Русская тема

Случайных совпадений не бывает: буквально в день выпуска этого номера газеты читатель Вячеслав Сидоров на нашем сайте прокомментировал мою статью «Ермак Тимофеевич и его недруги». А поскольку это как раз в тему хронографа, процитирую. Он пишет: «Небольшая по отношению ко всему татарскому народу, но агрессивная группка националистов полагает, что статья об ответственности за разжигание межнациональной розни имеет отношение только к русским. Ими никакие доказательства по действительной истории восприниматься не будут. Так будет, пока в России не установится на всех уровнях такая власть, которая была до революции 1917 года, в части уважения и сохранения религий, культур и обычаев всех народов. После революции 1917 года по этому равновесию был нанесён громадный удар, в первую очередь, по русскому народу как государствообразующему. Затем относительное равновесие сохранялось, но только не в интересах, а за счёт русского народа. С перестройкой потомки революционеров оживились. Один из показателей – сразу исчезла графа о национальности, в Татарстане, например, сохранилась (во вкладыше в паспорт. – Ред.). Не надейтесь, нерусские по духу, что с уничтожением всего русского вам станет жить лучше. Совсем наоборот. Но эта попытка в конце концов обречена на провал. Все русские по духу, с нами Бог! Но на Бога надеемся, а сами не должны плошать. Терпения и стойкости в борьбе за лучшую жизнь всех народов России без дискриминации русских. И дай Бог здоровья таким людям, как А.Г. Елфимов, при нашей ему поддержке».

С уверенностью утверждаю, что таково мнение очень и очень многих наших читателей. Хотя, конечно, диспозиция сложнее, и местечковые националисты не могли бы так открыто выступать, не имея поддержки в каких-то группировках во властных структурах, как федеральных, так и региональных.

В Уголовном кодексе существует статья 282 («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» – до 5 лет заключения), за которой уже прочно закрепилось название «русская» – потому что применяется она чаще всего именно против «русских националистов». Но вычисляют их правоохранители отнюдь не по записи в паспорте.

Вернусь к тому, с чего первоначально хотел начать эти заметки. В начале ноября активно комментировали решение недавно назначенного главы «Россотрудничества» Примакова, отказавшегося от проведения в подведомственных зарубежных учреждениях «Тотального диктанта» по тексту «писателя» (что?) Д. Глуховского. Диктант, между прочим, курирует Администрация Президента. Замечательные высказывания этого персонажа хранит Интернет: «У него (Путина) была историческая возможность дать нашей стране шанс стать цивилизованным государством, а мы остаёмся банановой республикой». Ну и вот, не делая никаких заявлений, Примаков просто отказался поддерживать этого русофоба. И надо же – в кругах «приближённых» это было воспринято сенсационно, чуть ли не как знаменитый разворот над океаном его деда – премьера Евгения Примакова-старшего.

На самом деле сегодня, как и прежде, «русское» пробивает везде себе дорогу с большим трудом. На днях читаю: священнику Александру Беликову из г. Севска суд назначил принудительные работы за организацию в сентябре крестного хода. Это ли не русофобия на государственном уровне? С другой стороны, радостно, что появляются люди, которые не боятся «вызвать огонь на себя». Недавно мы сообщали, как в древней Тарусе глава администрации инициировал возвращение названий 16 улицам. Казалось бы, исчезли имена террористов, разрушителей России… Но вот он пишет: «Требуют отставки всех органов самоуправления города и района, угрожают физической расправой, травлей со всей России. Сегодня шесть депутатов, которые голосовали “за”, собрались и сказали, что пойдут до конца, как 300 спартанцев. Осознаём, что находимся в одном из центров формирования смыслов Русского мира».

Тридцать лет назад в другой стране, СССР, в разгар перестройки тоже нашлись люди, решившие вызвать «огонь на себя»: вышло так называемое письмо 74-х. Позднее подписи под ним поставили ещё несколько сот деятелей культуры. «Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу, объявляемого “вне закона” с точки зрения того мифического “правового государства”, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России. Многие средства массовой информации замалчивают трагедию русского народа, его великие жертвы в прошлом и настоящем, многочисленные погромы, которым подвергается ныне русское население в союзных республиках… мы призываем всех русских людей – помните, что мы, русские, – высокоталантливый, геройски отважный, знающий радость осмысленного, созидательного труда, могучий духом народ. Что “русский характер”, “русское сердце”, бескорыстная русская преданность истине, русское чувство справедливости, сострадания, правды, наконец – неистребимый, беззаветный русский патриотизм – это всё драгоценный алмаз в сокровищнице человеческого духа». Среди подписавших были и друг нашей редакции Владимир Крупин, и камертон русского слова писатель Валентин Распутин…

Сергей Семанов – историк и публицист, «русский и антисоветский элемент», как о нём злобно писал в секретной записке в Политбюро ЦК Андропов, – отозвался об этом письме так: «Сегодня (2 марта 1990 г.) вышел “манифест” – письмо нескольких десятков писателей, очень резкое. Обвинения в адрес мерзкого Шаталина (на Пленуме выступал) или тем паче Яковлева за его новейшую статью в “ЛГ”, сочувствие русским беженцам, протесты против провокации в ЦДЛ и проч., – всё очень правильно и полезно. Но… не пустые магазины, не безумная экономическая система, не мусор в русских головах и душах, а “борьба с сионизмом” влечёт их. Словно нарочно грызут искусственную кость! Ну, представим невозможное: победят они “сионизм”, лучше, что ли, станет в России?.. И опять – обращение к начальству, все на него надеются… Шум будет большой, изобьют, истреплют каждого в отдельности, а “партия и правительство” не помогут». И точно – «не помогли» и «истрепали»: того же Крупина, например, на много лет перестали печатать.

Глубже всех проблему изучил, наверно, академик Шафаревич. В одном из интервью он говорил о корнях русофобии: «Вспомним коллективизацию. Ей предшествовала идеологическая кампания создания озлобления, ненависти к деревне, деревенской культуре. Эта враждебная деревня объединялась термином “Расеюшка-Русь”. Поэты писали, что это “растреклятое слово”, что она “повешена”, ей объявляли смертельную войну. Клялись в ненависти и т.д. Всё-таки сам термин, хотя и подразумевалась любая деревня, как-то особо выделял Россию.

Особое положение в этом вопросе занимал XII съезд РКП(б). Он дружно выступил против того, что делегаты называли словом “русотяп”. Говорилось о “подлом великодержавном русском шовинизме”. Утверждалось, что русским “нужно себя искусственно поставить в положение более низкое по сравнению с другими народами”. Весь съезд проходил в атмосфере деликатной озабоченности национальными чувствами всех наций, кроме русской».

Сегодня уже очевидно, что борьба против русофобов, за русское начало – это не утверждение нашей самости и национальной исключительности, но борьба за русский православный всечеловеческий идеал, осознание особой русской миссии в мире. Завершившаяся война между Арменией и Азербайджаном (Турцией) ясно показала, что побеждают те, у кого есть сверхзадача. Какова она у России? Что мы хотим в конечном итоге? И слава Богу, что именно благодаря русским все народы нашего Отечества живут в мире. При этом произнести слово «русский» для чиновника по сей день, даже после Крыма, страшно.

В этом номере «русскую тему» мы затрагиваем ещё в нескольких материалах, будем делать это и впредь, потому что сегодня, в условиях предвоенной обстановки в мире, она выходит на уровень дилеммы: быть нам или не быть.

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

4 комментариев

  1. Аноним:

    СВЯЩЕННАЯ ЛЖИЦА.
    Пренебрежительное отношение к святыням и нечестие по отношению к святоотеческому преданию, благочестиво хранимому Церковью, является самым настоящим предательством и отступлением от веры. А ведь его уже давно пытаются навязывать верующим… Причём делают это не только мирские власти, но и пастыри, служащие Всевышнему Богу, то ли испытывая страх перед кесарем, то ли поддаваясь стремительному течению экуменизма, которое увлекает их за собой.

    Текст, который приводится ниже, представляет собой попытку разъяснить, какое значение имеет использование священной лжицы во время Таинства Святого Причащения. При рассмотрении данного вопроса мы будет опираться главным образом на сведения, содержащиеся в Священном Писании и в творениях Святых Отцов Православной Церкви.

    В пятой главе своей книги пророк Исаия пророчествует от имени Божия и воспевает божественную песнь для Израиля — народа, возлюбленного Богом. Он сравнивает Иудею и Иерусалим с избранным виноградником, который насадил Сам Господь, но который неоднократно наказывался Богом за неподобающее поведение: непослушание и поклонение языческим богам. В конце концов, он был оставлен Богом и предан в руки Его врагов, ассирийцев. Он завершает свое обращение к ветхозаветному Израилю, не оставляя ему никакой надежды на утешение. «Лишенные и горней защиты и земной помощи, они будут переданы врагам» (Св. Иоанн Златоуст).

    В этой, казалось бы, безвыходной ситуации для народа Божия явился пророк Божий Исаия, чтобы осудить сначала царя, первого и главного виновника этих бедствий, а затем возвестить людям о покаянии и спасении, которое может быть даровано Одним только Богом. Пророк Исаия был призван на служение через небесное видение, о котором он повествует в шестой главе своей книги:

    «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6, 1-8).

    Когда пророк говорит о храме, он, конечно же, имеет в виду небесный храм Божий, поскольку престол окружён Серафимами. Но поскольку здесь также говорится о «верхах врат», о дыме (курениях) и жертвеннике, о возглашениях и звуке голосов, следовательно, прообразом этого Небесного храма являются наши храмы на земле. Дым — это видимый знак присутствия в храме невидимого Бога, который есть Свет неприступный; дым происходит от огня и являет собой доступное нашему взору указание на Огонь Божества. То же самое касается и облака (Исх. 19, 18; Иез. 1, 13; Откр. 5, 8).

    В первом стихе он говорит: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном». А также в пятом: «Глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Апостол и евангелист Иоанн Богослов предполагает, что это стих следует понимать, как видение пророком сидящего на престоле Христа. «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12,41). То, что Исаия видел Бога в человеческом образе, подтверждает святоотеческое мнение, что «Господь Саваоф» — это был именно Христос.

    При этом, Исаия, который, как и все святые, имеет глубокое осознание и своей собственной греховности, и греховности окружающих его людей, оплакивает свою участь, потому что, согласно Ветхому Завету, человек не мог увидеть Бога и остаться в живых. «Горе мне! погиб я!», — сокрушается Исаия еще и потому, что, имея «нечистые уста», он не может присоединить свой голос к славословию ангелов. Исаия воззвал о том, что нуждается в очищении, и немедленно получил желаемое от одного из Серафимов. «Таковы все святые: когда они удостаиваются бóльшей чести, тогда они больше и смиряются», — говорит св. Иоанн Златоуст.

    За смиренным исповеданием своей греховности сразу же следует полное прощение. Ангел взял с жертвенника горящий уголь, но сделал он это не рукой, а при помощи клещей (греч. τῇ λαβίδι). По словам св. Прокопия, «не осмелившись прикоснуться к жертвеннику рукой, ангел тем самым показал, что относится к нему с величайшим благоговением».

    «Се прикоснуся устном твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит» (Ис. 6, 5–7). Уголь, прикоснувшийся к устам Исаии, символизирует Божественное Причастие, а слова, произнесенные Серафимом, включены в текст Божественной Литургии.

    В честь видения пророка Исаии Церковь издревна, с первых веков христианства, присвоила священной лжице для причащения наименование λαβίδα, что по-гречески обозначает «клещи». Какова символика этих клещей? Почему Ангел берет горящий уголь именно посредством этих клещей, ведь его рука бестелесна и не может подвергаться ожогам? Согласно свт. Григорию Паламе, эти клещи символизируют Пресвятую Богородицу.

    В своей беседе на Успение Приснодевы Марии, перефразируя слова преподобного Никодима Святогорца, он пишет:

    «Отсюда можно уразуметь, что Пресвятая Дева не перестанет во все века благотворить всему творению — и не только нам, людям, но и всем чиноначалиям ангельским. Ибо то, что и бестелесные силы вместе с нами через Нее Единую приближаются и приступают к неприступному естеству Божества, это ясно показал нам святой пророк Исаия, поскольку он видел, что один из Серафимов взял уголь с жертвенника не своею рукой, но посредством клещи (греч. λαβίδα), которой он прикоснулся к пророческим устам, подавая ему очищение.

    Это видение клещи было тождественно с тем великим зрелищем, которое созерцал Моисей: с купиной, объятой огнем и не сгоравшей. Кто не знает, что эта купина и та клеща есть Матерь Дева, неопально приявшая Огонь Божества?.. И поэтому одна только Богородица есть граница между сотворенной и несотворенной природой, и никто не приидет к Богу иначе, кроме как через Нее и через рожденного Ею Христа, Посредника между Богом и человеками. И, если бы не Она, никакого дарования не было бы дано ни ангелам, ни людям…».

    Станем добре, станем со страхом, вонмем! Священная лжица для причащения (греч. «αγία Λαβίς») символизирует Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, и её литургическое использование для преподания Тела Христова не должно подвергаться чьему-либо произволу. Тем более, недозволительно заменять её другими, «многими и разными ложками»!

  2. Юлия:

    У вас ,как мне кажется, ошибка в тексте Евгений Примаков (младший) – это внук Евгения Примакова (старшего),сын его умер во время демонстрации в 80-90 гг

    • И.Иванов:

      Да, спасибо, Юлия, конечно же: Евгений Александрович Примаков, нынешний руководитель “Россотрудничества” – это внук Евгения Максимовича Примакова. Исправим

  3. Аноним:

    Маски и люди: Трудно сопротивляться профессионально организованному страху.
    http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=22061

Добавить комментарий