Наставления схиархимандрита Зосимы (Сокура) (1944–2002)
Схиархимандрит Зосима, который называл себя «простым сельским священником», был духовником Донецкой епархии, старцем, пламенным молитвенником и проповедником, борцом против раскола на Украине, призывавшим держаться Русской Православной Церкви. Множество мирян и священников приезжали в его обитель за духовным советом и наставлением.
О синодике
Каждый должен иметь свой личный синодик, хоть целую книжку такую носи с собой, молись, поминай за каждой службой. Воспитателей, в детском садике которые тебя воспитывали; учителей, которые тебя учили; врачей, которые тебя лечили, – всех помяни, начиная от босоногого детства своего.
И недоброжелателей.
Вот это синодик жизни твоей.
Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться.
И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться, и постоянно вам не будет хватать времени её прочитать.
Она будет всё больше и больше становиться, и больше молитва будет разгораться, и легче на сердце будет, и вы будете действительно совершать молитву за всю свою прожитую жизнь и за весь мир.
А то, помяни, Господи, весь мир, да и всё.
Многие ли имеют такой синодик? Раз-два и обчёлся, и так жизнь прошла попусту. А синодик у меня ещё от юности, и всё время подписываю, дописываю, дописываю. И завещаю, Господи: помру, ребятки, положите мне в гроб и мой синодик. Пойду и к Богу, скажу: «Господи, недаром прожил жизнь, за всех старался молиться и поминать».
О церковных свечах
Всегда, когда я бывал в монастырях или в храмах, никогда не лез: купил свечечки, тихонько передал их наперёд. Куда их поставят, к какой их иконе поставят, я Богу эту свечку передал в жертву. Когда она сгорит там? Может, через месяц аж. Купил ты свечечку – она уже пошла к Престолу Божью прямо, как милостынька. Это должны все знать. И вот этой ложью не заниматься: самой только поставить трясущимися руками, самой стоять смотреть эту свечку, людей отвлекать от молитвы. Другую сваливают свечку, свою лепят. Это грех, не нужно этим грешить.
Тихонечко положил свечки Богу, как та вдовица две копеечки принесла от чистого сердца, положила – и всё. Она не думала, кому деньги её пойдут, последние две копеечки. Она принесла их Богу.
Как мы относимся к Богу
Как-то недавно с кем-то беседовал я и говорил: «Придёт Христос на землю – мы Его примем? Отвергнем Его. Вновь произойдёт трагедия суда, вновь произойдёт трагедия Голгофы, распятия… Не нужен Ты нам, Господи, Ты нам мешаешь жить».
Бес нам говорит: «Хватай от жизни всё, бери скорей, жизнь коротка».
Да, жизнь – одно мгновение, коротка. Но греховное Бог не велит от жизни брать. Бог нам говорит: «Не греши, не гордись». А бес нам говорит: «Гордись: я что-то значу всегда в жизни, я достиг, я фирму или ферму свою создал какую-то, я на иномарке, корыте этом, разъезжаю. Я, я…»
Надменность, самолюбие. Где же будет в таком «я» Бог смиренный и кроткий?
Конечно, Бог мешает, Бог говорит: «Не блудите». Блуд – смертный, тяжкий грех. А мы что? С детства… Ещё старшее поколение, смотрю, менее даже развратное.
Бог говорит: «Не жадничай». А нам мало всё: давай, давай богатство, дома, дома – всего давай, удобств каких-то давай. Раньше лежали на полу и здоровые были. Сейчас давай кровати отдельные. Пришёл вот: «Трудиться буду…» Давай ему уже отдельное питание, борщ его не устраивает. Боже мой, да разве Бог в таком сердце может быть? Это же сатане подвержено такое сердце. Конечно, Бог мешать будет.
Вот почему вновь: «Распни! Уйди от нас, Боже!» Как эти гадаринские жители ради свиней этих, ради этих свинских, скотских удовольствий: «Уйди от нас, Господи!» Вот наша жизнь перекликается две тысячи лет назад с нынешним нашим временем. Подумай каждый о себе. Кому ты подобен?
О единстве Святой Руси
Как хорошо: братия мирно, тихо стоят все вокруг престола, круг вечности образовали, молятся. Божественную литургию – литургию мира, литургию любви, литургию единства совершаем. Не разделяемся, хоть среди нас есть и русские, и греки есть, и болгары есть, и цыгане есть. И дай, Господи, чтобы эта семья единая духовная нашей обители святой служила добрым примером и для государства нашего, чтоб мы не разделялись, а объединялись в единую семью Руси Святой и спасались все вместе, как спасались наши деды-прадеды.
Молитвенно сегодня чтим память святителя Софрония Иркутского. Уроженец был Украины нынешней, тогда малоросс был он, воспитанник Киевской духовной семинарии, основал знаменитый нынешний Золотоношский монастырь в Черкасской губернии. Из Киева его послали в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, а затем аж в Сибирь, епископом отправили в Иркутск. Вот такой она и должна быть и в последующих поколениях. Неразделимая, чтоб не было этой Украины, России, земля Русская в лице святителя Софрония (почему и молюсь я ему всегда усердно) чтобы объединила нас всех, чтобы мы были единой духовной семьёй и, как я говорил, братиями и сестрами во Христе, Господе нашем.
О благодарении Богу
Мы без конца вопием к Богу: «Боже, дай нам то-то, дай то-то». Бесконечно: и в церкви на литургии, на вечерне и на утрене. «Подай, Господи! Подай, Господи! Подай, Господи!» – певчие вопиют бесконечно гласом велиим.
«Тебе, Господи!» – один раз всего в конце звучит. Вот этого «Тебе, Господи!» как нам не хватает в жизни.
Если Господь и даёт какую-то благодатную помощь, мы подобны бываем самарянину?
Почти нет, никогда. Забываем сказать простое: «Слава Тебе, Господи! Тебе, Господи!»
Человек благополучно путешествие совершил, приехал домой. Он скажет «слава Тебе, Господи»? Многие из вас сказали? Забыли. Больной человек на операцию ложится. Как просит, Господи, даже неверующий вздыхает: «Боже, да тяжкий нож предлежит мне. Как, поднимусь я, не поднимусь?» Выздоровел: «Тебе, Господи!» – есть или нет?
Кушать садимся – мало кто из нас «Отче наш» прочитает, к сожалению. Всегда нужно помолиться перед пищей, дар Божий вкушаем. И мы за этот дар Божий даже не почитаем простую молитву: «Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что насытил нас земными Твоими благами, не лиши нас и Небесного Твоего Царствия…» Какие чудные слова простые звучат этой святой молитвы! А мы, как свиньи, скорей за стол.
Прости нас, грешных, Господи, научи нас, Господи, благодарить.
Самая высшая благодарность – благодарность Богу за то, что призвал Он нас всех к вере: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас». Именно к этому духовному покою мы и пришли – к Богу. За эту милость Божью всегда благодарите. Особенно когда ко храму приходите: «Слава Тебе, Господи, ещё один раз в жизни Господь сподобил меня переступить храма сего порог». Может быть, из нас кто-то уже последний раз сегодня в храме стоит, уже больше не сможет он прийти, уже отпоют его и в могилу закопают. И как нужно благодарить Господа за эту радость: ещё раз побыли, ещё помолились. Какая чудная служба, какое чудное пение, чтение и какая чудная общая молитва, тихая, мирная. Спокойно.
За эту милость Божью веры истинной православной, ведущую в жизнь вечную и в Царствие Небесное, всегда с любовью благодарим Господа: «Господи, невзирая ни на что, мы верующими остаёмся, мы верны Тебе, Господи, и мы стремимся к Тебе, Господи, мы идём к Тебе, Господи, и за эту милость слава Тебе, Господи!»
Вот эту благодарность всегда воспринимайте в сердце.
Но благодарить, праведный Иов Многострадальный говорит, не только нужно за хорошее, но и за испытания.
Украли что-то – конечно, жалко, по естественным человеческим понятиям: «Ой, Боже мой, обокрали». Пальто унесли, или гроши украли, или машину угробили, или что там. Ну что ж, а потом: «Слава Тебе, Господи».
А может, на этой машине, которую украли, мы бы разбились в смерть и семью погубили бы. Увели – увели, пусть уводят на здоровье. Бог пошлёт ещё колёса. Может, ещё и другое, и другое, и другое.
Болезнью Бог смиряет гордыню, по себе знаю и опытно всем рассказываю. Когда болеешь, всё плотское отступает от тебя, уже только охаешь и думаешь: «Какой грешник я. А как за грехи свои нужно отвечать перед Богом». Тут сразу и про смерть, и про гроб вспомнишь. А как только болячки отходят – уже в окошко и на баб посмотришь, и кругом посмотришь, а за гроб уже и не вспоминаешь. Спроси меня сейчас, где твой гроб находится, – скажу: не знаю, где тот гроб находится.
И за болезни должны быть благодарны Господу всегда. Господь нас очищает через болезни.
Как собирать сокровища на Небе
Милостыню творите. «Милостыня – царица всех добродетелей», – говорит святитель Иоанн Милостивый. Милосердие должно постоянно быть для всех. Дай бедному, несчастному, окажи помощь кому, по силе и возможности потрудись для милосердия, вот и будешь себе созидать кирпичик за кирпичиком дворец в вечности, обители райские, свои уже палаты, свои комнаты. Разные эти комнаты и палаты. Одни прекрасные дворцы имеют – от всего сердца всегда дающие, пусть и мало, то, что имеют, но от всего сердца. Они светлые, радостные палаты будут иметь. Другие – мрачные. А третьи какие-то землянки будут там иметь за свою скупость. А вообще, жестокосердные – только мне, мне, мало, мало! – такие ничего не будут иметь на том свете, там будет для них только ад кромешный, и тьма кромешная, и скрежет зубов.
Подал с душой страждущему напиться – не так черпнул воды: «На, пей», а с любовью: «На доброе здоровье водицы напиться» – уже кирпичик ты положил в своём доме. Накормил ты бедного пса или кошку бездомную, птичек покормил – уже ж ты кирпичик положил. Только от всего сердца, не так: «На, жри, отцепись от меня». Накормил ты кого-то бедного, страждущего с любовью: «На доброе здоровье, Ангела за трапезой, покушай пищи нашей», – вот и положил кирпичик.
Не имеешь ты чего-то, так хоть улыбнись доброй улыбкой, разведи беспомощно руками: «Рад бы, да пустые карманы». И уже человеку радостно, и уже ты не как зверь обратился: «Отстань от меня, отойди от меня», а с радостью и с любовью. Вот уже и кирпичик.
И так всю жизнь, кирпичик за кирпичиком, и идёт наше домостроительство в вечность, домостроительство небесное.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий