Глазами ребёнка

Антонина СМЕЛИК

Это мне рассказала моя подруга Елена Григорьевна Иванова (Волошко) в 2016 году незадолго до смерти, когда ей было 75 лет. Она очень хотела поделиться воспоминаниями, которые носила в себе всю жизнь. Такое вправду не забывается…

* * *

 

Утро 22 июня 1941 года. Одесская область, село Чалбасы. Наша семья – это бабушка, папа, мама и мы – трое детей. Брату пять лет, мне четыре года и нашей младшей сестричке только десять месяцев. Мы проснулись от громкого хлопанья дверями. Папа, мама и бабушка бегают по комнатам и кричат: «Война!» И мы побежали за ними, тоже хлопая дверями и весело крича: «Война!» – не понимая смысла этого ужасного слова.

Папа сразу «ушёл на войну», но вечером вернулся домой. Спать легли на большой родительской кровати. И нам было очень хорошо, так как разрешили ползать и прыгать по родителям – нас не укладывали спать, не обращали внимания на наше баловство, а только обнимали и целовали.

Утром папы уже не было – ушёл на войну, ушёл насовсем…

Вечерами мы выходили во двор и смотрели на небо. Небо было чёрное, но с одной стороны оно полыхало красным огнём. Взрослые говорили нам, что там война, но Сталин немцев к нам не пустит…

Однако с каждым днём небо полыхало всё ярче. Колхозные амбары с зерном открыли. Весь скот выпустили на улицу и всем было сказано, чтобы забирали зерно и свиней, коров, лошадей по домам, чтобы немцам ничего не досталось. Мама с бабушкой копали ямы в саду под шелковицей, около смородины, в огороде и засыпали туда зерно в вёдрах, в мешках и просто в яму. Мы, дети, бегали и смотрели, у кого яма больше.

Но очень скоро к нам в село пришли немцы. Вернее, они не пришли, а приехали. Мы обедали на кухне и вдруг услышали шум и треск мотоциклов и машин. Немцы вбежали в дом и устремились прямо на кухню, стали кричать: «Яйка, масля!» Они побежали в кладовку и вынесли оттуда яйца, крынки с молоком и сметаной. По шинелям потекли струйки молока и сметаны.

Нас тут же выгнали из хаты. Полы у нас были деревянные, в других хатах полы были земляные. Немцы подняли все половицы, что-то искали. Папа у нас работал шофёром в НКВД, поэтому они искали что-то секретное, так говорили взрослые.

И вот мы оказались на улице. Бабушка, мама и мы, трое маленьких детей. Мы жили в погребе. Там стояли бочки с огурцами, помидорами. Набросали на пол каких-то пальтишек, половичков – в общем, спрятались. Сверху погреба было сено. В погреб вели ступеньки, только две из них были деревянные, остальные земляные. И прожили мы там почти четыре года.

Скоро в селе появились столбы. Они стояли длинной вереницей и были похожи на букву «Г». Начались казни. Немцы привозили партизан и вешали их. Собирали народ, чтобы все видели. Мама с бабушкой оберегали нас, но мы всё равно выбегали. Было страшно смотреть. Казнили многих из нашего села. Казни проходили очень часто.

В небе нередко летали самолёты. Мы различали их по звуку. Очень боялись немецких самолётов, а когда видели наши, то выбегали и махали руками: «Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман!» Мы были уверены, что наши самолёты нас бомбить не будут.

В нашем селе были не только немцы, но и румыны, и чехи. Мы различали их по лицам и шинелям: у румын были зелёно-жёлтые, у чехов зелёно-голубые, а у немцев зелёно-серые. Лица у чехов и румын были человеческие, их не боялись, а вот у немцев злобные и страшные. Немцев мы очень боялись: как увидим, тут же прячемся, а то получишь «щелбан» или удар ногой. Другой раз так пнут ногой, что катишься кубарем.

Правда, один немец был добрый. Он увидел, что мама стирает наше бельё очень чисто. Принёс ей своё бельё постирать и дал мыло. Отказать она не могла – могли расстрелять. Конечно, мылом мама мыла нас. Как-то он передал маме банку и приложил палец ко рту. Мама нам объяснила, что об этом нужно молчать, иначе нас расстреляют и его тоже. Об этом до сих пор я никому не говорила. Наверное, и у этого немца были дети…

Было очень голодно. Особенно зимой. Летом хоть трава – ели какие-то стебельки, «калачики», а когда вырастала шелковица и абрикосы, ели их ещё зелёными. Вкус зелёных абрикосов помню до сих пор. На немецкой колючей проволоке развешивали помидоры. Вяленые, они казались вкуснее.

Почему-то мы знали, что в Ленинграде голод. Город окружён немцами, и там совсем нечего есть и люди умирают.

Голодали не только люди, но и собаки. Нашу собаку немцы застрелили сразу, а у соседей собака осталась, они её прятали дома. Однажды я увидела, что маленькая девочка выпускает собаку. Я её стала предупреждать, что её могут застрелить. Она сказала: «Пусть побегает, может, где “гавенце” найдёт и поест».

При немцах я пошла в первый класс. Учили нас старшие девочки. Учили русские буквы, чтобы мы умели читать русские книжки. Летом чернила делали из травы зелёные, а зимой из сажи – чёрные. Писали на старых газетах и книжках, а на контрольные мама давала листочки из своего песенника.

Как-то шёл поезд между нашим селом и селом Голая Пристань. В поезде везли русских людей в плен в Германию. Партизаны взорвали железную дорогу, чтобы остановить поезд. Немцы выгнали всех из вагонов и заставили копать ров вдоль железной дороги, а потом расстреливали и сбрасывали в этот ров – и мёртвых, и ещё живых, раненых. Закидали землёй. Ещё долго оттуда раздавался стон-гул: «У-у-у!» Особенно ночью или когда ветер был с той стороны. А из земли текла речка крови… Никто не мог подойти, всех расстреливали.

Днём Победы я очень долго считала день, когда наша армия освободила наше село. Услышав гул машин, мы выскочили на улицу и вдруг увидели наших солдат, танки, машины. Везде были наши звёздочки. Мы с братишкой взялись за руки и пошли искать папу: «Вы нашего папу не видели? Это не папина машина?» А солдаты почему-то утирали слёзы и давали нам кусочки сахара. Сахар был серый, грязный, но очень сладкий. Видимо, они хранили его долго в карманах шинелей.

А немцы в это время выскакивали из хат и босиком по «кирцам» – это колючка такая на Украине – удирали. Мы смеялись и кричали: «Так вам и надо!» И просили наших солдат: «Стреляйте в немцев, они тут столько народу постреляли». А солдаты смеялись: «Никуда не денутся!» Оказывается, наши солдаты окружили всё село.

Учились мы теперь по очереди в каждой хате, потому что в школе разместили раненых, в каждом классе и коридоре. У нас лежал дедушка майор, так мы его называли. Мы ему давали водичку попить и гладили по руке, когда он сильно стонал. Врач приходил и оставлял лекарства, бинты, а мама и бабушка за ним ухаживали. Сам он был из Москвы, вся его семья погибла. Мы с учительницей разучивали песни и танцы и давали концерты раненым. Солдаты смотрели наши выступления и плакали.

Прошло много лет, но очень не хочется, чтобы это повторилось.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

3 комментариев

  1. Алексей Иванович:

    ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ О ВОЙНЕ:
    Смерть на войне способна весьма умилостивить Бога, потому что человек, павший смертью храбрых, жертвует собой, чтобы защитить других. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради того, чтобы защитить своего ближнего, подражают Христу. Эти люди – величайшие герои, их боится, трепещет сама смерть, потому что от любви они презирают ее и таким образом обретают бессмертие, находя под могильной плитой ключ от вечности и без труда входя в вечное блаженство…
    Воин должен радоваться, что умирает ради того, чтобы не умирали другие. Если расположить себя подобным образом, то ничего не страшно. От многой доброты, любви и самопожертвования рождается отвага. Но сегодня люди и слышать не хотят о смерти. Однако тот, кто не помнит о смерти, живет вне реальности. Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, находятся в духовном застое. Люди же дерзновенные, полагая перед собой смерть и постоянно думая о ней, побеждают суету и уже здесь начинают жить в вечности и райской радости.
    Пусть тот, кто сражается на войне за Веру и Отечество, осенит себя Крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Сам Бог будет судить, жить ему или умереть. Надо иметь доверие Богу, а не самому себе.
    ————————————————
    «Когда убивают неприятеля на войне за Отечество».
    Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст пишет: «Если кто даже совершит убийство по воле Божией, это убийство лучше всякого человеколюбия; но если кто пощадит и окажет человеколюбие вопреки воле Божией, эта пощада будет преступнее всякого убийства. Дела бывают хорошими и худыми не сами по себе, но по Божию о них определению».
    В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел II. 2) сказано: «во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность». В этом же документе приводится целый ряд примеров из русской истории, когда Церковь благословляла народ на участие в освободительной войне.

  2. Алексей Иванович:

    Вот что говорит по теме войны святитель Николай Сербский (Велимирович):
    Осмысливая судьбы воюющих народов, владыка Николай делает следующие выводы.
    Во-первых, ни один народ не может, греша против закона Божиего, жить в мире.
    Во-вторых, грех – подстрекатель войны, и как бы не представлялся миролюбивым грешный народ, война против него должна произойти.
    В-третьих, для наказания богоотступнического и богоборческого народа Бог использует иногда народы из очень дальних стран.

    В «Охридском прологе» святитель обращает внимание, что царь Вавилонский, Навуходоносор, называется рабом Божиим (ср.Иер.25,9). Святой владыка дает этому такое объяснение: «Как только верные отступают от Бога, Бог сплетает бич из неверных, чтобы вразумить верных, и так неверные становятся рабами Божиими, бичом Божиим».
    Святой владыка делает следующие выводы:
    1. Существует неотвратимый закон греха;
    2. Война человека против человека – это последствие войны человека против Бога;
    3. Войну родителей против Бога продолжают дети войной друг против друга;
    4. Милость Творца смягчает закон греха и таким образом обеспечивает продолжение рода человеческого на земле.

    Таким образом, в творениях святителя Николая Сербского всесторонне раскрываются причины и последствия войн: войны попускает Господь для исправления согрешивших людей и приведения их к покаянию. Победа же достается тем, кто исполняет заповеди Божии, по непреложному слову Самого Спасителя: «Я с вами. Я победил мир».
    ————————————————
    Всего в 2018 году в России было проведено 567 тыс. абортов. В это число также входят самопроизвольные выкидыши, которых насчитывается чуть больше 100 тыс. Также было зафиксировано 261 криминальный аборт. По социальным показаниям было проведено 17 абортов.
    У девочек до 14 лет включительно было сделано 240 абортов (в 2017 году было меньше – 231, но в 2005-м их было больше в четыре раза – 966). Из них большинство (204) было сделано по медицинским показаниям, еще 21 были самопроизвольными.
    РАЗВРАТ, ПЬЯНСТВО, ЗЛОБА ПРОТИВ ДРУГ ДРУГА, УБИВАЕМ СЕБЯ И ГУБИМ ПРИРОДУ, МЫ ПОСТОЯННО ГРЕШИМ И НЕ ИСПРАВЛЯЕМСЯ, СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД САМИ — ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ ОТ ГОСПОДА И ЧЕГО МЫ ДОСТОЙНЫ.

  3. Елена:

    Сохрани нас, Господи, от войны!

Добавить комментарий