Сами себя и друг друга Христу Богу предадим

q0I2GnaKl7A

Братья смотрят фильм «Кин-дза-дза». Там есть сцена, где космолёт приземляется на безжизненной планете. Один из героев, которого играет Евгений Леонов, поглядывая в иллюминатор на безжизненную местность, предлагает заработать денег, купить воздух и населить эту планету. Для чего? Чтобы поставить жителей на колени и плевать на них. «А зачем плевать?» – не может взять в толк другой герой фильма, сыгранный Станиславом Любшиным. «Чтобы получать удовольствие», – следует ответ.

Я поражён. Ведь если строить отношения между людьми без заповеди любви, без Христа, то они рано или поздно станут наплевательскими. Любую идеологию, любую религию человек способен низвести до своего уровня. Возьмём языческих богов. Нет ни одного поверья, где мифические Гермес, Перун или Кришна призывали бы людей к чистой любви, братским отношениям.

Да что там говорить, даже представления о Творце люди смогли обезбожить. Помню, как в Иерусалиме плевали в меня мрачные иудеи за то, что на мне были ряса и скуфия. А в Вифлееме мусульмане со смехом бросали в нас, христиан, пластиковые бутылки с водой – развлекались. Спроси этих людей, мол, разве Господь велел им так себя вести, и они ответят: «Почему бы и нет?»

Между тем имя Сына Божия настолько связано для нас с любовью и братством, что и самый ожесточившийся христианин на вопрос, следует ли он, безобразничая, заветам Христовым, может обругать вас, но никогда не осмелится сказать: «Да, я следую словам Христа “любите друг друга”».

Взбесившиеся филаретовцы на Украине дубасят палками своих односельчан-христиан, насильно отнимают храмы, только в одной Ровенской области захвачены четырнадцать церквей. Они разучились спрашивать себя: что сказал бы Спаситель о моих делах?

Без Христа нам не найти дороги к Отцу Небесному. Спаситель говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Вот почему, как ни пытаются некоторые нехристианские религии и идеологии улучшить человеческую природу, их усилия тщетны. Лишь в христианстве человек перерождается из земного существа в небесное, становится новым Адамом. Увы, сегодня общество не желает этого понимать.

Дух безбожия по-прежнему торжествует в школах, а истина не просто замалчивается, но и попирается. Как следствие, народ перестаёт быть одним телом, распадается на одиночек, каждый из которых сам за себя. Не создаются настоящие семьи, не складываются хорошие коллективы. Не понимаем самого простого.

Слава Богу, есть и движение в другую сторону. Мы видим политическое руководство страны в православных храмах. Видим, что властители наши довольно терпеливо относятся к тем, кто на них клевещет, к смутьянам и недоброжелателям, прощая их по мере сил, ибо те не ведают, что творят. И Бог благоволит России. Великая сила – прощение, в ней мы соединяемся со Христом.

На Божественной литургии читаю Евангелие от Марка: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».

Эти строки я произносил много раз, но сейчас они помогли понять, почему мне так хорошо и радостно живётся. Почему я дерзок в молитвах, высказываниях, беру ответственность на себя, решителен в действиях. Потому что стараюсь прощать грехи другим, а мне их прощает Бог. Отпускаю по обязанности, как священник, но и лично стараюсь не держать обид, учитывая немощи человеческие. Даже сделав что-то не то, я понимаю, что Бог простит и люди простят, если я сам буду подавать пример прощения.

Следующий шаг – любовь.

Поздние звонки. Слышу: «Батюшка, помолитесь, брата Виктора с инсультом отвезли в реанимацию»; «Батюшка, завтра в 6.30 моей крестнице Нине будут делать операцию на сердце. Операция сложная, шансов мало, но она больше не может так мучиться». Помолился за них в келье, лёг спать. Не спится, ведь операция рано утром. Иду в храм, облачаюсь, служу молебен за больных, за врачей, чтобы Господь направил их руку, молюсь главному Врачевателю нашему – Христу. Перед Божественной литургией на проскомидии приношу бескровную жертву Богу за священноначалие, власти и воинства, тяжко болящих, братьев и сестёр прихода, за тех, о ком подали записки. Напрягаю память и вспоминаю о тех, кто отдалился от прихода, кого стали забывать: «Господи, верни их в лоно Матери-Церкви к Святой Трапезе».

Приношу жертву и за усопших. Память их не теряет, и они со временем становятся только ближе, забываются их грехи, помнятся духовные подвиги. Некоторых поминаемых я видел лишь по окончании их земной жизни, но запомнил благодаря неординарным обстоятельствам во время отпевания.

Например, провожали дедушку Иоанна, который скончался в 94 года. Внучка хотела положить к нему в гроб стопку носков и расчёску. Я сказал: «Лучше мне отдайте. В гроб не надо». Сначала она возмутилась, но после заупокойной проповеди отдала мне всё, что приготовила для деда. Носки износила братия, поминая Иоанна. Расчёска долго мне служила, и сейчас, каждый раз, когда беру её в руки, поминаю раба Божия Иоанна. Отпевали Анатолия. Он был футболистом, создал детскую футбольную команду. Друзья хотели положить ему в гроб футбольный мяч. Но он туда не помещался. Решили положить, проколов его, но я выпросил мяч. И когда в него играли сельские дети, приходившие ко мне, напоминал им, что это мяч от дяди Толи, и просил вспомнить его добрым словом. Поминаю Елену, которая сильно страдала, знала, что умирает, но не роптала, а каждый день проводила осмысленно и торжественно, готовясь к встрече с Небом. У неё были двое детей и муж-военный. Поминаю ещё двух Елен – бабушек, которых отпевал в один день. Одну у подъезда, на улице, а на третьем этаже в это время лаяла с балкона овчарка. Это была моя казнь – лай раздирал мне затылок, а на просьбу успокоить собаку никто не обратил внимания. Не помню, как закончил отпев, как дошёл домой. А вечером должны были привезти в храм ещё одну старушку. Я с ужасом ждал назначенного часа. Но родные усопшей были христианами, и ко мне вернулось обычное радостное чувство.

Что же нам делать среди торжества соблазнов и ложных истин? Превзойти праведность иудеев, прощать ближних, исполнять призыв Церкви: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Бог нам в помощь.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация 
Оглавление выпуска

1 комментарий

  1. Должно переносить скорби терпеливо преп Амвросий Оптинский:

    Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо
    Из писем преподобного старца Амвросия Оптинского. Давно старинные люди решили, что искушения ходят не по лесу, а по людям. Впрочем, унывать и малодушествовать паче меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело, как исправил царя — пророка Давида, когда возставал на него естественный сын его. Будем подражать св. Давиду в смирении, не только во внутреннем, но и во внешнем. Он не отверг несправедливых обвинений и укоризн от Семея, до проклятия, и за то возвратил ему Господь и милость Свою и царство. Не будем и мы себя оправдывать совершенно по человеческому чувству, а будем судить себя по Слову Божию. Св. Исаак Сирин говорит, что самооправдание в Евангельском законе не означено. И апостол пишет: не похвалится всяка плоть пред Богом. Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем. Положим, что в действиях наших были предположения добрыя и благая, касательно управления вверенных нам душ. Но никак не можем сказать о себе с уверенностию, что мы всегда поступали так, как должно было и как требовала телесная и душевная нужда ближних наших. Господь говорит в Евангелии: милости хощу, а не жертвы (Матф. 12:7; Осии. 6, 6); и заповедал прощать согрешающаго против нас до седьмдесять крат седмерицею. Мы же по немощи человеческой бываем иногда и настойчивы в своих распоряжениях или предположениях: и думаю, что эта-то настойчивость не всегда была и бывает благовременна и уместна, и по большей части причиняет скорбь, как нам самим, так и другим. Если ты совершенно права, то я ублажаю тебя, потому что хотя и многи скорби праведным, но сказано во утешение, что от всех их избавит я Господь. Но сомневаться в этом заставляет слово Писания: никтоже чист пред Богом, аще и един день жития его. Поэтому основательнее смириться перед Богом и людьми, и должно молить с благопокорностию Всеблагаго Господа, чтобы Сам Он, ими же весть судьбами направил и привел неустроенныя обстоятельства к полезному концу. Сверх того, не должно забывать, что мы имеем исконнаго врага рода человеческаго, который всеми мерами старается путать людей чрез их собственныя немощи. Не забудем примера, как поступил Господь, когда привели пред Него жену грешную злые иудеи. Но бесы еще злее таких людей. Иудеи постыдились, будучи обличаемы, и уходили един по единому. Но о демонах св. отцы пишут, что они безстыдны и, будучи отгоняемы и отвергаемы, опять возвращаются.
       Все это пишу тебе, желая преклонить на милость к согрешающим, да и сама получишь милость от Господа. Сказано: милуяй помилован будет. И паки, Слово Господне чрез пророка: аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста мои будеши. Если же сестры, с своей стороны, будут непреклонны и непокорны, то оне и пожнут, что сеют. Ты же можешь получить мзду свою от Господа за труд свой и за прискорбное скорбение, и за искреннее о них попечение, аще вся сия потщишися творити и сотворити о Господе. Аминь. Буди, буди!
    Источник: Остаюсь с искренним благожеланием… Письма и выборки из писем
    преподобного стаца Амвросия Оптинского. Издание Московского подворья Введенской Оптиной пустыни. 2011г.

Добавить комментарий