Искушения бизнеса

Беседа с вятским предпринимателем Багиром Шарифовым

В прошлом году во время Великорецкого хода я сделал немало фотографий. Уже дома, сортируя снимки, увидел на одном из них человека, лицо которого мне было знакомо – встречалось на интернет-ресурсах. Оказалось, в мой объектив попал предприниматель из Кирова Багир Шарифов. Ну, попал и попал. Но всё же именно после этого у меня возникла идея поговорить с православным бизнесменом.

В апреле этого года я оказался в Вятке. Как тут не посетить Успенский собор и не поклониться преподобному Трифону Вятскому! В храме я снова увидел уже знакомое лицо: тот самый человек неспешно подходил к иконам. Дождавшись, знакомлюсь…

Спустя несколько минут мы располагаемся для беседы в уютных стенах библиотеки Вятского духовного училища.

КАКОЙ МЕРОЙ МЕРЯЕШЬ…

Багир Шарифов

Вятский предприниматель Багир Шарифов

– Чем вы занимаетесь в области бизнеса?

– Руковожу компанией, работающей по нескольким направлениям: это оптовая торговля нефтепродуктами, продажа и развитие земельных участков, туризм отчасти.

– Бизнес – такая деятельность, которая таит много искушений…

– Как говорится, топором можно и церковь срубить, и голову. Цель предпринимательской деятельности – прибыль. Вопрос – какой ценой она достигается? Можно экономить на качестве, заниматься ростовщичеством. Пусть и не прямо, но интегрируя это в свою деятельность. Есть масса вещей, которые никак не сочетаются с понятием созидательного труда и тем более с заповедями Божьими. В уставе каждого предприятия есть слова об извлечении прибыли любым законным способом. И, как мы знаем, есть заповедь: не укради. А есть ли разница между прямой кражей и элементами аферы и мошенничества, основанных на несовершенстве права?.. Вроде и по закону всё, а по сути – обман.

Выходит, успех может быть оплачен совестью. Но можно довольствоваться тем, что тебе дано, и честно трудиться. Такой бизнес соответствует принципам православной веры. Хотя признаю: современное успешное предпринимательство начинает приобретать оттенок, который во многом несовместим с моими жизненными ценностями.

– Как же справляетесь с таким положением?

– Церковь, чтение духовной литературы, общение с мудрыми людьми, священниками и мирянами – в делах всё это помогает, и достаточно сильно. Причём помогает не в смысле увеличения дохода. Помогает в плане выработки неких ценностей, которые при принятии решения и при выборе делового партнёра позволяют отделять зёрна от плевел и удаляться от скверны. Тогда всё меняется вокруг тебя. У нашей компании есть девиз: «Продавай так, как ты хотел бы, чтобы продавали тебе».

На пути предпринимательства деньги начинают приобретать цвет и запах. Можно получить их много, но себе на погибель. А можно и простой благородный порыв положить в основу несказанного благосостояния и сотворить большие блага. В моей жизни было такое: хотел много денег – получил. Прошло время, от них и следа не осталось, только шрамы на теле и на сердце. Важно не количество денег, а их качество. Какой ценой они добыты. Давно привык отказываться от щедрых, но недостойных предложений. Сам по себе достаток, конечно, несёт свободу, но я предпочёл бы независимость. Потому что если ценишь деньги больше меры, то получаешь свободу, но вместе с ней зависимость от их власти.

– То есть деньги всё же портят человека?

– Я считаю, что деньги не способны испортить. Деньги, как и власть, – искушение, которое приходит к каждому из нас, и мы реагируем на него соответственно нашему духовному устроению. Человека портит или красит его внутренний мир, его развращённость либо духовность. Если ты не можешь управлять деньгами, они, подстёгиваемые твоей порочной природой, начинают управлять тобой. А там и до власти недалеко, перед которой меркнут и деньги, и судьбы. Этакая атомная бомба в руках у искусителя.

– На чтение душеполезной литературы время всегда находите?

– Во время поста каждый день читаю. В остальные дни – как получится. В том смысле, что как захочешь, так и получится. В машине слушаю аудиокниги: куда-то едешь – хорошо же… Перед сном можно почитать. Главное, выстроить из этого систему, как в управлении. К тому же есть такая важная вещь, как благословение Свыше. Если оно есть, найдётся время на всё: и на работу, и на остальное. Можно тщетно в своей работе упираться рогом – я проходил этот путь – и не получить должного результата. А если результат достигается в спокойном труде, без пота и крови, – я бы назвал это благословением. Иными словами, труд по совести. А совесть, как известно, глас Бога в человеке.

– Вам легко даются результаты в делах? По-другому сказать, вы чувствуете благословение?

– Настоящее дело лёгким не бывает. А про благословение… Сейчас я уже не могу разделять своё дело и себя. А между тем каким было предприятие и какое оно теперь – это две большие разницы и по содержанию, и по форме. К примеру, сейчас достаточно сложный период, поэтому иные пренебрегают качеством и получают более высокий финансовый результат. А самый выгодный на сегодняшний день тот бизнес, что ближе к бюджетной кормушке. Построен он может быть на коммерческой благотворительности, коррупции и пр. Но так работать – ниже человеческого достоинства. Персонал удивляется: «Все так делают, а мы почему нет?» Я понимаю, что лишаю их возможности легко заработать, но даю возможность получить большее. Они привыкнут поступать по совести и уберегут себя от невзгод, приходящих вслед за искушением. Стяжают милость и благословение Господне, как в делах, так и в жизни. Разве вы не замечаете, насколько в действительности несчастны те, кто обретает благо ценой причинения вреда ближнему? Спросите об их  здоровье, душевном спокойствии и счастье близких… А у нас надёжная «крыша» – небесная.

ПОЖЕРТВОВАЛ – ЗАБУДЬ

– Не могу не спросить про благотворительность. Ваша компания жертвует?

– Да, всегда по мере возможности. Расходы на благотворительность, как расходы на рекламу, необходимо сделать нормой. Но опять же – в какой форме и как это должно быть сделано? Наверное, так, как указывает Писание: чтобы «милостыня твоя была втайне», чтобы, когда творишь милостыню, «пусть левая твоя рука не знает, что делает правая».

– У вас как, тайно?

– Запомнился один случай. Шёл 2007 год, предстояли выборы в Госдуму. Однажды мы получили от благотворительного фонда одной из партий письмо с просьбой о помощи. Банальная стрижка на выборы. Получили из рук должностного лица, которому отказать нельзя. И вот мы сидели, долго думали, что же нам делать. Дать – противно. Не дать – возникнут сплошные проблемы. А у нас есть с десяток детских домов, которым мы помогаем ежемесячно небольшими суммами. Так вот, в тот момент, слава Богу, мы придумали, как поступить. Дали детдомам намного больше, чем обычно, и попросили, чтобы руководство каждого из них написало благодарственное письмо партии, по просьбе которой мы оказали помощь. Собрали все письма, платёжки и передали в приёмную этой партии. Вы хотели – получайте!

Хотя опять же насколько эффективно помогать детским домам? Во многих странах детских домов просто нет. Как-то мне довелось беседовать с Германом Стерлиговым (российский предприниматель, политический и общественный деятель. – Ред.). Он известен своими радикальными взглядами, и сказал так: «Ты же бесам деньги даёшь, потому что так не должно быть,  все детки должны быть в семьях. А в детдомах их калечат».

– А вы с этим согласны?

– Возможно, в этом есть доля правды… Постепенно я пересматриваю свой взгляд и на благотворительность. Стараюсь найти наиболее оптимальный способ. У нас разные ведь случаи были. Откликались на телевизионные просьбы о помощи, а потом я смотрел статистику: какие-то фонды перестали существовать, деньги вообще никуда не дошли. В другом случае деньги собирались на лечение, когда человека уже не было в живых. Поэтому на сегодняшний день я считаю так: если есть возможность – отказывать не надо. Дал – забудь и отойди. А если говорить об адресной благотворительности – находи нуждающихся сам и старайся помогать так, чтоб не сумели тебя поблагодарить.

ЗВАТЬ, А НЕ ТАЩИТЬ

– Расскажите о себе.

– Родился на Камчатке. Затем рос в Коми, на Украине. Отец военный был, поэтому и переезжали часто… А крестили меня в детстве.

– Прямо в детстве? Судя по имени, вы из крещёных татар?

– Мой дед с Кавказа… Знаете, в Советском Союзе всё так пересекалось: судьбы, люди. Есть темы, которые не хотелось бы обсуждать. Я в хорошем смысле толерантен ко всему, в том числе ко всем национальностям и вероисповеданиям.

– Как же вы пришли к осознанной вере?

– А так, как обычно у большинства. «И взови Меня в день скорби твоея, и Я приду, избавлю, и ты прославишь Меня», – сказал нам Господь. Вот и у меня так же. Я, как блудный сын из притчи, уходил, приходил. У людей память-то короткая: нужно несколько раз что-то прочувствовать, чтобы стать достаточно твёрдым. Каждый ошибается, и скорби нужны, чтобы через них сожалеть об ошибках и прощать как себе, так и другим. Ездил сегодня к маме уколы делать, книжки ей принёс духовные. Так и сказал: «Мама, тебе укол поставили, ты лежи и про себя всех прощай – очищай свой внутренний мир. Скорее выздоровеешь». Когда мы каждый день умываемся, чистим зубы, мы внешнюю оболочку отмываем, а если мы прощаем всех, ходим на исповедь и причастие – то душу. 99 процентов болезней от нервов, а они – от наших поступков и душевного состояния, от того, что мы в душе копим. Допустим, человек сидит у телевизора, переключает  каналы, ругается. Ящику-то что? Он не обидится. А человек находит причины для раздражения и копит в себе негатив, который потом выливается в болезнь. Либо, наоборот, человек думает о чём-то добром, что-то созидает. Тогда и душа расцветает.

К вере не приходят, она сама по себе – путь длиною в жизнь. Создатель, бывает, отворачивается от нас, как любой отец от ребёнка, который делает неугодное. Тогда человек должен и попросить, и покричать: «Папа! Ты где?» И второе: нужно делать то, что для Него угодно и благоприятно. А что Ему угодно – понимается через Святое Писание. Самое главное – не стоять на месте, поскольку «дорогу осилит идущий».

– Семья у вас есть?

– Два сына, 13 и 2 лет. Первый – Богдан. Богом дан. Я был в трудных обстоятельствах: не было понимания, буду ли жив; думал, что ничего после себя не оставлю. Очень тогда просил помощи. И получил. Правда, не моментально, у Создателя тоже хлопот много.

Как у разбойника на кресте, у нас всегда есть шанс. Но нужно запастись терпением. Получил просимое – и старайся правильно жить дальше, тогда всё встаёт на своё место.

Как-то так, наверно, и у меня случилось. Главное, думаю, не идти по греховному кругу до той поры, пока черти не зажарят. А если идёшь правильно, хоть и спотыкаешься, то это нормально. Великолепные слова есть в молитве оптинских старцев: «Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верю, что любящим Тебя всё содействует ко благу».

Когда я снова попал в  душераздирающую ситуацию, сразу очень захотелось мира. И Бог дал мне второго сына, я его так и назвал – Мирон.

– Воспитываете детей в православии?

– Детей можно воспитывать только своим примером. Это разные вещи – слово и дело. Вот то, что я сейчас вам говорю,  надо делать. Все нравоучения, насильственное подталкивание к благочестию, если вспомнить себя, только раздражают и настраивают ребёнка против родителя. Единственно, что ещё важно,  – молитва о своих детях.  Просить, чтобы им было дано, – почему нет?

– То есть специально в семь утра в воскресенье будить их на службу не станете?

– Ну, я и сам в семь утра не встаю – хожу на позднюю службу. Но чтобы заставлять детей со мной идти – нет…

– Немного найдётся людей с врождённой мудростью. Таковыми становятся. Поэтому и у моих детей в жизни обязательно возникнут сложные ситуации, но при этом они будут знать, к Кому идти. Обратятся с просьбой, получат помощь  – так и начнётся у них свой путь ко Христу. А когда будут благодарить Бога, у них возникнет желание диалога с Ним… Сам я опережать события не хочу.


← Предыдущая публикация     Следующая публикация →

Оглавление выпуска

Добавить комментарий