О духовных законах Нарнии

В «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса, на первый взгляд, перемешаны все времена и пространства. Трудно отследить последовательность событий, не всегда понятно, в каком месте находится тот или иной герой. Тем не менее всё складывается в совершенно целостную картину. Для светских читателей это сказочная страна, где героев ожидают увлекательнейшие приключения. Читателям верующим Нарния открывает образ соотношения нашего земного мира с Царствием Небесным. А в нечастых появлениях (хотелось бы больше!) Аслана органично проступает Лик Бога.

Великий Лев Аслан творит мир песней: «Далеко во тьме кто-то запел. Трудно было понять, где это, – казалось, пение идёт со всех сторон, даже снизу. Слов не было. Не было и мелодии. Был просто звук, невыразимо прекрасный… И тут случилось два чуда сразу. Во-первых, голосу стало вторить несметное множество голосов – уже не густых, а звонких, серебристых, высоких. Во-вторых, темноту испещрили бесчисленные звёзды… Лев ходил взад и вперёд по новому миру и пел новую песню. Она была мягче и торжественней той, которой он создал звёзды и солнце, она струилась, и из-под лап его словно струились зелёные потоки. Это росла трава. За несколько минут она покрыла подножье далёких гор, и только что созданный мир стал приветливей. Теперь в траве шелестел ветер. Вскоре на холмах появились пятна вереска, в долине – какие-то зелёные точки, поярче и потемней. Когда точки эти – нет, уже палочки – возникли у ног Дигори, он разглядел на них короткие шипы, которые росли очень быстро. Сами палочки тоже тянулись вверх, и через минуту-другую Дигори узнал их – это были деревья».

Этот акт Творения выглядит так хорошо, красиво и правильно, что как-то сами собой забываются космологические гипотезы возникновения вселенной вкупе с теорией эволюции. А вспоминается начало Священного Писания, первая глава «Бытия».

Мир, сотворённый Асланом, – с «секретом». У него есть часть, видимая человеческому взгляду, и есть часть невидимая. Мир материальный и мир духовный, и оба они – здесь и сейчас. Духовный мир открывается человеку неожиданной и сказочной радостью: «И тогда произошло нечто удивительное, очень странное и отчасти курьёзное. Дети, естественно, ничего не слышали об Аслане, но стоило Бобру произнести это имя, их настроение сразу изменилось. Наверно, нечто подобное бывает лишь во сне… Сон становится таким чудесным, что вы запоминаете его на всю жизнь и всю жизнь будете мечтать ещё раз увидеть этот сон. Нечто подобное произошло и сейчас. Имя Аслана вызвало у детей сильнейшее душевное потрясение… Питер ощутил внезапный прилив отваги и жажду приключений. Сьюзен почудилось, что всё вокруг наполнил восхитительно-изысканный аромат и зазвучала сладостная музыка неведомых струнных инструментов, которая подхватила её и, нежно укачивая, повлекла куда-то. А Люси испытала то, что испытываем мы, проснувшись ясным солнечным утром и сразу вспомнив, что начались каникулы и впереди целое лето…» Это о призвании Божием, о первом прикосновении благодати, и счастлив тот, кто прожил эту Встречу.

В нашем земном мире, созданном Творцом, действуют не только физические законы, которые изучает наука, но и законы духовные. Они даже важнее тех, которые мы изучаем в школе. Потому что именно они действуют в вечности, в которой всем нам предстоит оказаться.

Льюис в «Хрониках Нарнии», хоть иногда и иносказательно, открывает многие законы Царствия Божия.

ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ.

Не все жители Нарнии верят в существование Аслана. И даже дети, в очередной раз попавшие в Нарнию из Англии, уже встречавшиеся с ним, не сразу могут его увидеть. Первой он открывается самой младшей – Люси:

«Она почувствовала, что целует его, пытаясь, насколько может, обхватить его шею, зарывает лицо в шелковистое великолепие гривы.

– Аслан, Аслан, дорогой Аслан, – всхлипывала Люси. – Наконец-то.

Огромный зверь перекатился набок, так что Люси оказалась – полусидя, полулёжа – между его передними лапами. Он наклонился и чуть коснулся языком её носа. Она смотрела не отрываясь в его большое и мудрое лицо.

– Добро пожаловать, дитя, – сказал он.

– Аслан, – проговорила Люси, – а ты стал больше.

– Это потому, что ты становишься старше, малютка, – ответил он.

– А не потому, что ты?

– Я – нет. Но с каждым годом, подрастая, ты будешь видеть меня всё больше».

Аслан объясняет Люси, что она должна уговорить всех остальных изменить маршрут и следовать за ним:

«– Другие тебя тоже увидят? – спросила Люси.

– Поначалу определённо нет, – сказал Аслан. – Позже – смотря по обстоятельствам.

– Но они же мне не поверят! – воскликнула Люси.

– Это не важно, – отвечал Аслан».

Изрядно поспорив с Люси, Питер, Эдмунд и Сьюзен всё же согласились с тем, чтобы она стала их проводником. Постепенно, по одному, они начинают замечать кого-то впереди:

«– Питер, Питер, – кричал Эдмунд, – ты видишь?

– Что-то вижу, – отвечал Питер, – но всё так обманчиво в лунном свете».

Здесь ответ на вопрос: «Зачем мне ходить в церковь, если у меня Бог в душе?» Вера прирастает делами веры. Сначала Бога мы видим, по словам апостола Павла, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», а по мере движения в Его сторону – всё чётче.

Сьюзен увидела Аслана последней:

«– Люси, – очень тихо сказала Сьюзен.

– Да? – отозвалась Люси.

– Я его теперь вижу. Мне стыдно.

– Это очень хорошо.

– Но всё гораздо хуже, чем ты думаешь. Я же поверила в него вчера. Когда он предупреждал, чтоб мы не шли в ельник. И я поверила в него ночью, когда ты нас будила. Я всё понимала, глубоко внутри. Или поняла бы, если бы позволила себе. Но я хотела одного – выбраться из леса и… ой, не знаю. И что же я ему скажу?

– Может быть, говорить особенно и не надо, – задумчиво ответила Люси».

Здесь Льюис представляет ещё один духовный закон –

ВЕЛИКОЕ МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ.

Для того чтобы получить Его прощение, достаточно сделать лишь один верный шаг навстречу Ему. Но иногда кажется, что легче пробежать марафон, чем сделать этот шаг.

Сьюзен уже сделала всё, что подобает в такой ситуации. Она увидела, что скрывается в глубинах её сердца. А «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15, 7).

Есть и такой духовный закон –

БЕЗ БОГА ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ НИЧЕГО.

Даже покаяться в своих грехах. У Льюиса покаяние – дело лап Аслана.

Юстэс – один из персонажей, обладающий чрезвычайно вредным характером, – превращается в дракона. Аслан приводит его к источнику и повелевает раздеться. Юстэс сдирает с себя драконью шкуру и радостно идёт к воде:

«Но когда я собирался окунуться, я увидел своё отражение. Шкура была такая же грубая, морщинистая, чешуйчатая. Ничего, подумал я, наверное, это ещё одна, нижняя, сниму и её. Я снова стал чесаться и скрестись, и нижняя шкура сошла не хуже верхней. Я положил её рядом и снова двинулся по ступеням. И опять всё повторилось, как в первый раз…

Тогда лев сказал: “Давай-ка я сам тебя раздену”. Я очень боялся его когтей, но теперь мне было всё равно, и я послушно лёг на спину. Он дёрнул шкуру, и мне показалось, что он мне сердце разорвёт. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдёт! Ну так вот, он содрал эту мерзкую шкуру, как трижды сдирал я, только теперь было больно, и бросил её на землю. Она была гораздо толще, грязнее и гнуснее, чем три первые. А я вдруг стал гладкий, как очищенный прутик, и очень маленький… Тут он подхватил меня лапами – тоже очень больно, без кожи-то! – и швырнул в воду. Вода обожгла меня, но через мгновение стало хорошо – я плавал, плескался, нырял, пока не почувствовал, что рука уже не болит. Тогда я и увидел, что снова превратился в человека».

Вот так и мы в мирской жизни можем сколько угодно заниматься самосовершенствованием и даже самостийно бороться с грехами (как мы их понимаем), а толку – ноль. Только Господь через Таинство крещения (погружение в воду источника), через боль отказа от себя восстанавливает в нас Человека.

Заключительную книгу – «Последняя битва» – можно назвать «Апокалипсисом Нарнии». Аслан говорит детям, погибшим в катастрофе: «Разве вы не догадались?.. Ваши папа и мама и все вы, как называют это в стране теней, – мертвы. Учебный год позади, настали каникулы. Сон кончился, вот и утро».

«И пока Он говорил, Он всё меньше и меньше походил на льва. А то, что случилось дальше, было так прекрасно, что писать об этом я не могу… Вся их жизнь в нашем мире, все приключения в Нарнии были только обложкою и титульным листом. Теперь, наконец, началась Глава Первая Великой Истории, которую не читал ни один человек на земле; Истории, которая длится вечно; Истории, в которой каждая глава лучше предыдущей».

Разве не об этой Истории писал апостол Павел? «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Христос открыл детям Свой истинный Лик. Сон кончился…

«И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое» (Откр. 21, 5). Чтобы хоть чуточку ощутить ту неудержимую радость, которую может испытать человек, простившийся с земной жизнью, прочитайте главу «Дальше вверх и дальше вглубь».

Чтобы это произошло и с нами, нужна такая «малость» – нужно просто быть знакомым с Асланом. Научиться видеть его уже здесь. Это вполне реально:

«– Ах, Аслан, – сказала Люси, – как же попасть в твою страну из нашего мира?

– Я буду учить вас этому всю жизнь, – ответил Лев. – Сейчас я не скажу, долог путь или короток, знайте лишь, что он пересекает реку. Но не бойтесь, я умею строить мосты. А теперь идите.

— Там тебя не будет. Как мы сможем без тебя жить?

– Что ты, моя дорогая! – отозвался Аслан. – Я там буду.

– Неужели ты бываешь и у нас?

– Конечно. Только там я зовусь иначе. Учитесь узнавать меня и под другим именем. Для этого вы и бывали в Нарнии. После того как вы узнали меня здесь, вам легче будет увидеть меня там».

«Там» – для нас это здесь, в земной жизни. Здесь мы можем и узнать Бога, и предвкушать Царствие Небесное. И пробиваться к нему через все преграды нашего мира. Как мышь Рипичип из «Покорителя Зари», который, следуя своему сердцу, чтобы достигнуть страны Аслана, пустился вплавь покорять море. О нём сам Льюис писал: «Любой, кто в нашем мире посвятит всю свою жизнь поиску Небес, станет как Рипичип».

Но

НИКОГО НЕЛЬЗЯ ПРИВЕСТИ К БОГУ НАСИЛЬНО.

Это ещё один духовный закон. Он очень тяжело переживается людьми православными, которые обнаруживают, что невозможно поделиться своей верой даже со своими близкими. Этот дар Божий не передаривается. Свобода выбора дана каждому, а не только Адаму и Еве:

«– Здесь не темно, бедные глупые гномы, – сказала Люси, – разве вы не видите? Оглядитесь! Разве вы не видите небо, и деревья, и цветы? Разве вы не видите меня?

– Как, во имя всех обманов, могу я видеть то, чего здесь нет? Или видеть вас, или вы – меня в такой темноте?..

– Оставим их, – отвечал Юстэс.

И тут земля задрожала. Сладкий воздух стал ещё слаще, позади вспыхнул яркий свет… Огромный, настоящий, золотой Лев, сам Аслан, упование его сердца, стоял перед ним.

– Аслан, – сказала Люси сквозь слёзы. – Ты можешь… ты сделаешь что-нибудь для этих бедных гномов?

– Милая, – отвечал Аслан. – Я покажу тебе, что могу и чего не могу.

Он подошёл к гномам и протяжно зарычал – негромко, но от его рыка задрожал воздух. А гномы сказали один другому:

– Слышали? Опять эта шайка, с того конца хлева. Напугать нас решили…

Аслан поднял голову и тряхнул гривой. В то же мгновение роскошные кушания оказались на коленях у гномов: пироги, мясо и птица, пирожные и мороженое, и у каждого гнома в правой руке – кубок доброго вина. Увы, и это не помогло. Гномы жадно накинулись на еду, но совершенно не чувствовали её вкуса. Они ведь думали, что нашли её в хлеву. Поэтому один сказал, что пытается есть сено, другой – что нашёл старую редьку, третий – сухой капустный лист… Очень скоро каждый гном заподозрил, что другой нашёл что-то получше, и кинулся отнимать; они перессорились и передрались, размазали прекрасную еду по лицам, по одежде, растоптали ногами. Когда все, наконец, расселись по местам, потирая синяки и разбитые носы, то сказали:

– Ничего, по крайней мере, тут всё без обмана. Мы не дали себя провести. Гномы за гномов.

– Вот видите, – сказал Аслан. – Они не дадут себе помочь. Они выбрали выдумку вместо веры. Их тюрьма – в их воображении, но они – в тюрьме. Я не могу вывести их наружу, потому что они слишком много думают о том, чтоб не дать себя провести».

Хоть и про гномов, но очень жизненно!

ВЕРА ПОДРАЗУМЕВАЕТ ВЕРНОСТЬ.

Даже если на твою веру ополчится весь мир. Хмур – один из героев «Серебряного кресла» – говорит колдунье, «доказавшей», что мира Нарнии не существует:

«Допустим, мы видели во сне или выдумали всё это: деревья, траву, солнце, звёзды и даже Аслана… Но четверо детей создали игрушечный мир, который лучше вашей реальной ямы. Я не предам игрушечного мира. Я останусь с Асланом, даже если Аслана нет. Я буду жить как нарниец, даже если нет Нарнии. Благодарю за ужин, но мы четверо покинем ваш двор, вступим в темноту и будем искать дорогу наверх. Не думаю, что жизнь эта будет долгой, но стоит ли о том жалеть, если мир таков, каким вы его описали».

Вот так, попирая логику и здравый смысл! Потому что так чувствуешь. И это правильно не только в Нарнии. А особо актуально в наши времена, столь похожие на последние. Дальше – вглубь, дальше – вверх!

Это самая малая часть законов Божественного мира, о которых в увлекательнейшей форме Льюис рассказал в своей эпопее, от которой остаётся непреходящее ощущение великого чуда, мудрости и чистоты.

И хочется верить, что осуществятся слова Клайва Льюиса: «Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова прочитать сказки».

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий