Село с историей
О православной жизни Юсьвы рассказывают её жители
Две масленицы
Коми-пермяцкое село Юсьва, что в двадцати километрах от столицы округа Кудымкара. Воскресенье. День хоть и ветреный и снежный, настроение у людей приподнятое. У Покровского храма в центре села стоят нарядные, запряжённые в сани лошади, радостные люди подходят, детвора бегает: широкая масленица.
Так всегда было: последняя неделя перед Великим постом, помолились – и веселиться! Но в Юсьве сегодня ещё служба в храме, а собравшиеся рядом, на площади у дома культуры, уже пляшут. Надо отдать должное местной самодеятельности – здесь она на высоком уровне. На открытой сцене при падающем хлопьями снеге прекрасно выступают сельчане всех возрастов – от детей до стариков. Валентина Фёдоровна Лунегова только что спела вместе с хором. Она пригласила меня пойти с ними, бабушками, чай пить, однако отказываюсь: уверен, люди здесь доброжелательные и хорошие, но мне бы с прихожанами поговорить.
Валентина Фёдоровна провожает меня в храм. Сама она уже 10 лет ходит в церковь, а сегодня из-за выступления вынуждена «прогулять» воскресную службу. Рассказала, как в далёкие послевоенные годы родители, сами будучи из раскулаченных крестьян, на свой страх и риск её тайком крестили, как прошли в вере её детские годы, сменившись затем долгими годами вне Церкви и жизнью обычных советских граждан. Уже взрослая дочь Наталья, певчая юсьвинского храма, способствовала возвращению Валентины Фёдоровны к церковной жизни. Очень жалеют мать и дочь, что не удалось умирающего мужа и отца уговорить покаяться и причаститься перед уходом.
При слове «храм» представляется значительное сооружение с золотыми куполами. Здесь же, в Юсьве, речь идёт о молельне в ветхом здании, а единственный купол можно увидеть лишь на церковных воротах. Впрочем, сегодня она набита битком. Закончилась воскресная служба, скоро начнётся чин прощения.
Председатель приходского совета Михаил Боталов сказал мне, что батюшка ещё долго не освободится, предложив пока поговорить со своей матерью – Тамарой Сергеевной, которая раньше была в храме старостой и может рассказать о приходской жизни села. А так как она учитель истории в школе, то хорошо знает и прошлое Юсьвы. И сам Михаил в церковной среде не последний человек. Когда три года назад была образована Кудымкарская епархия, Михаила, имевшего опыт работы и в газете, и в благотворительном фонде, заметили и пригласили на должность пресс-секретаря.
Подошла Тамара Сергеевна. В молельном доме разговаривать неудобно, садимся в её машину и едем к месту строящегося каменного Георгиевского храма. Здесь же стоит принадлежащий приходу дом. Заходим. В большой комнате идёт занятие воскресной школы, так что разговор наш протекает на кухне.
Георгиевский погост
Тамара Сергеевна рассказывает:
– Историю прихода и села Юсьвы в конце девятнадцатого века составил священнослужитель, миссионер, краевед и общественный деятель Яков Васильевич Шестаков, он был благочинным 3-го округа Соликамского уезда. Был гоним советской властью, прославлен сегодня в лике святых как священномученик Иаков Камасинский.
Благодаря ему мы знаем, что в писцовых книгах XVI века село наше упоминалось как деревня Нижняя Юсьва, а в летописи XVII века именуется уже Георгиевским погостом. Название такое, потому что церковь была построена во имя Георгия Победоносца. Она была деревянной, сто лет простояла и пришла в ветхость. Строгановы, хозяева этих мест, заботились о состоянии храмов. В 1768 году Александр Сергеевич Строганов, который был владельцем Иньвенской дачи, так называли земли по реке Иньве, отдаёт распоряжение ветхие храмы привести в божеский вид и выделяет на это средства.
К концу девятнадцатого века вновь пришло время строительства. Небольшая деревянная церковь перестала вмещать всех верующих. И было принято решение строить новый каменный храм. Место выбрали то, где сейчас дом культуры расположен, где веселье всё это гудит на площади. Десять лет строили – по 1894 год. Мастеров в эти края приглашали обычно из Нижнего Новгорода. Видимо, и в этот раз они оттуда прибыли. В 1968 году стали известны их имена. Нынешнее здание ДК тогда на месте разрушенного храма строили, и когда рыли котлован под фундамент, нашли среди всего прочего табличку, на которой значилось: «архитектор П. Драгунов и строитель Г. Летучих». Эта табличка хранится сейчас у нас в окружном краеведческом музее.
Так вот, каменный храм в сельской местности построить непросто, деньги собирали всем миром. Местные купцы Фёдор Боталов, Григорий Вилесов и другие построили вскладчину мост через Юсьву, дорогу до Кудымкара, жертвовали на строительство школьного здания и, конечно, на строительство храма. Но и всем крестьянам из окрестных деревень раздавался урок – сделать по тысяче кирпичей на семью. Здесь глина хорошая была, в советское время даже завод работал. Крестьянин укладывал кирпичи в печь для обжига, и в течение зимы они прокаливались. По весне свозили всё к подворью на строительство. Десятник проверял качество кирпича: залезал по лесам повыше, брал один кирпич с подводы и бросал сверху. Если кирпич не раскалывался, подводу принимали. Если раскалывался хотя бы один – всю подводу заворачивали, это было позором для крестьянина. Яйца население сдавало, как водится, в раствор замешивать – тоже было обязательное правило для всех. Мама моя – краевед с большим-большим стажем – рассказывала, что даже тётки её на стройке той помогали кирпич таскать наверх. Укладывали на дощечку с лямкой несколько кирпичей, лямку на шею – и наверх. А там уже каменщики работают.
Новый храм назвали в честь святого благоверного князя Александра Невского, а деревянный, Георгиевский, к нему приписали. Так что у Юсьвы два покровителя. В 1917 году закрыли Георгиевскую церковь. В здании разместили народный дом: спектакли показывали, громкие читки проводили на тему антирелигиозной пропаганды. АлександоНевский храм закрыли в 1929 году, а в 36-м разобрали по кирпичику на ремонт школьных печей и строительство коровника. В шестидесятые до основания разобрали и Георгиевскую церковь, построив на том месте новое здание для нужд сельхозучилища. В девяностые годы оно опустело, а вскоре туда вселились предприниматели. Открывалось несколько магазинов, но как-то они захирели, и в конце концов остался один предприниматель – Галина Ивановна Федосеева. Сейчас она наша активная прихожанка, послушания в храме несёт: помогает батюшке в оформлении документов и во многом прочем. Пекарню она здесь открывала, кафе, да вот не пошёл бизнес. Как верующий человек, она пришла к простой мысли: место-то святое, намоленное – какое кафе?! Нечего торжищу быть на месте храма. И Галина Ивановна передала здание Покровскому приходу.
Возрождение прихода
А приход появился так. В здании молельного дома, где сейчас ведутся службы, был детский сад. В 92-м году там открыли Центр милосердия. В основном бабушки туда ходили. Руководителем была психолог Валентина Казанцева. В 94-м они заговорили, что хорошо бы пригласить батюшку. Из Пожвы позвали отца Иоанна Безукладникова. Там он уж больше полувека служит – как приехал с матушкой Софией, так и подвизается, дай Бог ему здоровья.
К нашей беседе присоединяется Вера Николаевна Самойлова, руководитель воскресной школы. Пока идёт занятие, здесь, в кухоньке, она разогревает блины для трапезы.
– Мне вот больше всего запомнилось то, сколько народу ждало тогда батюшку, – вспоминает Вера Николаевна. – Отец Иоанн удивился, и первое, что я услышала от него: «Вам нужен храм!»
Тамара Сергеевна продолжает:
– Да, сначала батюшка просто на беседы приезжал, но он же священник, значит, надо богослужения проводить. Сделали импровизированный алтарь – стульями отгородили часть комнаты. Потом среди прихожан явилась мысль, что пора и храм открывать. Здание бывшего детского сада полностью перешло приходу, и решено было освятить престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 28 февраля 1998 года была проведена первая литургия в полноценном молельном доме.
Спустя десять лет приход решительно взялся за идею строительства нового храма. Начали с выбора места. Было желание на горе возвести, предприниматели наши особенно активно поддерживали эту идею: хотели, чтобы отовсюду было видно, как новая церковь куполами сияет. Даже площадку расчистили. А меня в тот год председателем прихода выбрали. И начала я с предпринимателями ожесточённо спорить. Говорю: «У нас больница на горе расположена, люди в возрасте, да ещё и болящие, кое-как забираются. Это что же: в больницу – на одну гору лезть, в храм – на другую? Бедные наши бабушки! Храм же не для того строится, чтобы куполами сиять? Он должен быть наполнен людьми». Поддержали меня прихожане, убедили мы наших оппонентов и постановили новую церковь возводить на месте прежней, Георгиевской, и освятить тем же именем. Чем мы умнее наших предков, которые тогда место выбрали? Да, в низине, но это – истоки нашего села.
Архитектора я нашла в Кирове. К сожалению, движется строительство очень медленно. Уже лет пять, а пока стоят лишь стены нового храма. Население-то у нас небогатое, есть колхоз, но он не процветает. Так что потихоньку движемся.
Сельская учительница
– В Юсьве вы с рождения живёте? – спрашиваю Тамару Сергеевну.
– Моё родное село – Крохалёво. А до замужества я была Крохалева. Мама Васса Захаровна была преподавателем коми языка и литературы и большим энтузиастом-краеведом. В 60–70-е годы с учениками они ходили по деревням, собирали старые вещи, утварь. И в начале 80-х в старом здании управления колхоза имени Дзержинского она открыла музей. Вела большую работу: воспоминания записывала, митинги проводила на День Победы. Сейчас того музея нет, музейный и её личный фонд хранятся нынче в районном архиве, в крохалёвской школе, что-то и у меня осталось. Я тоже занимаюсь нашим школьным музеем, попутно и родословными своей и мужа.
В Крохалёво тоже есть храм, в честь Казанской иконы назван. После закрытия в нём располагалась школа, где я и училась до 4-го класса. Высокое здание было разделено на два этажа, наш класс был на втором этаже алтарной части. Мы там бегали, прыгали, знать не знали, что здесь было до нас. В 4-м классе нас перевели в нынешнюю школу, каменную. Спустя годы уже мама стала инициатором воссоздания храма в Крохалёво, а первые молитвенные собрания проходили прямо в нашем доме. На её счастье, из Киргизии вернулась на родину активная женщина, Лариса Анатольевна Байсуркаева. Её трудами храм и восстановлен сегодня, действует.
Вообще, если посмотреть на историю воссоздания храмов в нашем районе, всё начинали, как правило, учителя, хотя многие росли некрещёными и атеистами.
И здесь, в Юсьве, половина из тех, кто занимается восстановлением духовной жизни, тоже учителя.
– Учителем вы как стали?
– После школы я поначалу пыталась поступить на исторический факультет Пермского университета, но, поскольку в нашей сельской школе мы не изучали иностранный язык, мне не хватило баллов для поступления. И я поехала в соседнее село Антипино работать лаборантом в школе. А там учитель ушла в декретный отпуск, и мне сказали: «Вы такая умная, не поведёте ли историю с географией?» И с ноября по март я, вчерашняя выпускница, работала школьным учителем. Потом узнала, что в Кудымкаре идёт целевой набор в Сыктывкарский университет. На этот раз удалось поступить. А когда через пять лет вернулась в свой район, оказалось, что родной округ, отправивший меня учиться, обо мне «забыл». Сказали: «Что ж ты в Сыктывкаре не осталась?» Ответила: «Вернулась как сознательный человек, а вам что, кадры не нужны?» Направили в Юсьву. Три года здесь отработала, собралась уезжать, но будущий муж узнал об этом и остановил. И правильно сделал. Трое сыновей у нас и дочь, внуков уже семеро.
– Как вы пришли к вере?
– Это спасибо бабушке мужа, Аграфене Ивановне. Она была неграмотной, училась сама, жила и работала в колхозе. Молиться отправлялась в деревянную церковь километрах в десяти от Кудымкара – Свято-Алексеевскую. Когда пешком, когда на автобусе. Всех детей и внуков окрестила. Трудная жизнь у неё была, но она всегда говорила родным: «Главное, Бога не забывайте». После нашей свадьбы с Алексеем я вступила в партию. Вскоре у меня состоялся тяжёлый разговор с Аграфеной Ивановной: она мне про Бога, я ей – про науку. И так несколько лет прожили.
В 89-м что-то со мной произошло. Сначала я вышла из партии. Потом как-то ехали из Кудымкара на машине, я мужу сказала, что хочу креститься и венчаться. У него был такой шок, что мы чуть в аварию не попали. Нет, бабушка Аграфена на нас не давила, просто всегда напоминала, что плохо это – глупой быть, а ум не от книжек прибывает.
