Живой кладезь

О днях поста

– Должен ли каждый крещёный человек поститься?

– Если говорить о посте как о воздержании от определённых видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребёнок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам.

Для человека, который едет по дороге на автомобиле, смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать на кардан километры, а в том, куда он, наконец, приедет. Так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами. Смысл Великого поста – в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью – это и наша победа. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав» – в этом весь смысл христианской веры. Христос не только Сам силою Своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью можно, только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без причастия пост – всего лишь диета.

– Что такое благословление и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?

– Благословением на пост для нас для всех является день Прощёного воскресенья, когда православные, собравшись в храме, просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними. По слову Самого Христа, «пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф., 5, 24). Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то, чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощёное воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

– Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

– Во-первых, строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Конечно, не каждый свободно владеет церковнославянским и может в нём ориентироваться, но необходимые сведения о строгости поста можно прочитать в любом церковном календаре.

Во-вторых, строгость поста в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание могут быть одинаково полезны для каждого. Тем более что церковный устав – это устав монашеский, т. е. это правила жизни тех, кто всю свою жизнь посвятил Богу и борьбе со страстями. Монахи – это те люди, для которых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожалению, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Ещё Антоний Великий, основатель монашества в четвёртом веке, говорил, что самая главная добродетель – это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив своё и физическое, и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего, воздержание от греха. Прежде чем отказаться от сосиски, надо отказаться от каннибализма, т. е. перестать есть друг друга, и тогда уже помышлять о церковном посте. Каждый знает, что злой человек во много крат злее, если он ещё и голоден.

– Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий пост?

– Исповедь и причастие только Великим постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от Церкви. Ну, это всё равно что есть только тогда, когда начинаешь падать в голодный обморок. Образно Церковь сравнивает литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений – это оскорбление хозяину и устроителю торжества. Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем, что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы. Всё остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания, – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно.

Отвечал священник Александр Пикалёв

___

– Почему в православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, в половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно ещё любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов – любовь познаётся из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего и при этом теряют то, что имели.

Отвечал иерей Михаил Немнонов

___

– Почему именно в пост так обостряются отношения – и на работе, и личные? Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Как избежать таких ситуаций или не допустить их?

– Основная причина этому в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках (чтобы не нарушить пост), но забываем о том, что пост духовный намного важнее. При всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости (а при этом обычно появляется раздражительность) и из-за этого не «обострять отношения» с ближними.

Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойной и доброжелательной со всеми, регулярно молиться. Скажем, каждый час посвящать 1-2 минутки чтению Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» Согрешили раздражительностью – тут же горячо кайтесь перед Господом, просите прощения у того, кого обидели. Просите у Господа даровать вам смирение, терпение и кротость.

Отвечал иерей Александр Ильяшенко

___

– Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь…

– Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у вас есть ощущение, что пост даётся легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста. Несовершенство не снаружи, оно внутри нас, и пост помогает увидеть его.

Отвечал иерей Алексий Колосов


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий