«Рация с Богом»
Открытый урок по основам православной культуры в 4-м классе начальной 37-й школы города Сыктывкара. Присутствуют учителя со всей Республики Коми, проходящие курсы повышения квалификации в Институте развития образования. В каком-то смысле на уроке они тоже в качестве учеников. От того, что увидят и услышат, зависит, какой модуль им в будущем вести – светскую этику или основы православной культуры. Потому что многие пришедшие сюда преподаватели ещё не определились.
А тема урока – «Что такое душа?». Учительница Лариса Владимировна Исакова вначале приводит слова из Библии, где впервые говорится о душе: «Бог создал человека из праха земного, вдунул в лицо его дыхание жизни по образу и подобию Своему, и стал человек с бессмертною душою». Затем спрашивает:
– А как вы думаете, ребята, что такое душа?
– Душа как Бог, – говорит одна девочка.
– Душа мне представляется как ангелочек, – говорит вторая.
– Это жизнь внутри нас, – отвечает третья.
– Душа – это рация с Богом, – выдвигает свою версию мальчик Никита.
– Так, хорошо, – подытоживает Лариса Владимировна. – А у ваших четвероногих питомцев, животных, душа есть?
– Да… да… любое животное имеет душу! – хором загалдели ребята. Для них совершенно очевидно, что их любимые собачки и кошечки не могут быть без души. Учительница их не разубеждает, а задаёт следующий вопрос:
– А чем же человек отличается от животного?
– У животного нет совести.
– Люди умеют говорить…
Теперь черёд Ларисы Владимировны объяснить, почему о душе мы говорим только применительно к человеку. Причём делает это непринуждённо и познавательно не только для детей, но и для всех присутствующих.
Рассматривая свойства души, ребята выдвигают свои гипотезы, почему душа «болеет».
– Потому что она кается за какой-то проступок, – говорит активная Катюша, которая то и дело тянет ручку.
– А как вылечить душу? – спрашивает учительница.
– Заявить в милицию.
– Сделать доброе дело.
– Покаяться батюшке…
О том, что нужно каяться священнику в своих плохих поступках, знают почти все ученики 37-й школы. Для детей организуются тематические занятия в храмах Эжвы. Да и весь образовательный процесс, начиная с первого класса, ориентирован на русскую и коми культуру, которые невозможно представить без православия. Неслучайно эта школа стала площадкой для обучения методике преподавания основ православной культуры всех учителей республики.
* * *
– Почему вдруг сложилась такая ситуация, что очень мало школ в Коми изучают православную культуру? – спрашиваю специалиста Института развития образования Ванду Цветановну Попову, курирующую эти курсы.
Модуль ОПК преподаётся только 8–13 процентам учеников, в основном в республике выбирается модуль светской этики. И это в исконно православном регионе, с 630-летней историей православия!
– Здесь, я считаю, многое зависит от самого учителя. Как учитель на родительском собрании настроит родителей, насколько он сам готов преподавать предмет, такой модуль родители и выберут для своих детей. Если учитель чувствует, что не готов, то выбирает светскую этику. Учителя иногда даже и желают вникнуть в ОПК, но не получается…
– Но я бы не сказала, что модуль светской этики даёт плохие результаты, – добавляет Ванда Цветановна, – потому что она тоже построена на принципах православной культуры, без них преподавать ну просто никак. Научить детей, как нужно себя вести в любых других жизненных ситуациях, невозможно без нашей духовной, народной культуры, которая неразрывно связана с православием.
– Педагоги из тех школ, которые выбирают ОПК, говорят, что у детей это любимый предмет, – говорю я Ванде Цветановне. – Уроки православной культуры дети ждут с нетерпением и очень быстро меняются в лучшую сторону, становятся более близкими с родителями. Даже там, где ведётся кружковая работа по православной культуре, эти изменения заметны. Вот, например, в 30-й школе города Сыктывкара раз в неделю детей водят на беседы с батюшкой в православный храм. И дети стали более спокойными, усердными, лучше учатся.
– Думаю, нужно ввести программу переподготовки учителей, чтобы знание основ православной культуры стало для них второй профессией. На двухнедельных курсах, что мы сейчас имеем, обучить учителей ОПК невозможно. А ведь за это время мы им даём ещё и светскую этику, информационно-коммуникативную технологию, государственную политику и психологию. Всё это – за две недели! Как минимум 500 часов требуется на одни только ОПК, причём с приглашением священников, которым тоже время надо выделить.
* * *
В 37-й школе мне довелось поговорить и с заместителем директора по воспитательной работе Галиной Михайловной Шарафутдиновой. Она рассказала:
– Школа открылась десять лет назад, и мы сразу же стали уделять большое внимание внеклассной работе. Изучаем культуру народностей, проживающих в республике, и родственных нам финно-угорских народов. С 2012 года перешли к проекту «Народный календарь», то есть к более глубокому изу-чению народных традиций и культуры. А в конце года у нас проводятся фестивали, в которые мы отбираем лучшие номера из всех классов. Самый значимый наш фестиваль – «Здравствуй, батюшка Покров!». Также фестивали проводим на Рождество, в Вербное воскресенье и на Пасху.
– В них участвуют все ваши ученики?
– По желанию, это же внеклассная работа. Но чаще всего на фестивали приходят целыми классами. Детям интересно!
Перед каждым праздником мы даём домашнее задание: изучить, допустим, какие песни пели в сочельник или какие традиции были на масленицу. Затем мы собранный опыт обобщаем и готовим костюмированный спектакль совместно с детьми. Устраиваем для ребят конкурсы, игры, соревнования в школьном дворе. Это как бы преддверие к обучению основам православной культуры и светской этики, которое начинается с 4-го класса. Школа у нас начальная, и мы стараемся с первого по третий класс всех охватить. А по-другому никак, детей заранее надо к этому подводить.
Завуч Вера Владимировна Брейтенфельд дополняет свою коллегу:
– Очень часто учителю тяжело перешагнуть через атеистическое образование. Я знаю это не понаслышке, поскольку сама вела православную культуру. Честно скажу, получала от этого огромное удовольствие. У детей, оказывается, столько вопросов! Их интересует всё: и жизнь, и смерь, и богатство, и совесть. На уроке ОПК они получают эти ответы. Спрашиваю детей, какие ценности они знают. Кто-то говорит «семья», кто-то – «дружба», а одна девочка в первом классе так сказала: «Бриллианты». Думаю, что после изучения основ православной культуры её жизненные ценности изменились.
К сожалению, даже родители теряются, когда речь заходит о духовном. На одно родительское собрание по выбору модуля мы пригласили отца Владимира Дунайчика. До этого все написали заявление на светскую этику. Батюшка говорит: «Ну-ка, поднимите руки, кто у нас крещёный». Все подняли руки. Он удивился: «Так. И чего вы тогда выбираете, какой предмет будете
изучать?» И весь класс переписал заявление на основы православной культуры.
– Когда только мы начинали преподавать ОПК, – заключает Вера Владимировна, – мы как будто в первый раз отправились в плавание. Ничего не знали. Учебников не было, не знали, как давать уроки. А сейчас и учебники есть, и методики наработаны. И дети к четвёртому классу уже подготовлены к этим урокам, потому что мы им с первого класса говорим о нашей культуре, наших корнях. Теперь только работать и работать…
* * *
На открытых уроках присутствовал и протоиерей Михаил Козак, настоятель храма иконы Смоленской Божьей Матери. Храм его находится рядом с 24-й школой, которую окормляют священнослужители этого прихода. Эта школа да ещё 37-я – больше ОПК в городе, где четверть миллиона жителей, нигде не преподают. Всего два класса на столицу Коми, в которой свыше ста четвёртых классов! Ситуация в других городах и сёлах республики приблизительно такая же. Огорчает это и отца Михаила. Вот что он сказал после открытого урока:
– Вроде бы 80 процентов считают себя православными, а ОПК не преподаются. Заявляем одно, а делаем другое. Вот все вместе мы воспитываем гражданина, патриота своей Родины, а правильно ли мы это делаем? Я понимаю: чтобы преподавать ОПК, надо самому быть православным. Потому что ребёнок может задать вопрос, на который невоцерковлённый человек не сможет дать ответ: «Что такое молитва?», «Зачем нужно причащаться?». Как человеку чужому на это ответить? В этом, мне кажется, главная наша проблема.
Не бойтесь трудиться во славу Божию. Что может быть сегодня важнее воспитания наших детей? Ничего. Мы в ответе за их духовное состояние, за то, какими людьми они станут, за наше общее будущее.
* * *
Эти слова батюшки прозвучали очень трогательно и, кажется, были услышаны учителями. Кстати сказать, они побывали также на открытом уроке светской этики, но во время обсуждения большинство выделило именно урок по православной культуре, а некоторые урок Ларисы Владимировны назвали образцовым, пообещав, что в своих школах будут рекомендовать родителям и директорам школ вводить именно этот предмет.
Если душа народа, по слову мальчика Никиты, это «рация с Богом», то у народа должны быть и «радисты», умеющие пробиться сквозь все помехи.
Добавить комментарий