В 96-м открылся храм в селе Архангельском, и мы стали ездить туда. Лет шесть просто на службах стояли, потом мне сунули книжку и сказали: «Пой!» Трудно было очень, но Господь управил. Потом мы стали ходить в наш храм, и со временем, как я уже говорила, меня выбрали старостой. Но я поняла, что здесь нужны мужские руки и мужские знания. Что я в стройке или электричестве понимаю? Ушла из старост. Хозяйственным управлением сейчас занимается Виктор Николаевич Зеленин, а супруга его, Надежда Александровна, – одна из самых активных наших прихожанок. Я же сейчас просто певчая в храме, но всегда говорю, мол, в любое время можете на меня рассчитывать. Всё-таки основная работа моя – школа. Это вообще отдельная жизнь. И в ней тоже есть много возможностей, чтобы принести духовную пользу.
– Кроме истории, ещё и ОПК ведёте?
– Отнюдь. Духовно-просветительскую работу можно прекрасно вести через уроки истории и обществознания. Есть также внеклассные и внешкольные занятия.
Вот буквально вчера пятиклашки на уроке истории внезапно спросили: «А знаете такой сайт – “Синий кит”? Он про то, как можно красиво погибнуть». Пришлось нам вместо истории Греции говорить о том, как не умереть, начитавшись всякого в Интернете. Так что и с детьми надо разговаривать, и с родителями, которые, покупая телефон, смартфон или компьютер, не представляют, какой опасности подвергают своих детей. Что делает там ребёнок, что там делают с ним, взрослые не ведают – им не до него, выбиваясь из сил, они деньги зарабатывают.
– И что же делать?
– На уроках истории и обществознания мы стали затрагивать вопросы религии, о смысле жизни и смерти. Духовные темы я начала поднимать, наверное, с того момента, как стала петь в церкви. А детям как-то даже сказала: «Хочу у вас прощения попросить за то, что родителям вашим, когда учила их, столько неправды рассказала про историю». Известно же, какое отношение к Церкви было в советских учебниках. Ещё бабушка Аграфена пыталась мне объяснить: «Пока тебя Бог не тюкнет, ничего я тебе не докажу, как молилась, так и буду, а ты со всеми образованиями так и осталась дурёхой». Мудрость простая пришла уже гораздо позже. У учителей всё-таки есть осознание ответственности за вред, который можно причинить своей работой. Сейчас, конечно, история по-другому преподаётся, оценки событий даются разные.
Пути к просвещению
– Чем ещё заняты ваши школьники?
– Вот уже шестой год я веду театральный кружок ШТИМ – школьный театр исторических миниатюр. Первые ребятки уже закончили школу, сейчас мои восьмиклассники там играют. Выступаем в школе, и не только. Традиционными в нашем селе стали фестивали, проводимые на Рождество и Пасху в доме культуры. Кроме того, 6 декабря проводим Александровские военно-спортивные игры, где всегда выступает театральный кружок, большим концертом отмечаем день Георгия Победоносца 6 мая.
Выступали и в Архангельском, и в Кудымкаре.
Неоднократно детей я возила в Верещагино. Там священник Борис Кицко создал при Свято-Лазаревском женском монастыре приют для оставленных родителями детей. На ноги он поставил около двухсот ребят, а то и больше. Прошлым летом я возила туда детей из летнего краеведческого лагеря, а в ноябре уже с театральным кружком поехали. Показали ребятам из детской обители, так у нас иногда называют приют, спектакль, отметив таким образом пятилетие кружка. На лошадях покатались – при приюте действует конно-спортивная школа. Да ещё и театральные навыки укрепили. Там одно время подвизался отец Александр, в прошлом профессиональный актёр, сейчас он уехал в какой-то монастырь на Севере. Но перед тем успел позаниматься с нашими детишками. Договорились, помню, что к Рождеству приедем с новым спектаклем. С таким воодушевлением мы готовились, а пришло время ехать – холода ударили, отменили поездку.
А кружок появился так. Как-то я подумала: ведь юсьвинская школа носит имя нашей землячки – народной артистки РСФСР Анны Георгиевны Котельниковой, так почему бы не открыть театральный кружок? Специальной подготовки у меня, конечно, нет – единственное, в университете я выступала в агитбригаде, а ещё исторические инсценировки на уроках практикую с молодости. Одну постановку сделали, другую. Вижу, детям интересно. С первым составом мы занимались сценической речью, движениями, учили скороговорки. С нынешними детьми уже не успеваем, сразу приходится репетировать.
Со временем пришла к мысли, что можно ставить спектакли и на православные темы. Сегодня делаем минимум три спектакля в год, много всего уже поставили. К Пасхе – «Мудрый царь», на Рождество Христово – «Морозко».
К 100-летию Котельниковой и к другим важным событиям мы ставили спектакли. Поначалу-то ребята не хотели слова учить: давайте, говорили, сделаем открыточки-шпаргалки, будем в них слова подглядывать. «Нет, – говорю, – в театре так не принято». И выучили все слова, стихи – молодцы. К нам даже из других классов просятся: организуйте второй состав кружка, мы тоже хотим. Но нет времени, к сожалению.
– Вы упомянули о краеведческом лагере.
– В 2002 году при нашей школе по инициативе историков был организован детский лагерь дневного пребывания «Истоки». Он состоит из нескольких отрядов, которые мы называем бригадами. Одна из них – краеведческая, КЛИК – клуб любителей истории края. Разбиваемся на МИГи (малые инициативные группы), каждая группа выбирает направление исследования: кто-то занимается историей храмов, часовен, кто-то военную тематику выбирает. Нынче вместе с районной библиотекой готовим проект «История исчезнувших деревень». Дети учатся работать с фотоаппаратом и камерой. Если близко, то ходим пешком, а в отдалённые места ездим на велосипедах. В конце смены всегда проводим конференцию, из некоторых проектов потом вырастают исследовательские работы.
Два раза провели православный лагерь: сначала для детей учителей, потом – для всех желающих. Я вела церковное краеведение, Надежда Александровна Зеленина – музыкальный катехизис, Вера Николаевна Самойлова – рукоделие. По субботам водили ребят на службы. Всех причащали. Завершился лагерь поездкой в Березники и Соликамск, где расположены несколько монастырей.
Был такой интересный случай. Дети с преподавателями пошли крестным ходом из Архангельского в Антипино с ночёвкой. Погода испортилась. А в это время в школу пришли с проверкой из Рособрнадзора: посмотреть, что это за православный лагерь в стенах школы и как дети в нём отдыхают. А в школе, можно сказать, никого. Где дети? А дети в дождь, при температуре плюс 7 маршируют по грязи с отцом Алексеем из Архангельского в Антипино. «Немедленно вернуть!» – возмутились проверяющие. Скандал разгорелся, автобус за детьми отправили. Дочь, которая была там, звонит мне: «Мама, можно я останусь в Антипино? Мы собираемся заночевать, а с утра хотим отстоять службу».
Что ещё? Стараюсь вывозить классы в паломнические поездки. Побывали в монастырях Перми, где особенно запомнилась иконописная мастерская Свято-Стефановского мужского монастыря: нам показали, как золотят иконы. Посещение Великого Новгорода начали с Юрьевского монастыря, а на Рюриковом городище дети мне сказали: «Какая всё-таки интересная у нас история, вот сейчас её прямо чувствуем!» В Питер возила, естественно. К Ксении Петербургской ходили, были в Казанском соборе, в Исаакиевском тоже, в Александро-Невской лавре.
– Родители не возражают против православного подхода к воспитанию и обучению?
– Родители – мои бывшие ученики, они хорошо меня знают. К тому же перед тем, как отдать детей в 5-й класс, мы беседуем, я рассказываю, чему буду учить школьников. А потом они просто видят результат. Помню, когда привезла ребят к отцу Борису, тот посмотрел и выдал: «Твои-то, смотрю, такие же хулиганы, как и мои». А ведь так и есть, нынешний мой ШТИМ – через одного шпантёры и двоечники. На уроках я с ними воюю, у них порой по несколько двоек в четверти. Но три раза в неделю неустанно занимаются в театральном кружке. Некоторые родители, удивляются, как их дети меняются в лучшую сторону. И я ни разу не слышала, чтобы кто-то возмутился и сказал: к чему это вы нас открыто призываете?
В общем, театр, исследовательская работа, военно-спортивная, культурно-массовая, воскресная школа – живём…
* * *
Пока мы беседовали, закончились занятия воскресной школы. Детей сегодня немного, большинство на празднике масленицы. Вера Николаевна приглашает за стол, на блины.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий