О любви к врагам

Больше половины россиян – 56 процентов – согласны с тем, что «Сталин был великим вождём». Лишь 14 процентов опрошенных придерживаются обратной точки зрения. Для православных это достаточно болезненный результат, так как люди обычно не различают, где организатор репрессий, а где Верховный главнокомандующий, много сделавший для Победы.

Что характерно: не различают обе стороны – и те, кто «за», и те, кто «против» «вождя народов». О последних сказал недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров: «Нападки на Сталина как на главного злодея, сваливание в одну кучу всего, что он сделал в довоенное время, во время, после войны – это ведь тоже часть той самой атаки на наше прошлое, на итоги Второй мировой войны». Из этих слов можно понять, что министр как раз предлагает не смешивать. Вот репрессии – понятно, что они абсолютное зло. Вот достижения, которые опасно затушёвывать. Рисуя Сталина одной чёрной краской, можно и результата добиться лишь одного, как показывает опрос: люди этого не примут. Уже не приняли.

Узнав из СМИ, что он «сталинист», Лавров был удивлён. Часть обвинителей потом извинилась, мол, их ввели в заблуждение журналисты. На самом деле они просто не вдумались в сказанное, погорячились. Другие продолжали настаивать на том, что глава МИДа решил реабилитировать тирана. Об этом написали в числе прочих уважаемые мною православные публицисты, например Сергей Худиев. Министром они не ограничились, переключившись и на других православных, якобы оправдывающих советского вождя. После этого возникает впечатление, что в Церкви это массовое явление.

Это, конечно, не так. Я, например, знал за всю жизнь только трёх православных сталинистов. Из них двое мои друзья, третий – игумен Евстафий (Жаков). Для священника такие убеждения – это беда. И не потому, что накажут. Ведь сколько собратьев по вере, по служению перед алтарём было уничтожено. Ненавижу то, что происходило в годы репрессий, множество раз писал о раскулачивании, голоде, гонениях на верующих, гибели командиров…

И вдруг, когда среди православных началась полемика о сказанном министром иностранных дел, я тоже был записан в поклонники сталинского террора. Всё сказанное мною об ужасах того времени не было принято во внимание. Нет полного осуждения, нет проклятий – значит, «сталинист».

Попробую объясниться. Есть такая вещь – историческая правда. Сталин возглавил – это не мои домыслы – силы добра в самой страшной войне в истории человечества. Это, несомненно, решение Бога, которое я не могу игнорировать. Были у нас два военных гения – маршалы Рокоссовский и Василевский. Первый прошёл через пытки и страшный этап в Коми. Второй был категорическим противником репрессий и лучше других знал об ошибках Сталина перед войной и в начале войны. Оба оказались при Хрущёве «сталинистами», наотрез отказавшись врать, что Иосиф Виссарионович Сталин был плохим главнокомандующим. Они утверждали, что вклад Сталина в Победу был огромен. Знали, о чём говорили. В результате разошлись с генеральной линией партии. Собственно, они с 30-х годов расходились с этой линией: сначала со Сталиным, потом с Хрущёвым, так и не научившись попадать в такт политической моде.

В числе прочего Сталин примирился с Церковью, отношения которой с государством строились после 1943 года вполне приемлемо для той и другой стороны. Это очень заезженная, сильно оглуплённая, частично перевранная тема, но в Великорецкий крестный ход в начале 50-х ходило 20 тысяч человек. В тысячу раз больше, чем в последующие годы, когда начались хрущёвские гонения, и в ослабленном виде продолжался ход ещё много лет спустя после отстранения Хрущёва от власти. Даже в 98-м, когда я пошёл в первый раз, нас было около 500 человек.

Помнить всё: и доброе, и злое, предоставляя суд Богу, – вот, на мой взгляд, единственно приемлемый для нас подход, если из верующих людей мы не хотим превратиться в сторонников той или иной идеологии. В данном случае я обращаюсь и к тем православным, кто Сталина оправдывает, и к тем, кто его поносит. Не призываю к компромиссу, не требую отказа от своей позиции, но давайте строго придерживаться фактов, не выбрасывая половину из них, потому что не подходят. Попробуем ставить правду впереди своего мнения. Именно идеологизированность позиции Худиева стала ещё одной причиной, которая оттолкнула многих православных, в том числе и тех, кто достаточно негативно относится к Сталину. Как выразилась по этому поводу довольно известный в православной среде публицист Наталья Холмогорова, «я вижу в Сталине заблудшего грешника и не вижу необходимости его проклинать».

В истории Церкви есть примеры, которые могут послужить нам образцом того, как вести себя в подобной ситуации. Приведу самый известный. Однажды святой Григорий Двоеслов, глава Римской Православной Церкви, узнал о том, как император Траян пожалел бедную вдову, которую обижали какие-то чиновники. Он спешил на войну, но слез с коня и позаботился о ней. Это настолько потрясло святого Григория, что он стал молиться о том, чтобы вызволить душу императора из ада. Сравнение Траяна со Сталиным вполне корректно. Именно этот император начал систематические гонения на христиан. Существовал его культ, ему ставили памятники, превознося как бога. Всё это святой прекрасно знал. И продолжал молиться. Вот истинно христианское отношение.

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

 

3 комментариев

  1. Валерий:

    Когда-то я прочитал, кажется у Эренбурга, как военные говорили, что мы войну выиграли не благодаря Сталину, а несмотря на Сталина. С этим трудно не согласиться.

  2. Лена литвяк:

    Сталин был грузин и полуеврей,вы бы хотели сейчас чтобы вами правил грузинский царь,и наполовину еврей нами над ,русскими людьми был поставлен такой царь-полуеврей и полугрузин?я бы ужас как не хотела ,ведь его поставили чтобы дрессировать нас русских людей,но не другие народы только русских людей дрессировать и надо сказать что здорово получилось у этой троицы:сталин орджоникидзе и микоян-причём все недоучки они же призывали на помощь царских русских потому что сами ни хрена не умели,а только убивать русских

  3. Алексей Иванович:

    Ненависть к Святому мученику Царю Николаю II имеет духовные и религиозные корни. В ненависти к Царю Николаю II проявляется ненависть к Святой Руси и ее православному народу. Кто клевещет на Царя и хулит его, тот вызывает на себя гнев Божий. Просто страшно становится за этих людей и за их потомков. Ведь не надо быть историком, чтобы видеть, что многие из тех, кто свергал с престола Николая II, были наказаны Богом. Как известно, при Сталине была уничтожена практически вся «ленинская гвардия» в ходе внутренних разборок в стане «пламенных революционеров».
    Сталин явился как бы бичом Божиим для этих террористов и цареубийц, которые понесли заслуженную расплату за свои злодеяния ещё здесь, на земле.
    – – –
    Может показаться, что я являюсь тайным поклонником Иосифа Виссарионовича, это не так. Я монархист, уже давно, и не изменял своим убеждениям, свято чту память святаго мученика царя Николая. С другой стороны, я не могу быть судьёй этому человеку (Сталину), это не мой уровень. Бог избрал Сталина как совершителя Его промысла о России. Бог ему Судья, как и всем нам. Я уважаю Сталина как главнокомандующего, как победителя в Великой Отечественной Войне. За это ему Слава! Но не стоит забывать и о тёмных злодеяниях, о репрессиях,
    о безчисленных невинных жертвах.
    Также следует заметить, что без “глубинного” русского народа не было бы великой Победы. Недаром при начале войны, обращение к русскому народу – «Братья и сестры», недаром возвращение погон (знаков воинских отличий), недаром награды в честь знаменитых русских полководцев, недаром открытие православных храмов, возвращение Русской классической литературы, создание Русских патриотических художественных фильмов и возглашение в день Победы – «за великий Русский народ».
    А как к нему относится, я думаю также, как написал великий А.С. Пушкин «Борис Годунов» В «завещании» Пимена определяется само существо отношения русского православного человека к царю: за труды, за славу, за добро – поминание, за грехи, за темные деяния – молитва к Спасителю о вразумлении царя.
    (А Сталин был царём, не помазанным, но был)
    «Да ведают потомки православных
    Земли родной минувшую судьбу,
    Своих царей великих поминают
    За их труды, за славу, за добро –
    А за грехи, за темные деянья
    Спасителя смиренно умоляют.»

Добавить комментарий