Непростой выбор

Начало юбилейного года Русской революции ознаменовалось небольшой, но знаменательной победой левых. Наши читатели, должно быть, помнят редакционный «Хронограф» (№ 762, ноябрь 2016 г.) о попытке в прошлом году установить памятную доску на фасаде дома, где жил адмирал Колчак. Инициатором этого выступило движение «Белое дело», официально согласовавшее установку с правительством Санкт-Петербурга. Доска содержала довольно нейтральную надпись: «В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, учёный и исследователь Александр Васильевич Колчак».

ФОТО с сайта grad-petrov.ru

Ещё до официального открытия доски она была испорчена вандалами. Надо заметить, что это не первое подобное происшествие – 6 ноября 2008 года, в канун годовщины Октября, злоумышленники разбили доску в память об «исследователе-полярнике» Колчаке в Москве.

Параллельно противники памяти Колчака, в данном случае Движение «Суть времени» общественного деятеля Кургиняна, подало судебный иск против установки памятного знака. Они сослались на то, что правительство Санкт-Петербурга, назвав в своём постановлении от 19.02.2015 Колчака «выдающимся русским офицером», таким образом совершило акт внесудебной его реабилитации, не предусмотренный российским законодательством. Заявители упомянули определение Военного суда Забайкальского военного округа 1999 года (кстати, тот суд состоялся с нарушениями закона, без адвокатов). Замечу, что Колчака в своё время военным преступником признал не военный суд ЗабВО (он только отказался реабилитировать), а такой же, по сути, революционный комитет, что санкционировал и расстрел Царской Семьи, то есть внесудебный орган. Хотелось бы, во-первых, понять: а что, адмирал – он не русский? или не выдающийся? Может быть, и сериал «Адмирал» тоже по этим мотивам запретим? – ведь там Колчак показан прежде всего как офицер. Во-вторых, при чём тут внесудебная реабилитация? Этот термин нам известен с 1950-х годов, когда массово оправдывали репрессированных. В постановлении правительства Санкт-Петербурга не было ни слова о виновности или невиновности Колчака.

Однако 24 января Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга признал-таки незаконной установку мемориальной доски адмиралу Александру Колчаку и обязал городской комитет по культуре демонтировать её.

Напомню, что в 2006 году в Госдуму был внесён законопроект «О реабилитации участников Белого движения», но Дума отвергла его. Некоторые историки считают, что Белое движение вообще реабилитировать в современной России невозможно, потому что государство сегодня выступает как наследник именно Советской России, а не Российской империи. И, несмотря на попытки отдельных руководителей заявить о своей преемственности от России царской, так будет продолжаться до той поры, пока не будет дана официальная юридическая оценка преступлениям, совершённым большевиками начиная с 1917 года. А пока мемориальные доски убийцам и палачам будут висеть как ни в чём не бывало. Как, например, палачу Крыма Бела Куну. Его как «врага народа» расстреляли «свои» в 1938 году – а памятная доска в двух шагах от Кремля, её не трожь, он же реабилитированный! Или его сподвижница садистка Розалия Залкинд (Землячка), по прозвищу Демон. Её прах вмонтирован в кремлёвскую стену, и это очень символично.

Каков же вывод? Левые организации будут всё чаще запускать «общественное негодование» по поводу восстановления памяти российских общественных фигур, некогда выступивших против большевистского погрома России. Активность наследников большевиков понятна: чем больше меняется взгляд россиян на события Гражданской войны, тем меньше шансов у них продолжать поднимать на щит своих предтеч – «красных» террористов, свою левацкую идеологию. Большая масса наших сограждан индифферентна к этой теме – об этом свидетельствует безразличное отношение к подобным мемориальным доскам и даже памятникам (тому же Колчаку) в разных городах России. Но одновременно надо понимать, что массу леваки могут легко «завести» и разделить, а потом и натравить группы людей друг на друга. В сущности, в 1917 году именно это им удалось.

Поэтому, полагаю, сейчас вряд ли имеет смысл обжаловать решение Смольнинского районного суда (хотя инициаторы, возможно, это будут делать). Дилемма непростая: правота или мир и согласие? Думаю, если установка подобных памятных знаков ставит под угрозу общественный мир – этого делать не следует. Значит, время ещё не пришло.

В целом российское общество не готово сегодня к серьёзному обсуждению событий прошлого. Вместо разговора об ответственности советской власти, как правило, кричат об успехах в экономическом развитии страны под руководством большевиков (как будто страна не развивалась бы гораздо стремительнее без Октябрьского переворота и без них). Многие по-прежнему питаются мифами коммунистической эпохи, и это видно из того, как часто не удаётся вернуть прежние названия населённым пунктам и улицам. А если что и удаётся, то обычно лишь волевым решением властей. Если б не Собчак (при всём неоднозначном к нему отношении), думается, до сих пор вместо Санкт-Петербурга на картах был бы Ленинград. Красноречивы истории с попыткой переименования станции метро «Войковская» в Москве и города Киров в Вятку, с недавними протестами против возвращения Тутаеву его прежнего названия Романов-Борисоглебск… Один из наших уважаемых читателей, Алексей, написал негодующий комментарий по истории с Колчаком: «Вы ещё Гитлера начните позиционировать как “художника, военнослужащего, поднявшего страну” – будет точно то же самое». К сожалению, это говорит об уровне возможной дискуссии – давайте уж лучше воздержимся.

Однако всё это не закрывает, а, наоборот, актуализирует вопрос о многочисленных памятниках и географических названиях в честь большевистских головорезов. Если леваки, троцкисты, коммунисты и пр. за судебное выяснение – что ж, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы суды признали преступниками «красных» террористов, этих бесчисленных урицких-свердловых-лацисов-белакунов. И конечно, террористов дореволюционного времени – каляевых, засулич, халтуриных и др. Фактов для такого признания более чем достаточно.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий