Кто такие зыряне?

9 мая – память святителя Стефана Пермского

Зыряне2

Собирал народ любовью

Многих удивляет, что святого Стефана именуют Пермским, хотя там, где сейчас находится Пермский край, он никогда не бывал. Но так в древности называлась вся земля, где жил коми народ – немногочисленный, но рассеянный на огромной территории. Иной раз много вёрст нужно было пройти, чтобы попасть в гости к соседям-охотникам. Тем поразительнее подвиг святителя, положившего начало собиранию коми людей воедино вокруг Христа.

На днях к нам в редакцию зашёл кандидат наук Павел Лимеров – редактор журнала «Арт», специалист по коми фольклору и истории зырян. Прежде всего я спросил его о «дружине святого Стефана». Выдумали её в своё время атеисты – им очень хотелось доказать, что святитель крестил Пермь «огнём и мечом», для этого и привёл с собой вооружённый отряд. Услышав вопрос, как обстоят дела с дружиной, Павел улыбнулся:

– По-прежнему никак. Трудно найти то, чего нет. Мы видим непонимание реалий той эпохи. Чем кормить дружину на протяжении многих лет в незнакомой местности, где не было развито земледелие? Да и не пришло бы в голову автору жития святого Стефана Епифанию скрывать существование воинов. Мы знаем массу летописей той эпохи, где писалось об очень неприятных вещах. Например, не стали скрывать, что, когда войска Тохтамыша приблизились к Москве, князь Дмитрий Донской вместе с семьёй и митрополитом бежали из города. Но главное, миф о дружине проистекает из незнания истории коми – народа охотников. Придёшь сюда с дружиной – и что? Как ловить с её помощью людей, способных мгновенно исчезнуть в лесу? Требовалось не ловить, а, наоборот, привлекать народ, и здесь дружина только помеха. Требуется совсем другое. Любовь.

– В последние годы удалось что-то новое узнать о святом Стефане?

– У меня лично крепнет понимание масштаба того, что он совершил. Речь, прежде всего, о Стефановской азбуке – анбуре, с его оригинальными руническими начертаниями. Ведь алфавитотворчество в христианском мире было, по сути, запрещено. Имелись три литургических языка: иудейский, греческий, латинский. Признавались армянский, грузинский и ещё несколько, но они тоже появились в первом тысячелетии, а потом семь веков – ничего.

– А как же кириллица?

– Для славян сделали исключение, но лишь немного отступив от правила, а не отменив его. Ведь кириллица – один из уставов греческого алфавита, приспособленный к славянскому языку. И вдруг святитель Стефан создаёт принципиально новый алфавит, переводит на него священные тексты, то есть вводит коми язык в число литургических, наряду с латынью и другими. Это было событие мирового значения.

– Почему Стефановская азбука вышла из употребления?

– Она минимум двести лет существовала как рабочая. Ещё в семнадцатом веке Николас Витсен – голландский географ, бургомистр Амстердама, написавший труд «Северная и восточная Тартария», – сообщал, что в Перми служат на пермском языке, образованные люди читают на нём книги. Ряд учёных высказывает предположение, что самый серьёзный удар по Стефановскому алфавиту нанесли события середины XVII века – реформа Патриарха Никона. Возможно, именно тогда исчезли священные книги на коми языке. Они вдруг превратились из канонических в старообрядческие.

– Много и священных текстов на церковнославянском оказалось под запретом.

– Да, но их хотя бы переписывали, с внесением правок, потому что выхода не было. А священные тексты на коми переделывать никто не стал, так как священники, притч знали церковнославянский. Мы в журнале «Арт» пытаемся сейчас если не возродить, то хотя бы сохранить Стефановский алфавит как факт культурной жизни Коми. Выпустили в одном экземпляре в шестьсот страниц большого формата книгу, которую предстоит заполнить тысячам людей, что-то написав там буквами Стефановского алфавита. Слова могут быть русскими, коми, любыми, но записаны анбуром. В книге есть закладка, подсказывающая, как это сделать. К нам приезжал швед Кеннет Микко. Он написал анбуром по-шведски: «Я вас люблю». Идея пришлась людям по сердцу.

Коми или зыряне?

Зыряне_лимеров

Павел Лимеров

Но главной темой нашего разговора с Павлом стал другой вопрос.

Недавнее разделение епархии в Коми неожиданно вызвало своего рода филологические споры. Дело в том, что вместо слова «Воркутинский» в титуловании архиепископа Питирима появилось «Коми-зырянский».

Прежде чем продолжить беседу с Павлом, поясню историю вопроса.

В XIX веке несколько весьма известных представителей коми интеллигенции ополчились на слово «зырянский». Исследователь культуры коми Константин Попов договорился до того, что слово «зыряне» произошло от русского глагола «зыря, зырить, вызырить» – «много, чрезмерно пить». Потом появились ещё две версии в том же духе. Первая: «зыряне» от глагола «зырны» – «вытеснять», то есть буквально «зыряне – это вытесненный, кем-то сильно обиженный народ». Другая гипотеза: будто название произошло от слова «сур» («пиво»), то есть это «народ, опивающийся своим национальным напитком». Антицерковной публике это пришлось по душе. Они даже не пытались из трёх версий выбрать одну – приняли их разом.

Но обратимся к истории. В «Жалованной грамоте великого князя Ивана III жителям Перми Вычегодской», написанной в 1485 году, перечислены семь групп древних коми-зырян: вычегодские пермяне, вымичи, удорены, сысолены, крещёные сиряне ужговские, а также лузская и вилегодская пермца. Сиряне, то есть зыряне, по мнению историков, жили на Верхней Сысоле и в верховьях Камы, на территории нынешнего Коми-Пермяцкого округа. После этого долгое время коми называли «пермянами», а в восемнадцатом веке вдруг начали называть «зырянами» – по имени одного из племён.

По мнению коми лингвиста и этнографа Адольфа Туркина, основа слова «зырянин» восходит к общепермскому sara, что в свою очередь является индоиранским заимствованием слова «мужчина». Туркин исходил из первых летописных упоминаний зырян как саран, суран, зыран, зырян. Он придерживался мнения, что название одного из коми племён и попало в летописи, после чего на его основе стали называть уже всех «коми».

Что интересно, «зырянами» коми называли не только русские. Удмурты, жившие рядом с сирянами, или серянами, называли всех пермяков «сара-кум», то есть «человек племени» («кум» – «племя»), мансийцы именовали коми «саран», так же звали их ненцы. Впрочем, Туркин не настаивал на том, что «зырянин» значит «мужчина, человек». Была ещё версия, что основой стало слово syrja, что значит «край, граница». Из всех гипотез предположения Туркина выглядят самыми убедительными.

* * *

Вернёмся к беседе с Павлом. Вопрос:

– Откуда, по твоему мнению, взялось это название – «зыряне»?

– Широко распространено мнение, что «зырянами» коми начали называть финны, «сурья» у них значит «житель окраины», своего рода «украинец». Между прочим, и слово «пермь» правильно произносится как «пере маа», и это означает «дальняя земля». «Сурья» и «пере маа» – синонимы. С конца XVII века камских коми, живущих в Пермском крае, начали называть «пермяками», а вычегодских, удорских – «зырянами». В средневековой Руси всех коми называли «пермянами», от имени их земли – Пермь. Внутри коми различались ижемцы, вычегодцы, удорцы и так далее, но при этом они считали себя единым народом. У Епифания Премудрого мы читаем о Перми как о единой земле.

– А как ты относишься к тому, что зыряне произошло от слова «зырить»?

– Названия и самоназвания не всегда совпадают. Удмурты – это вотяки, манси – вогулы, ханты – остяки. Откуда что взялось, Бог весть. Думаю, что на территории нашего края происхождения слова «зыряне» не понимали.  И были попытки найти объяснение. Где-то к этому названию относились лучше, например на Вычегде, а скажем, ижемцы не воспринимали и тогда, как и теперь. Зато в Сибири все коми называли себя «зырянами». Там масса названий городов, посёлков, рек – это Зырянка, Зыряново и тому подобное. Я однажды в Чите побывал в родительскую субботу на кладбище, там половина могил принадлежала Зыряновым. Коми были первопроходцами, и русские в Сибири с большим уважением к ним относились и относятся – как к легендарному народу, который шёл впереди, осваивая дикие края.

– С зырянами понятно, что много непонятного. А откуда взялось само название коми?

– Здесь тоже разные теории. Некоторые полагают, что оно произошло от названия реки Кама, другие – что от слова «ком», то есть «человек».

– Насколько правильно наименование епархии «Коми-зырянская», на твой взгляд?

– Оно имеет право на существование. Ведь так сложилось исторически, что у нас различают коми-зырян и коми-пермяков. Эти названия закрепились за двумя группами народа, и если его отменить, то возникнет путаница.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

5 комментариев

  1. прот. Борис Прокофьев:

    Живу я в республике Коми, в районе, приравненном к Крайнему Северу. Однажды, здороваясь со своим хорошим знакомым, я услышал от него такое слово: «приветствую тебя на земле коми». Что это за слово? Неужели мне дано было понять, что хотя я и родился и вырос в этом северном городе, здесь родился и вырос мой отец, но вот все равно — я пришлый здесь, чужой?

    И решил я тогда узнать историю пребывания русского народа — руси на севере европейской части России, а точнее на тех землях, которые в 1923 году вошли в состав впервые образованной тогда Коми АССР — коми республики.

    Очевидным было, что до 1923 года коми своего автономного государственного образования не имели. Раньше эти земли входили в состав Архангельской и Вологодской губерний.

    Обратившись к письменным источникам я обнаружил удивительные факты.

    Так, в книге Сергея Маркова «Избранные произведения» том 1, М, 1990 (Книга о землепроходцах и мореходах, стр.115) есть указание, что русские жили на реке Печоре уже в 1092 году, то есть с до монгольских времен, в то время Новгородцы собирали с народов, проживающих на реке Печоре дань. Этот факт С. Марков почерпнул из древней русской летописи — «Повести временных лет», (Киев 1112 год). Описывая то древнее тысячелетней давности время, Марков говорит, что тогда же упоминается и о югре — народе с непонятным языком, который жил на Урале и за ним и имел непонятный для русского человека язык. Югра это финно-угорские народы, которые с древности до сего времени живут в районе Ямала и Ханты — Мансийский области за Уралом.

    Также С.Марков в своей книге, ссылаясь на путешественника Джосафата Барбаро (1479 год), говорит, что после присоединения Новгорода Москва стала владеть Заволочьем и всему путями в Югру (то есть за Урал — в Сибирь).

    В письменных источниках о русском севере, с которыми мне удалось ознакомиться, упоминались многие народы: чудь, весь, вогулы, остяки, самоеды и др., такого названия, как коми, я не встретил.

    Что же сами коми говорят о своем появлении на крайнем севере? Мой друг, коренной коми, рассказал старинное предание, о том, как коми получили свое прозвание — зыряне. Оказывается, это произошло в древности после одной великой битвы и слово «зыряне» в переводе с древнего языка означает — «убежавшие с поля битвы». А битва эта у коми была с черемисами (сейчас этот народ называют марийцы — угорский народ, живущий на Волге). И вот после этой битвы коми ушли на север и стали прозываться зыряне. Это предание коми народа устное, по всей видимости, передающееся в народе от поколения к поколению.

    Районы коми республики, имеющие среди населения настоящих коми — это, например, Корткеросский, Усть — Куломский. Общаясь с местными, живущими в этих районах, или предки их жили в этих районах, выявил интересную вещь — от села Важкурья Корткеросского района и даже до с. Деревянск, Усть — Куломского района (автомобильная трасса с. Корткерос — с. Усть-Кулом) много коренных коми, имеющих исконно русские фамилии — Моторины, Королёвы, Морохины и др. — люди высокие, крепкие. Хоть они и из настоящих коми сёл, говорят по- коми, как говорится — коренные коми и сами себя считают коми народом, но они хранят в своих семья предания, что они потомки — новгородцев — Руси новгородской. Возможно, что они потомки той самой Руси, которая, как описывает Повесть временных лет, тысячу лет назад освоила Печору.

    Дореволюционный историк Иловайский пишет, что финно — угорские племена крайне редко и с большим трудом поддаются ассимиляции. А мы можем наблюдать, что русские, наоборот, очень быстро ассимилируются с другими народами — это видно даже по волне эмиграции после революции 1917 года из России: много русских уехало за рубеж — в Латинскую Америку, в Северную Америку и за два — три поколения растворились в принявших их народах, утеряли свою русскую идентичность, даже забыли язык. Особенно ассимиляция русских проявляется, если русские смешиваются с монголоидными народами — например, с бурятами — тогда даже в пятом поколении все русские в этом роду будут похожи на бурятов.

    Поэтому более вероятно признать, что туземцы — русские, проживавшие на европейском севере, нынешней республике коми, приняли в себя кочующие финно-угорские народы и ассимилировались с ними, потеряв свою русскую идентичность, оставив о ней только память в виде устных семейных преданий, фамилий и некоторых внешних данных (рост, цвет волос и глаз и др.).

    Эту мысль подтверждают и названия деревень в нынешней республике коми (хотя эти названия в настоящее время и пытаются переиначить на коми лад). Названия деревень, похоже, имеют корни в Новгородской руси — это деревни: Половники, Онежье, Малая Слуда, Слудка. Что значит древнее название села Слуда? В коми языке такого слова нет, кто-то из коми считает, что это село было населено народом ханты. Для расшифровки названия мне понадобился словарь церковно — славянского языка. Оказывается, Слуда в переводе с древнерусского, означает — Утёс, а Слудка, соответственно — Утёсик. Названия деревень — Часово, Студенец, Серёгово, Княжпогост, Ляли, Кошки, Чёрный яр, Семуково, Весляна вообще не требуют перевода на современный русский язык, понятно, что они означают — это исконно русские названия.

    На юге коми республики исконно русские названия деревень во множестве встречаются рядом с коми названиями, это: Черёмуховка, Мутница, Гурьевка, Гостиногорка, Ловля, Яковлевская, Беляевская, Абрамовская (в 1625 г. деревня называлась Обрамово), деревня Горбуновская (также упоминается в письменном источнике еще в 1625 году, жители деревни носят фамилию горбуновых, у деревни есть название и на коми языке — но название не древнее, скорее всего коми название появилось как аналог — прозвище, данное людьми, не говорящими по-русски); деревни: Климовская, Кондратовская, Кривуша, Рубцовка, Тереховская и др. Название деревни Ловля переводят с коми языка, как «живая река». А нужно ли переводить на коми древнее русское название Ловля? Оно и по-русски прекрасно показывает свой смысл. Деревня Лябовская вообще очень древняя — упоминается в 1551 году!

    Старинное село Усть — Цильма, где живут старообрядцы — беспоповцы. В музее висит дореволюционная карта Архангельской губернии, где видно, что Усть — Цильма — древние русские земли архангелогородцев. Усть — Цилёмы — это архангельцы, русские, издревле проживавшие в районах Крайнего Севера. В своё время они еще приняли к себе беглецов — русских старообрядцев.

    Село Усть — Вымь — раньше назывался «Владычний городок», здесь была ставка епископов, так как вокруг этого, крупного в старину центра, жили в основном русские.

    В 1570 году при первом русском Царе Иоанне Васильевиче Грозном большие территории вдоль реки Вычегды, также около Усть-Выми и до Яренска вошли в состав опричнины — то есть под прямое управление центральной власти — Царя.

    Уместно будет коснуться вопроса, откуда пошли сами русские

    Но а сами русские откуда пошли? М.В. Ломоносов в своей книге «О начале Руси» научно доказывает, что древние троянцы, которые воевали с греками — это одно из русских племен. Так что, знаменитый Ахиллес, из древнего греческого эпоса, — русский, точнее, древний славянин. Действительно, у болгар (славянский народ) любимое чтение — это сказания о древней Трое. А было это аж в 5 веке до нашей эры!

    Русские жили от чёрного моря до северного моря. Была Русь Новгородская, или северная, которая жила во всему европейскому Северу России вплоть до выходов к северным морям (а также и там, где сейчас располагается республика коми). Новгородцы называли себя славянами, чтобы отличаться от Киевлян. Киевския славяне первые стали называть себя Русью, как самое боевое славянское племя. А была еще Тмутараканская Русь, русские, которые жили на Тамани и Таврии, они были позднее оттеснены от основного анклава Русских степными кочевниками — половцами, печенегами, предшественниками монголов.

    В древности русских византийцы называли роксоланами — то есть росами — аланами, видимо в той далёкой древности русские и аланы (современные осетины) были этически близкими народами. В дальнейшем, смешавшись с разными народами, обрели совершенно разный облик и язык.

    Были еще русские, которые прозывались венедами, они основали знаменитую Венецию. Есть мнение, что древние этруски тоже являются русскими, древние надписи этрусков, например, надгробные, написаны на древнерусском языке. Поэтому культурное наследие этрусков, в частности, их письменность, тщательно в настоящее время скрывается, так как это доказательство, что русские — также коренные жители и Европы. Удивительно, что даже некоторые византийские императоры, например Юстиниан, были русскими (по Иловайскому).

    Таким образом в древности русские занимали обширную территорию, включающую в себя часть Европы и всю современную европейскую часть России — от северных морей до Кавказа и Малой Азии (Троя находилась на территории современной Турции у побережья Эгейского моря).

    Многие пытаются указать на то, что земли, где сейчас живут русские — не их родные земли, приводя древние названия. Но в древности многие языки были похожи, тем более языки прибалтов, русских и финно — угров, живущих рядом. Названия, как и имена, перекочёвывали из языка в язык. Но.

    Слышал мнение, что слово Москва, переводится с коми языка, как коровий ручей. Учёные — историки (Иловайский) говорят, что Москва получила своё название от предка русских — библейского Мосоха. Ну а в обычном церковно — славянском словаре я прочитал, что москалыга — означает скряга! Ушлые москвичи они такие и есть — скряги! Реку Волга переводят с коми, как «мать» — «волога». А волга — это просто сокращенное от слова влага! Ну а если брать именно слово волога, то оно есть и в русском: из цер. — слав. словаря: слово Волога имеет значение «еда»! А вообще в древности река Волга носила название Рось (по Иолвайскому). Поэтому названиями вообще-то доказывается, что русские — действительно туземцы на европейской части России — от Чёрного до северных морей!

    Корни коми и финского народов можно косвенно проследить, изучая их язык. Вообще, в финском языке есть около 30 слов, по звучанию и значению похожих на китайский язык. «Связи между эстонским, финским и китайским языками указывают на их тесное родство, к такому выводу пришел китайский лингвист Гао Жингуй, сравнивший сто наиболее употребительных слов.

    Гао, третий год работающий в Тартуском университете, видимо, первым в мире выступил с подобным открытием, пишет Postimees. Гао взял сто слов из составленного американским лингвистом Моррисом Свадеши списка самых употребительных слов и сравнил их на эстонском, финском, венгерском, китайском и тибетском языках.

    «Балтийско-финские и китайский языки связаны между собой», — таков основной вывод его исследовательской работы, проведенной при поддержке Института эстонского языка и Эстонского научного фонда.

    Кроме того, Гао сравнил исследования генетиков и высказал предположение, что некогда где-то на землях нынешнего Западного Китая жил балтийско-финско- китайский народ, который был носителем общих генов и говорил на едином балтийско- финско- китайском праязыке.

    Затем балтийско- финско- китайская семья разделилась на западную и восточную группы, предполагает Гао. Западная группа пошла на северо-запад и вышла к Балтийскому морю. По пути от нее отпочковались остальные уральские народы. Восточная группа распространилась до Восточно-Китайского моря, образовав народы Китая.

    По-эстонски «rõõm» (радость), а по-китайски подобное значение выражается словом, которое произносится «rzomm». Эстонец говорит «panema», китаец — «pan». Овца по-эстонски «lammas», а по-китайски «lam»; дуб — «tamm» — китайцы называют «thamm».»

    Подтверждает это высказывание и то, что коми больше всего живет не в так называемой коми республике, а в Сибири — как Западной, так и Восточной. По всей сибири есть села, где население говорит на коми языке. Река Зыряновка протекает в Омской области. Есть и села с названием Зыряновка — на Алтае и в Иркутской области.

    Таким образом получается, что коренной народ, туземцы республики Коми на самом деле русские, которые здесь жили еще тысячу лет назад, что и подтверждается письменными источниками. Жили в той древности там и многие другие народы, потому что русский народ, по точному наблюдению писателя Ивана Солоневича, из всех народов мира наверное единственный владеет уникальной способностью мирно уживаться со всеми окружающими его народами.

  2. аналитик:

    Племена Суриа(украинцы), так называли предков коми финны. Эти племена проживали на территориях западноевропейских славян (до настоящего времени там сохранились зырянские топонимы). Один из вождей Суриа (суриане) возомнил себя и свои народы великими и с целью захвата иных земель стал продвигаться на восток, при этом (великие должны быть великими) шла большая работа по языку с заменой многих слов на неологизмы. Фактически создавался другой язык. Дойдя до территорий Московии, как и по всему своему пути, продолжали заниматься грабежом, выметая все подчистую как МЕТЛОЙ. Московские зыряне за это их называли РОС (коми)- метла,во множественном числе — РОСъЯс. Ко времени прихода на Московию западные предки коми говорили практически уже на другом языке, но с сохранением множества зырянских слов или слов зырянскокорневого произношения. В современном русском языке зырянские и зырянскокорневые слова также имеют место быть. Не отсюда ли произошли названия РОССИЯ (РОСЪЯС), РОСЫ, РУСЫ (РОС -метла)? Если это так, то первыми русским были предки зырян САРИА (сариане). При этом в русском языке сохранилось название коми письменности: ПАС (символ) МЕНАам (мой). ПИСьМЕНность, ПАСьМЕНа, ПИСьМЕНа???

  3. Анна:

    Здравствуйте! Чем же отличаются коми-зыряне от коми-пермяков. Спасибо!

Добавить комментарий