Они и мы
Как водитель, время от времени я смотрю сводку разного рода дорожных происшествий. Одно из них недавно меня поразило. Но не увиденным, потому что, как ни печально, такие аварии случаются: явно перегруженный самосвал протаранил 12 автомобилей в Уфе – двое погибших, ещё шесть пострадавших. Поразило меня, что водителем оказался узбекский мигрант без водительского удостоверения, работавший в России нелегально. Понятно, что убийца, – сам, кстати, он не пострадал – понесёт наказание. Но вот понесут ли его те фактические организаторы этого преступления, которые наняли его на работу? Наверняка опять отделаются штрафом…
А потом посмотрел я ещё одно видео, тоже поразившее меня. Оно из Китая: огромный склад – контейнерный терминал, в котором совсем не видно людей. Ездят с грузами беспилотные автомобили, подъёмники… И как-то у меня одно на другое наложилось и вопрос возник: а нельзя и нам как-нибудь вот без этих шофёров – нелегальных мигрантов – обойтись? Если в Китае с его населением избавляются от малоквалифицированного труда, то нам-то сам Бог велел! На многих заводах там не включают свет, потому что роботам он не нужен. Между прочим, в сельском хозяйстве полностью автоматизированное производство помогает там сократить расход воды и удобрений на треть. Понимают, что за этим будущее. Для сравнения: в России трудятся около 13 тысяч роботов, в Китае – около 2 млн. Пропасть! Не сказать, чтобы наши власти не понимали серьёзность ситуации. Но если капиталисту для работы на складе выгодно нанять трёх неквалифицированных мигрантов, а не установить один робот, он так и сделает. Заработает денежку. А нам, то есть обществу, что? – нам криминал на улицах, дополнительная нагрузка на медицину и образование.
Эта тема – лишь одна из многих, связанных с миграцией. При этом часто всё свести хотели к регулированию нелегальной миграции, оставляя за скобками, что и наша страна, и страны Европы, и США испытывают проблемы с миграцией как таковой – и легальной, и внутренней. Вот что сказал на этот счёт Патриарх Кирилл в апреле, на заседании Высшего церковного совета: «Массовая иммиграция несёт в себе серьёзные угрозы традиционной идентичности российского общества. Приток людей, отличающихся от нас по культуре, по образу жизни, по привычкам, конечно, не может не влиять на социальную среду. Возникла и новая проблема с возможными далеко идущими последствиями, когда формируются замкнутые этнические сообщества, недоброжелательно относящиеся к коренному населению России».
Местные власти пытались как-то регулировать проблемы с миграцией, но все, по большому счёту, ждали, когда государство, наконец, сформулирует политику в этой области. И вот 15 октября вышел Указ Президента «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2026–2030 годы». Едва ли наши подписчики станут читать этот документ на 19 страницах, а посему попытаемся сделать его краткий обзор.
Начнём с того, чем начал я эти заметки. «Среди иностранных граждан, привлекаемых российскими работодателями, – говорится в Концепции, – значительную долю составляют низкоквалифицированные работники, востребованность которых определяется зачастую как меньшими… издержками, так и недостаточно высоким уровнем технологического развития и организации труда». То есть понимание проблемы есть. Но оно было и раньше. Важно, чтобы работодатели не могли отделаться смехотворными штрафами, но за миграционные нарушения рисковали бы всем: лишением и бизнеса, и свободы. Об этом не говорится в Концепции, об этом – Уголовный кодекс. Год назад за организацию незаконной миграции была ужесточена ответственность, но дыр в законодательстве ещё немало. И ещё требуется помощь государства высокотехнологическим новациям, позволяющим нам обходиться без мигрантов. И тут дела пока совсем печальные.
Теперь о проблеме, на которую указал Святейший. Среди ожидаемых результатов реализации миграционной политики есть такой: «Увеличение числа иностранных граждан, разделяющих традиционные российские духовно-нравственные ценности и переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства». Вроде бы замечательно, но опять как-то половинчато. Вот люди, которые переселяются к нам из дальнего и ближнего зарубежья, – все ли их воззрения можно считать традиционными для нас? В основах госполитики сказано очень расплывчато про «жизнь, достоинство, права и свободы человека». А носить с собой кинжал или на себе чадру – это свобода или право? Наверно, нужно говорить не об абстрактных российских ценностях, а о тех, что исторически сформированы на основе русского мировидения. И в этом отношении традиционный российский ислам практически не противоречит православию. То есть приехавшие жить в Россию должны стать русскими – при желании сохраняя вероисповедание и национальность. Культурно близкие нам мигранты не создают дополнительную социальную напряжённость. Так дело обстоит во всех странах, желающих сохраниться на карте мира. Например, в США. Но в последние десятилетия там с «плавильным котлом» пробуксовки, и нынешняя администрация изо всех сил старается выправить ситуацию. Как написал «Нью-Йорк таймс», США теперь по программе приёма беженцев «отдают предпочтение преимущественно белым людям».
Рост числа работников-мигрантов в России сохранится до 2030 года, говорится в Концепции. Увы. Но жить мигрантам не с нами, а вместо нас – об этом больше нет речи. Завоз мигрантов больше не рассматривается как способ решения демографических проблем: теперь приехал по оргнабору, отработал контракт – и уехал. И отвечать за поведение мигранта будет предприятие, которое его пригласило. О визовом режиме с бывшими советскими республиками речи тоже не идёт, но по крайней мере говорится об использовании поголовной биометрии для мигрантов. Паспортов, как оказалось, недостаточно для контроля: нашкодив в России и получив запрет на въезд, мигранты уезжали к себе на родину, меняли там фамилии и паспорта и возвращались. В скобках заметим, что тут очень важно российской общественности быть внимательной к тому, чтобы эти меры контроля не были ретивыми чиновниками распространены на коренных граждан.
Ещё заявлено об ограничении пребывания в РФ неработающих и необучающихся членов семей мигрантов. Потому что наши дети и дети, воспитанные в другой культуре, часто не ладят. Напомню, что рождаемость среди мигрантов на треть выше, чем в среднем по России. Важно, что обозначена недопустимость этнических анклавов. Чтоб не получилось как на Западе, где в мегаполисах есть районы, в которые местные жители просто боятся заходить.
В целом текст Концепции вызывает только положительные эмоции. Но как вспомнишь, как много хороших начинаний было загублено на этапе реализации, так и вздохнёшь.






Мч. Нестора Солунского (ок. 306)


Добавить комментарий