими больными, показывающие, чему может научить смерть

Протоиерей Сергий Филимонов, доктор медицинских наук

Многие современные врачи стараются бороться за жизнь больного всеми возможными способами, ошибочно воспринимая смерть как зло. Иная группа врачей придерживается другой крайней точки зрения: что больные имеют право на досрочную смерть, распоряжаясь жизнью не как даром Божиим, а по своему усмотрению, как личной собственностью. Только часть из них воспринимает смерть как необходимое благо, милостью Божией, прерывающую цепь земных человеческих страданий, искушений и испытаний.

К сожалению, сегодня огромное количество людей умирает без Бога. Такой важной и необходимой встречи больного с Богом в момент смерти, в том числе и по вине врачей и медперсонала, не происходит. Святой Николай Сербский говорит: «Это не просто проблема, это трагедия жизни человеческой в последние времена».

В этом контексте задачей врача в последние минуты жизни больного является помочь ему хотя бы в том, чтобы он обратил свой взор к Богу, увидел Его через смертные пелены и с Его помощью преодолел предсмертные искушения.

Врач и его умирающий больной могут встретить четыре основных искушения от демонов в час смерти, о которых в своё время писал св. Никодим Святогорец: «1) колебания веры; 2) отчаяние; 3) тщеславие; 4) разные образы, в какие облекаются демоны и какие представляют отходящим».

Первое искушение – колебание веры. Сутью этого искушения является появление у умирающего христианина помыслов неверия в существование Бога и истинности Слова Божия в Священном Писании или извращении его смысла.

Преподобный Никодим советует преодолевать такие колебания веры молитвой «Боже мой!.. Ускори на помощь мне и не дай мне поколебаться… в истине святой веры Твоей».

Второе искушение – отчаяние. В канун смерти может возникать страх от воспоминания множества содеянных за жизнь грехов. Св. Силуан Афонский говорит, мол, бойся двух помыслов: «Ты святой» и «Ты не спасёшься». Это две крайности помыслов, в которые может впадать умирающий. На фоне физического страдания от сильных болей отчаяние может подтолкнуть к самоубийству и согласию на эвтаназию. Этого-то и добивается враг.

Для преодоления этого искушения православному врачу следует укреплять в сердце больного «веру в искупительную силу крестной смерти Господа» молитвой за него и чтением Святого Евангелия.

И вот какою молитвой прилично, вступая во врата смерти, возмолиться к Господу Богу: «Господи! Множество имею я причин опасаться, чтоб Ты не осудил меня и не отверг за грехи мои по правде Твоей, пощади меня, бедную тварь, осуждаемую грехами своими, но омываемую безценною кровию Сына Твоего; сотвори со мной по милости Твоей».

Третье искушение – тщеславие. Через внушение тщеславных помыслов умирающему диавол старается заставить человека все добрые дела жизни приписать себе и вызвать самодовольство проведённой жизнью. Как денница спал с Неба за гордость, так и человек навечно ниспадает с лестницы спасения за тщеславие незадолго до смерти. Поэтому врачу следует пояснять это больному и наставлять его примерно так: «Если случится, что тебе придёт на ум какое-либо твоё доброе дело, помышляй, что это Бог совершил его в тебе и тобой, а не ты, и что все твои рвения, усилия и подвиги были бы тщетны и бесплодны, если бы Бог не посодействовал им и не действовал в них».

Четвёртое искушение – призраками. Умирающие люди могут видеть разные образы и видения. В одном случае это видения потустороннего мира, которые ранее были преждевременны и недоступны. В другом – плод больного воображения. В третьем – бесовское наваждение в виде различных призраков, постигаемых обычным зрением. Святые отцы запрещают входить в общение с какими бы то ни было призраками, так как человек может выйти из этого общения умоповреждённым и даже духовно погибнуть вследствие обольщения похвалами и достоинствами. Поэтому врачу следует упомянуть своему подопечному и об этом искушении.

Умирающие испытывают и другие искушения и трудности не только духовного, но и естественного характера – боль, физические и душевные мучения, оставленность Богом и людьми и др.

По нашему опыту, согласно физическим, психическим и духовным особенностям,существует девять основных групп умирающих больных. Какими бы разными ни были больные этих групп, смерть учит тому, что в её преддверии решать серьёзные духовные проблемы часто бывает поздно.

Врач может столкнуться с искажением некоторыми умирающими больными понимания Церковных Таинств, суеверием и мнительностью.

Больному П., 70 лет (2008 г.), незадолго до смерти было предложено исповедоваться, причаститься и собороваться. Больной выразил согласие. Сестра милосердия приготовила пациента к Таинствам. В день, когда со священником было договорено о совершении Таинств, родственники больного отказали в проведении Таинств со следующей мотивировкой: «Эти мероприятия необычны для нашей семьи, они психологически окажут на нас тяжёлое воздействие. Соборование и причастие совершается, как мы слышали, для умирающих людей, а мы надеемся на выздоровление»

Следовательно, некоторые больные воспринимают Таинства Церкви не как укрепление души и тела на перенесение болезни, а как последнюю печать, фиксирующую окончание их земной жизни.

Из-за отчаяния и безысходности («искушение отчаянием») некоторые умирающие больные, цепляясь за последний шанс, обращаются за помощью к колдунам и «целителям». Врачу следует знать об этом и стараться ограждать больных от этого рокового шага, который может пагубно отразиться на загробной участи.

Больная М., 35 лет, около 5 лет назад вышла замуж за мусульманина, под давлением мужа отреклась от христианства и приняла ислам. В 2007 г. тяжело заболела. Имела разговор с крёстной матерью о возвращении в православие. Около полугода не могла принять решение по причине угроз со стороны мужа физической расправой. Через полгода заболела раком гортани. Была прооперирована, прошла курс лучевой и химиотерапии. Через некоторое время были обнаружены метастазы. После разговора

с крёстной матерью решилась на тайное возвращение в православие. Прошла краткий курс подготовки, катехизации по обращению к православной вере от магометанства. Тайно прошла чин присоединения к Православной Церкви, исповедовалась и причастилась. Через некоторое время в связи с отсутствием улучшения состояния и исцеления от рака обратилась за помощью к экстрасенсам и колдунам. Спустя два месяца скончалась без покаяния.

Ряд больных, предчувствуя скорую смерть, быстрее задумываются и принимают решение, влияющее на спасение души. Ощущение смерти как бы подталкивает их к определённости в жизненном выборе, который, будучи здоровыми, они осуществляли годами.

Больная К., 57 лет, находилась в гинекологическом отделении больницы по поводу неоперабельной опухоли матки. Около 15 лет назад отошла от православия и стала ходить к протестантам. После беседы с сестрой милосердия и священником изъявила желание вернуться в Православную Церковь. Высказывала сомнение и страх, что не сможет нормально изучить основы православия и быть настоящей христианкой, так как после выписки из больницы будет практически прикована к постели и плохо себя чувствовать. Приимет ли Господь такое воцерковление? Больная была успокоена тем, что Господь «целует» и намерение и «двумя лептами» малыми не гнушается. Поэтому надо воцерковляться, а Господь всё Сам управит. Больная согласилась, прошла чин присоединения к православию, исповедовалась, причастилась. Господь упредил её внутренние терзания. Через три дня больная с умиротворённой совестью неожиданно умерла.

Таким образом, смерть приносит большую пользу, так как застаёт человека в примирённом с Богом состоянии и упреждает возможные будущие терзания и ошибки.

Смерть может научить врача уважать, понимать и принимать Промысел Божий о каждой отдельной душе. Об этом свидетельствует следующий пример.

Один пятилетний мальчик около 200 лет назад умирал от дифтерии гортани. Его мама усиленно молилась о сохранении во что бы то ни было жизни ребёнка, но при этом не добавляла: «Да будет воля Божия», «Не как я хочу, а как Ты хочешь». Господь ответил на мольбы женщины. Ей была показана вся жизнь будущего ребёнка в разных возрастах: юность, учебный корпус, офицерство, война, тайный кружок, попытка переворота власти, камера и виселица. Когда женщина воскликнула: «О нет!», было поздно. Ребёнок был здоров, болезнь исчезла. Через 30 лет, став государственным изменником и выступив против царя, он закончил жизнь на виселице.

Смерть показывает также, что, цепляясь за последнюю соломинку, некоторые больные соглашаются на предложение врача вызвать священника. Однако врачу надо быть готовым к тому, что это согласие не всегда будет искренним и может оказаться потребительским по отношению к Богу. Внутренним принципом таких больных является «попробую церковное, может быть, поможет».

В 1998 г. больной Х., 53 лет, заведующий хирургическим отделением одной из больниц города, невоцерковлённый, находясь в тяжёлом состоянии, незадолго до смерти согласился на уговоры верующего медперсонала исповедоваться и помолиться: «И так плохо. Может быть, что-нибудь церковное поможет». После исповеди, молитв и помазания елеем согласился подготовиться к причастию. Вскоре наступило резкое улучшение состояния: исчезли жар, температура, появились силы ходить и аппетит. Когда на этом фоне священник повторно пришёл, чтобы причастить больного, тот не пустил его в палату и, замахав руками, восклицал: «Идите, идите, ничего больше не надо». Через три недели пациент скончался.

Врач не должен унывать, когда будет разочарован подобным случаем, а должен смиряться перед тем, что у каждого человека свой выбор, свой жизненный путь и свой смертный опыт, и давать каждому умирающему больному шанс встречи с Богом через священника, даже если этого не произойдёт. Всё в руках Божиих.

Врач не всегда может способствовать христианскому приготовлению к смерти больного. Бог попускает больному выбирать самому. Врач должен искать контакт с самим умирающим и донести до него его личную ответственность за свою судьбу, независимо от позиции родственников.

Больной Н., молодой врач 30 лет, в сентябре 2008 г. поступил в проктологическое отделение городской больницы. В результате обследования был поставлен диагноз: рак прямой кишки. Родственниками жены больного был приглашён священник. После разговора со священником больной согласился первый раз в жизни исповедоваться и причаститься. К больному была направлена сестра милосердия, которая подготовила больного к исповеди. Вскоре сестре поступил звонок от отца больного, что в услугах священника его сын не нуждается. Сестра милосердия доложила священнику, и тот благословил услышать отказ от Таинства непосредственно из уст пациента. Сестра позвонила, но трубку сына поднял отец и повторно в жёсткой форме отказал в предсмертном христианском напутствии сына, взяв ответственность на себя: «Мы к этому не привыкли, мы этого не понимаем». Священник благословил сестру прекратить попытки прорваться к больному и доложил родственникам жены о произошедшем, но те ничего не смогли сделать в сложившейся ситуации. Через два дня больной умер без христианского напутствия.

У Бога нет бессмысленных страданий. Поэтому врачу следует учиться понимать их христианский смысл. Врачу необходимо помнить, что, если больной не потерян для Бога в плане спасения души до последних секунд жизни, значит, он не потерян и для врача, для его терпения и молитв. Бог может проявить вмешательство в любую угасающую жизнь, непосредственно, по Своей воле и желанию. В этом убедил нас следующий случай.

Больная Г., 59 лет, бывшая главная сестра терапевтического отделения больницы, невоцерковлённая, периодически находилась в 1996 г. в стационаре для поддерживающей терапии по поводу рака матки, с метастазами в тела позвонков. С конца 1996 г. была обездвижена. В течение 1,5 лет сёстры милосердия неоднократно беседовали с больной и осуществляли медицинский уход за ней. Больная продолжала оставаться неверующей. Неоднократные встречи со священником также не привели к положительному результату. Во время последней встречи со священником больная заявила, что пока она сама не побывает на том свете и не пообщается с умершими, не уверует. Священник покинул палату, помолился за больную и принял решение прекратить бесполезные разговоры. Через три недели больная сама вызвала священника и попросила научить её молиться, исповедовать и причастить. При этом она рассказала следующее: в ночь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы она временно умерла и попала на тот свет. Там она действительно встретилась со своими умершими родственниками и общалась с ними, ей был показан вход в рай и вход в ад, но к райским дверям она не смогла даже приблизиться, так как не знала ни одной молитвы, и мост через огненную реку был для неё закрыт. Она просила у Бога помощи, так как испытывала сильный болевой синдром в спине. Ей дали небольшое молитвенное правило в виде самых простых молитв: «Господи помилуй» (12 раз) и славословия Богу. Затем она была отправлена обратно на землю с благословением совершать это правило утром и вечером. Ей было показано, кто из персонала больницы умрёт в ближайшее время. Когда она пришла в себя, то почувствовала, что боли прошли и в течение последующих трёх дней больная обходилась без наркотических анальгетиков, хотя до этого использовала их около трёх раз в день. Очнувшись, она кричала из палаты на всё отделение: «Верьте, люди, Бог есть!» Больная скончалась примерно через три месяца после события. За это время она исповедовалась, неоднократно причащалась Святых Тайн, соборовалась. Умерла она глубоко верующим человеком.

Другой случай, который произошёл в 1997 году.

Некрещёная озлобленная умирающая больная в реанимации на каждую сестру милосердия реагировала криками: «Пошла вон». Однако за несколько минут до смерти она сама попросила её покрестить, что и было совершено.

Третий случай произошёл в те же годы.

Монах И., 75 лет, в 1996 г. попал в реанимационное отделение городской больницы г. Киева в предсмертном состоянии. Через несколько дней после поступления рядом с ним был госпитализирован другой человек, оказавшийся некрещёным. После совместных бесед с монахом больной принял Святое Крещение, причастился Святых Христовых Тайн. Через несколько дней соборовался и вскоре скончался и был погребён как христианин. После кончины больного у монаха И. наступило быстрое выздоровление, он был выписан и прожил ещё несколько лет.

Удивительны пути Промысла Божия.

Протоиерей В., 80 лет, в 2007 г., в предсмертном состоянии был соборован в реанимации ВМедА Санкт-Петербурга. Рядом с ним оказалась умирающая женщина, также изъявившая желание быть соборованной. После соборования на своих ногах вышла из реанимации в коридор, испугав дежурного врача словами: «Мне здесь больше нечего делать». На следующий день она была выписана.

Врач, особенно анестезиолог-реаниматолог, должен быть внимателен к своевременному выявлению религиозного статуса пациента, иначе это может трагически повлиять на его загробную участь.

Заведующий реанимационным отделением одной из клиник Санкт-Петербурга обратился в 1995 г. за помощью пособоровать своего друга-врача, поступившего в реанимацию. После выяснения у родственников, крещёный он или нет, оказалось, что много лет тот ходил в церковь и проявлял уважение к вере, а крещёным не был. Так как время было упущено, больной потерял сознание и остался без христианского напутствия. Когда тот был в сознании, его ещё было возможно покрестить страха ради смертного. Реаниматолог сокрушался, что не выяснил религиозного статуса умирающего друга и тот умер некрещёным.

Врачу следует помнить, что «там, где вмешивается Господь, нарушается естества чин» и относиться к своим медицинским знаниям с этой поправкой. Даже в состоянии комы больной ещё не потерян в духовной перспективе. Об этом говорит следующий случай.

В 1998 г. священника пригласили к больной в состоянии комы. В момент прихода священника в палату больная вышла из комы, совершенно сознательно исповедовалась, причастилась, собеседовала. К вечеру она опять впала в кому и через несколько дней умерла.

Такие случаи редки, но могут быть. Врачам и священникам следует знать, что они бывают, и быть готовыми не упустить драгоценные минуты.

Иногда Господь проявляет Своё вмешательство даже за порогом смерти.

В 1965 г. в г. Барнауле (СССР) во время операции по поводу рака IV степени (кишечника) умерла Клавдия Устюжанина. После смерти 9 дней она пролежала в морге, студенты уже начали отрабатывать на её трупе операции. В это время она была на том свете, ей всё было показано. По молитвам её умершего отца Господь вернул душу Клавдии обратно в тело, и она ожила («воскресла») прямо в морге среди трупов. После этого она изменила свою жизнь (была большой грешницей), воспитала сына, который стал священником (о. Александр Устюжанин) и служит сейчас под Москвой. После воскрешения прожила ещё несколько десятков лет, при повторном обследовании рак бесследно исчез.

Смерть учит тому, что грешники умирают люто и мучительно, а верующие люди «выкарабкиваются с того света» и живут дальше.

Смерть также учит покаянию даже самых закоренелых безбожников, учит вопить от сердца и искать угасающим взором Слышащего и Милующего, чтобы они хоть на пороге смерти потянулись к своему Создателю и Творцу.

«Тысячи и тысячи душ расстаются с телом на заре. И когда выглянет солнце, будет гореть оно как заупокойная свеча над тысячами мёртвых.

И вижу Тебя, Любовь моя, как Ты бдишь над многими тысячами умирающих и ждёшь, что призовут имя Твое. И смотри, некоторые из них раскаиваются за весь сон жизни и вопиют к Тебе о помощи.

Благослови, Господи, всех кающихся при смерти и отзовись на вопль их…

Утучнились и ослабели души грешников и опустились уже близко к аду. Любовь вечно бодрствующая, разбуди их до того, как смерть толкнёт их ещё на шаг глубже в сон, в вечный сон – сон страшный, над которым Ты не бдишь» (Свт. Николай Сербский).

Клинические случаи с умирающими больными показывают, что смерть, как педагог, ставит перед врачом определённые задачи: помочь больному преодолеть предсмертные испытания и искушения, сопроводить его до врат смерти и укрепить к переходу в иную жизнь через покаяние, молитву и церковные Таинства, чтобы его загробная участь была благоприятной.

Смерть жаждет, чтобы врач научил её быть христианкой.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий