Село с историей

О православной жизни Юсьвы рассказывают её жители

Две масленицы

Коми-пермяцкое село Юсьва, что в двадцати километрах от столицы округа Кудымкара. Воскресенье. День хоть и ветреный и снежный, настроение у людей приподнятое. У Покровского храма в центре села стоят нарядные, запряжённые в сани лошади, радостные люди подходят, детвора бегает: широкая масленица.

Так всегда было: последняя неделя перед Великим постом, помолились – и веселиться! Но в Юсьве сегодня ещё служба в храме, а собравшиеся рядом, на площади у дома культуры, уже пляшут. Надо отдать должное местной самодеятельности – здесь она на высоком уровне. На открытой сцене при падающем хлопьями снеге прекрасно выступают сельчане всех возрастов – от детей до стариков. Валентина Фёдоровна Лунегова только что спела вместе с хором. Она пригласила меня пойти с ними, бабушками, чай пить, однако отказываюсь: уверен, люди здесь доброжелательные и хорошие, но мне бы с прихожанами поговорить.

Валентина Фёдоровна провожает меня в храм. Сама она уже 10 лет ходит в церковь, а сегодня из-за выступления вынуждена «прогулять» воскресную службу. Рассказала, как в далёкие послевоенные годы родители, сами будучи из раскулаченных крестьян, на свой страх и риск её тайком крестили, как прошли в вере её детские годы, сменившись затем долгими годами вне Церкви и жизнью обычных советских граждан. Уже взрослая дочь Наталья, певчая юсьвинского храма, способствовала возвращению Валентины Фёдоровны к церковной жизни. Очень жалеют мать и дочь, что не удалось умирающего мужа и отца уговорить покаяться и причаститься перед уходом.

Валентину Фёдоровну Лунегову в послевоенные годы крестили родители – тайно, на свой страх и риск

При слове «храм» представляется значительное сооружение с золотыми куполами. Здесь же, в Юсьве, речь идёт о молельне в ветхом здании, а единственный купол можно увидеть лишь на церковных воротах. Впрочем, сегодня она набита битком. Закончилась воскресная служба, скоро начнётся чин прощения.

Ворота Покровского храма с куполом и крестом

Председатель приходского совета Михаил Боталов сказал мне, что батюшка ещё долго не освободится, предложив пока поговорить со своей матерью – Тамарой Сергеевной, которая раньше была в храме старостой и может рассказать о приходской жизни села. А так как она учитель истории в школе, то хорошо знает и прошлое Юсьвы. И сам Михаил в церковной среде не последний человек. Когда три года назад была образована Кудымкарская епархия, Михаила, имевшего опыт работы и в газете, и в благотворительном фонде, заметили и пригласили на должность пресс-секретаря.

Тамара Сергеевна Боталова рассказала о приходской жизни Юсьвы

Подошла Тамара Сергеевна. В молельном доме разговаривать неудобно, садимся в её машину и едем к месту строящегося каменного Георгиевского храма. Здесь же стоит принадлежащий приходу дом. Заходим. В большой комнате идёт занятие воскресной школы, так что разговор наш протекает на кухне.

Георгиевский погост

Тамара Сергеевна рассказывает:

– Историю прихода и села Юсьвы в конце девятнадцатого века составил священнослужитель, миссионер, краевед и общественный деятель Яков Васильевич Шестаков, он был благочинным 3-го округа Соликамского уезда. Был гоним советской властью, прославлен сегодня в лике святых как священномученик Иаков Камасинский.

Благодаря ему мы знаем, что в писцовых книгах XVI века село наше упоминалось как деревня Нижняя Юсьва, а в летописи XVII века именуется уже Георгиевским погостом. Название такое, потому что церковь была построена во имя Георгия Победоносца. Она была деревянной, сто лет простояла и пришла в ветхость. Строгановы, хозяева этих мест, заботились о состоянии храмов. В 1768 году Александр Сергеевич Строганов, который был владельцем Иньвенской дачи, так называли земли по реке Иньве, отдаёт распоряжение ветхие храмы привести в божеский вид и выделяет на это средства.

Кирпичный купеческий дом хорошо сохранился

К концу девятнадцатого века вновь пришло время строительства. Небольшая деревянная церковь перестала вмещать всех верующих. И было принято решение строить новый каменный храм. Место выбрали то, где сейчас дом культуры расположен, где веселье всё это гудит на площади. Десять лет строили – по 1894 год. Мастеров в эти края приглашали обычно из Нижнего Новгорода. Видимо, и в этот раз они оттуда прибыли. В 1968 году стали известны их имена. Нынешнее здание ДК тогда на месте разрушенного храма строили, и когда рыли котлован под фундамент, нашли среди всего прочего табличку, на которой значилось: «архитектор П. Драгунов и строитель Г. Летучих». Эта табличка хранится сейчас у нас в окружном краеведческом музее.

Так вот, каменный храм в сельской местности построить непросто, деньги собирали всем миром. Местные купцы Фёдор Боталов, Григорий Вилесов и другие построили вскладчину мост через Юсьву, дорогу до Кудымкара, жертвовали на строительство школьного здания и, конечно, на строительство храма. Но и всем крестьянам из окрестных деревень раздавался урок – сделать по тысяче кирпичей на семью. Здесь глина хорошая была, в советское время даже завод работал. Крестьянин укладывал кирпичи в печь для обжига, и в течение зимы они прокаливались. По весне свозили всё к подворью на строительство. Десятник проверял качество кирпича: залезал по лесам повыше, брал один кирпич с подводы и бросал сверху. Если кирпич не раскалывался, подводу принимали. Если раскалывался хотя бы один – всю подводу заворачивали, это было позором для крестьянина. Яйца население сдавало, как водится, в раствор замешивать – тоже было обязательное правило для всех. Мама моя – краевед с большим-большим стажем – рассказывала, что даже тётки её на стройке той помогали кирпич таскать наверх. Укладывали на дощечку с лямкой несколько кирпичей, лямку на шею – и наверх. А там уже каменщики работают.

Новый храм назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского, а деревянный, Георгиевский, к нему приписали. Так что у Юсьвы два покровителя. В 1917 году закрыли Георгиевскую церковь. В здании разместили народный дом: спектакли показывали, громкие читки проводили на тему антирелигиозной пропаганды. АлександоНевский храм закрыли в 1929 году, а в 36-м разобрали по кирпичику на ремонт школьных печей и строительство коровника. В шестидесятые до основания разобрали и Георгиевскую церковь, построив на том месте новое здание для нужд сельхозучилища. В девяностые годы оно опустело, а вскоре туда вселились предприниматели. Открывалось несколько магазинов, но как-то они захирели, и в конце концов остался один предприниматель – Галина Ивановна Федосеева. Сейчас она наша активная прихожанка, послушания в храме несёт: помогает батюшке в оформлении документов и во многом прочем. Пекарню она здесь открывала, кафе, да вот не пошёл бизнес. Как верующий человек, она пришла к простой мысли: место-то святое, намоленное – какое кафе?! Нечего торжищу быть на месте храма. И Галина Ивановна передала здание Покровскому приходу.

Возрождение прихода

А приход появился так. В здании молельного дома, где сейчас ведутся службы, был детский сад. В 92-м году там открыли Центр милосердия. В основном бабушки туда ходили. Руководителем была психолог Валентина Казанцева. В 94-м они заговорили, что хорошо бы пригласить батюшку. Из Пожвы позвали отца Иоанна Безукладникова. Там он уж больше полувека служит – как приехал с матушкой Софией, так и подвизается, дай Бог ему здоровья.

К нашей беседе присоединяется Вера Николаевна Самойлова, руководитель воскресной школы. Пока идёт занятие, здесь, в кухоньке, она разогревает блины для трапезы.

– Мне вот больше всего запомнилось то, сколько народу ждало тогда батюшку, – вспоминает Вера Николаевна. – Отец Иоанн удивился, и первое, что я услышала от него: «Вам нужен храм!»

Тамара Сергеевна продолжает:

– Да, сначала батюшка просто на беседы приезжал, но он же священник, значит, надо богослужения проводить. Сделали импровизированный алтарь – стульями отгородили часть комнаты. Потом среди прихожан явилась мысль, что пора и храм открывать. Здание бывшего детского сада полностью перешло приходу, и решено было освятить престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 28 февраля 1998 года была проведена первая литургия в полноценном молельном доме.

Спустя десять лет приход решительно взялся за идею строительства нового храма. Начали с выбора места. Было желание на горе возвести, предприниматели наши особенно активно поддерживали эту идею: хотели, чтобы отовсюду было видно, как новая церковь куполами сияет. Даже площадку расчистили. А меня в тот год председателем прихода выбрали. И начала я с предпринимателями ожесточённо спорить. Говорю: «У нас больница на горе расположена, люди в возрасте, да ещё и болящие, кое-как забираются. Это что же: в больницу – на одну гору лезть, в храм – на другую? Бедные наши бабушки! Храм же не для того строится, чтобы куполами сиять? Он должен быть наполнен людьми». Поддержали меня прихожане, убедили мы наших оппонентов и постановили новую церковь возводить на месте прежней, Георгиевской, и освятить тем же именем. Чем мы умнее наших предков, которые тогда место выбрали? Да, в низине, но это – истоки нашего села.

У стен строящегося храма Георгия Победоносца

Архитектора я нашла в Кирове. К сожалению, движется строительство очень медленно. Уже лет пять, а пока стоят лишь стены нового храма. Население-то у нас небогатое, есть колхоз, но он не процветает. Так что потихоньку движемся.

Сельская учительница

– В Юсьве вы с рождения живёте? – спрашиваю Тамару Сергеевну.

– Моё родное село – Крохалёво. А до замужества я была Крохалева. Мама Васса Захаровна была преподавателем коми языка и литературы и большим энтузиастом-краеведом. В 60–70-е годы с учениками они ходили по деревням, собирали старые вещи, утварь. И в начале 80-х в старом здании управления колхоза имени Дзержинского она открыла музей. Вела большую работу: воспоминания записывала, митинги проводила на День Победы. Сейчас того музея нет, музейный и её личный фонд хранятся нынче в районном архиве, в крохалёвской школе, что-то и у меня осталось. Я тоже занимаюсь нашим школьным музеем, попутно и родословными своей и мужа.

В Крохалёво тоже есть храм, в честь Казанской иконы назван. После закрытия в нём располагалась школа, где я и училась до 4-го класса. Высокое здание было разделено на два этажа, наш класс был на втором этаже алтарной части. Мы там бегали, прыгали, знать не знали, что здесь было до нас. В 4-м классе нас перевели в нынешнюю школу, каменную. Спустя годы уже мама стала инициатором воссоздания храма в Крохалёво, а первые молитвенные собрания проходили прямо в нашем доме. На её счастье, из Киргизии вернулась на родину активная женщина, Лариса Анатольевна Байсуркаева. Её трудами храм и восстановлен сегодня, действует.

Вообще, если посмотреть на историю воссоздания храмов в нашем районе, всё начинали, как правило, учителя, хотя многие росли некрещёными и атеистами.

И здесь, в Юсьве, половина из тех, кто занимается восстановлением духовной жизни, тоже учителя.

– Учителем вы как стали?

– После школы я поначалу пыталась поступить на исторический факультет Пермского университета, но, поскольку в нашей сельской школе мы не изучали иностранный язык, мне не хватило баллов для поступления. И я поехала в соседнее село Антипино работать лаборантом в школе. А там учитель ушла в декретный отпуск, и мне сказали: «Вы такая умная, не поведёте ли историю с географией?» И с ноября по март я, вчерашняя выпускница, работала школьным учителем. Потом узнала, что в Кудымкаре идёт целевой набор в Сыктывкарский университет. На этот раз удалось поступить. А когда через пять лет вернулась в свой район, оказалось, что родной округ, отправивший меня учиться, обо мне «забыл». Сказали: «Что ж ты в Сыктывкаре не осталась?» Ответила: «Вернулась как сознательный человек, а вам что, кадры не нужны?» Направили в Юсьву. Три года здесь отработала, собралась уезжать, но будущий муж узнал об этом и остановил. И правильно сделал. Трое сыновей у нас и дочь, внуков уже семеро.

– Как вы пришли к вере?

– Это спасибо бабушке мужа, Аграфене Ивановне. Она была неграмотной, училась сама, жила и работала в колхозе. Молиться отправлялась в деревянную церковь километрах в десяти от Кудымкара – Свято-Алексеевскую. Когда пешком, когда на автобусе. Всех детей и внуков окрестила. Трудная жизнь у неё была, но она всегда говорила родным: «Главное, Бога не забывайте». После нашей свадьбы с Алексеем я вступила в партию. Вскоре у меня состоялся тяжёлый разговор с Аграфеной Ивановной: она мне про Бога, я ей – про науку. И так несколько лет прожили.

В 89-м что-то со мной произошло. Сначала я вышла из партии. Потом как-то ехали из Кудымкара на машине, я мужу сказала, что хочу креститься и венчаться. У него был такой шок, что мы чуть в аварию не попали. Нет, бабушка Аграфена на нас не давила, просто всегда напоминала, что плохо это – глупой быть, а ум не от книжек прибывает.

В 96-м открылся храм в селе Архангельском, и мы стали ездить туда. Лет шесть просто на службах стояли, потом мне сунули книжку и сказали: «Пой!» Трудно было очень, но Господь управил. Потом мы стали ходить в наш храм, и со временем, как я уже говорила, меня выбрали старостой. Но я поняла, что здесь нужны мужские руки и мужские знания. Что я в стройке или электричестве понимаю? Ушла из старост. Хозяйственным управлением сейчас занимается Виктор Николаевич Зеленин, а супруга его, Надежда Александровна, – одна из самых активных наших прихожанок. Я же сейчас просто певчая в храме, но всегда говорю, мол, в любое время можете на меня рассчитывать. Всё-таки основная работа моя – школа. Это вообще отдельная жизнь. И в ней тоже есть много возможностей, чтобы принести духовную пользу.

– Кроме истории, ещё и ОПК ведёте?

– Отнюдь. Духовно-просветительскую работу можно прекрасно вести через уроки истории и обществознания. Есть также внеклассные и внешкольные занятия.

Вот буквально вчера пятиклашки на уроке истории внезапно спросили: «А знаете такой сайт – “Синий кит”? Он про то, как можно красиво погибнуть». Пришлось нам вместо истории Греции говорить о том, как не умереть, начитавшись всякого в Интернете. Так что и с детьми надо разговаривать, и с родителями, которые, покупая телефон, смартфон или компьютер, не представляют, какой опасности подвергают своих детей. Что делает там ребёнок, что там делают с ним, взрослые не ведают – им не до него, выбиваясь из сил, они деньги зарабатывают.

– И что же делать?

– На уроках истории и обществознания мы стали затрагивать вопросы религии, о смысле жизни и смерти. Духовные темы я начала поднимать, наверное, с того момента, как стала петь в церкви. А детям как-то даже сказала: «Хочу у вас прощения попросить за то, что родителям вашим, когда учила их, столько неправды рассказала про историю». Известно же, какое отношение к Церкви было в советских учебниках. Ещё бабушка Аграфена пыталась мне объяснить: «Пока тебя Бог не тюкнет, ничего я тебе не докажу, как молилась, так и буду, а ты со всеми образованиями так и осталась дурёхой». Мудрость простая пришла уже гораздо позже. У учителей всё-таки есть осознание ответственности за вред, который можно причинить своей работой. Сейчас, конечно, история по-другому преподаётся, оценки событий даются разные.

Пути к просвещению

– Чем ещё заняты ваши школьники?

– Вот уже шестой год я веду театральный кружок ШТИМ – школьный театр исторических миниатюр. Первые ребятки уже закончили школу, сейчас мои восьмиклассники там играют. Выступаем в школе, и не только. Традиционными в нашем селе стали фестивали, проводимые на Рождество и Пасху в доме культуры. Кроме того, 6 декабря проводим Александровские военно-спортивные игры, где всегда выступает театральный кружок, большим концертом отмечаем день Георгия Победоносца 6 мая.

Выступали и в Архангельском, и в Кудымкаре.

Неоднократно детей я возила в Верещагино. Там священник Борис Кицко создал при Свято-Лазаревском женском монастыре приют для оставленных родителями детей. На ноги он поставил около двухсот ребят, а то и больше. Прошлым летом я возила туда детей из летнего краеведческого лагеря, а в ноябре уже с театральным кружком поехали. Показали ребятам из детской обители, так у нас иногда называют приют, спектакль, отметив таким образом пятилетие кружка. На лошадях покатались – при приюте действует конно-спортивная школа. Да ещё и театральные навыки укрепили. Там одно время подвизался отец Александр, в прошлом профессиональный актёр, сейчас он уехал в какой-то монастырь на Севере. Но перед тем успел позаниматься с нашими детишками. Договорились, помню, что к Рождеству приедем с новым спектаклем. С таким воодушевлением мы готовились, а пришло время ехать – холода ударили, отменили поездку.

А кружок появился так. Как-то я подумала: ведь юсьвинская школа носит имя нашей землячки – народной артистки РСФСР Анны Георгиевны Котельниковой, так почему бы не открыть театральный кружок? Специальной подготовки у меня, конечно, нет – единственное, в университете я выступала в агитбригаде, а ещё исторические инсценировки на уроках практикую с молодости. Одну постановку сделали, другую. Вижу, детям интересно. С первым составом мы занимались сценической речью, движениями, учили скороговорки. С нынешними детьми уже не успеваем, сразу приходится репетировать.

Со временем пришла к мысли, что можно ставить спектакли и на православные темы. Сегодня делаем минимум три спектакля в год, много всего уже поставили. К Пасхе – «Мудрый царь», на Рождество Христово – «Морозко».

К 100-летию Котельниковой и к другим важным событиям мы ставили спектакли. Поначалу-то ребята не хотели слова учить: давайте, говорили, сделаем открыточки-шпаргалки, будем в них слова подглядывать. «Нет, – говорю, – в театре так не принято». И выучили все слова, стихи – молодцы. К нам даже из других классов просятся: организуйте второй состав кружка, мы тоже хотим. Но нет времени, к сожалению.

– Вы упомянули о краеведческом лагере.

– В 2002 году при нашей школе по инициативе историков был организован детский лагерь дневного пребывания «Истоки». Он состоит из нескольких отрядов, которые мы называем бригадами. Одна из них – краеведческая, КЛИК – клуб любителей истории края. Разбиваемся на МИГи (малые инициативные группы), каждая группа выбирает направление исследования: кто-то занимается историей храмов, часовен, кто-то военную тематику выбирает. Нынче вместе с районной библиотекой готовим проект «История исчезнувших деревень». Дети учатся работать с фотоаппаратом и камерой. Если близко, то ходим пешком, а в отдалённые места ездим на велосипедах. В конце смены всегда проводим конференцию, из некоторых проектов потом вырастают исследовательские работы.

Два раза провели православный лагерь: сначала для детей учителей, потом – для всех желающих. Я вела церковное краеведение, Надежда Александровна Зеленина – музыкальный катехизис, Вера Николаевна Самойлова – рукоделие. По субботам водили ребят на службы. Всех причащали. Завершился лагерь поездкой в Березники и Соликамск, где расположены несколько монастырей.

Ученики воскресной школы с преподавателями Верой Николаевной Самойловой и Дмитрием Павловичем Завадским

Был такой интересный случай. Дети с преподавателями пошли крестным ходом из Архангельского в Антипино с ночёвкой. Погода испортилась. А в это время в школу пришли с проверкой из Рособрнадзора: посмотреть, что это за православный лагерь в стенах школы и как дети в нём отдыхают. А в школе, можно сказать, никого. Где дети? А дети в дождь, при температуре плюс 7 маршируют по грязи с отцом Алексеем из Архангельского в Антипино. «Немедленно вернуть!» – возмутились проверяющие. Скандал разгорелся, автобус за детьми отправили. Дочь, которая была там, звонит мне: «Мама, можно я останусь в Антипино? Мы собираемся заночевать, а с утра хотим отстоять службу».

Что ещё? Стараюсь вывозить классы в паломнические поездки. Побывали в монастырях Перми, где особенно запомнилась иконописная мастерская Свято-Стефановского мужского монастыря: нам показали, как золотят иконы. Посещение Великого Новгорода начали с Юрьевского монастыря, а на Рюриковом городище дети мне сказали: «Какая всё-таки интересная у нас история, вот сейчас её прямо чувствуем!» В Питер возила, естественно. К Ксении Петербургской ходили, были в Казанском соборе, в Исаакиевском тоже, в Александро-Невской лавре.

– Родители не возражают против православного подхода к воспитанию и обучению?

– Родители – мои бывшие ученики, они хорошо меня знают. К тому же перед тем, как отдать детей в 5-й класс, мы беседуем, я рассказываю, чему буду учить школьников. А потом они просто видят результат. Помню, когда привезла ребят к отцу Борису, тот посмотрел и выдал: «Твои-то, смотрю, такие же хулиганы, как и мои». А ведь так и есть, нынешний мой ШТИМ – через одного шпантёры и двоечники. На уроках я с ними воюю, у них порой по несколько двоек в четверти. Но три раза в неделю неустанно занимаются в театральном кружке. Некоторые родители, удивляются, как их дети меняются в лучшую сторону. И я ни разу не слышала, чтобы кто-то возмутился и сказал: к чему это вы нас открыто призываете?

В общем, театр, исследовательская работа, военно-спортивная, культурно-массовая, воскресная школа – живём…

* * *

Пока мы беседовали, закончились занятия воскресной школы. Детей сегодня немного, большинство на празднике масленицы. Вера Николаевна приглашает за стол, на блины.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий