Путь, которым мы идём
Семьдесят шестая Пасха в моей жизни. Помню лет с четырёх, как стояли вербочки, как угощали нас куличами и печеньем. Мама, заведуя пекарней, пекла их для всего нашего маленького посёлочка Проковичбож на берегу реки Илыч, впадающей неподалёку в Печору.
Вспоминаю минувший год. Всё радовало, даже то, что в Страстную седмицу, когда Господь страдал, я тоже мучился сильным воспалением на ноге, из-за чего не мог служить. Любящим Бога всё ко благу. Год был трудным, прежде всего из-за болезни моей келейницы – матушки Марии. Теперь, правда, скорее я у неё келейник. Она не унывает, если рядом кто-то есть, главное – не оставлять наедине со своими мыслями, напоминать, что мы все её любим.
Вспоминаю всё хорошее, что случилось со мной. Года три назад понадобилось отлучиться из скита, а в глазах матушки я тогда провинился. Уехать, оставив её в плохом настроении, не мог – хотелось уладить отношения. Хожу за ней, говорю: «Прости меня. Хочешь – стихи почитаю, хочешь – цветы подарю». Но матушка глядит сердито, уходит от меня. «Что же делать, как примириться, Господи?» – вопрошаю я. Вдруг приходит мысль взять благословение. «Матушка, – прошу, – благослови меня». «Я не имею права тебя благословлять, – удивлённо отвечает она. – Ты священник, а я кто такая?» – «Ну мы же поём: “Благослови, душе моя, Господа”. Когда душа благодарит, это тоже благословение». «Тогда ты меня сначала благослови», – предлагает матушка. Благословляем друг друга, и все обиды уходят. Так с тех пор и повелось. Я каждое утро её благословляю, она – меня. Осенью как-то было грязно, сыро, темно, холодно. Прихожане собрались через силу, все хмурые, несчастные какие-то. Вышел к ним, спрашиваю: «Где матушка Мария?» – «В кладовой». Дожидаюсь её, благословляю, как обычно, а она меня. И что же? Оба благословения сходят на собравшихся, словно поток света. Дух Святой воистину дышит где хочет, животворит, просветляет, радует. Вижу совсем другие лица вокруг – счастливые…
В будние дни служим литургию с сыном Денисом и Андреем Косыревым, в прошлом авиадиспетчером. По первому зову он приезжает из города. Доставляет лекарства, продукты, воду – у нас она не совсем пригодная. Служится нам вдвоём-втроём очень хорошо. Ничто не отвлекает, никаких посторонних шумов. Но на самом деле мы не одни. Невидимо сослужат нам Силы Небесные. Невидимо стоят в храме Ангелы Хранители наших прихожан, за которых мы молимся, – всех, чьи имена поминаем. Благодать из храма распространяется и изливается на всю округу. Помню, как тридцать лет назад мы крестили в Кочпоне детей. Они кричали, плакали. Взрослые на соборовании падали в обморок – обычно трое-четверо из каждых десяти. Когда бес выходит из человека, так бывает. Сейчас всё иначе. Детки крестятся хорошо, на соборовании люди улыбаются. Незаметно меняется всё, и не к худшему.
Ещё думаю о том, что истина одна, а логика – нет, их много. Есть такое шутливое выражение – «женская логика», но на самом деле она у каждого своя. Матушка Мария – маленькая, согбенная – кастрюльки ставит на нижние полки. А Денис высокий, наклоняться не любит, поэтому ставит их на верхние. И так каждый человек всё делает по-своему, мыслит иначе, желает своего, понимает ход жизни иначе, чем другие. Святые же благословляют нас понимать, уступать, переступать через свою логику ради ближнего. Так учит Христос, а Он и есть Истина, тот Путь, которым мы идём в Царствие Небесное.
Конец света – это хорошо или плохо? Логика говорит: плохо. Это тяжёлые испытания, это поражение человечества в борьбе с диаволом, когда бороться начинают с Богом, а диаволу служить. Сейчас большинство СМИ нацелены не на то, чтобы просвещать, разъяснять правду, честно информировать, а на то, чтобы обмануть, скрыть, заставить делать то, что противно Богу.
Истина же в том, что Конец света – это поражение человечества, но победа Бога и всех верных Ему, множества верных, что встали рядом с Ним, не преклонив колена перед Ваалом. И так во всём. Чем гуще тьма, тем ярче искры Божии, дарующие надежду.
Об этом говорил русский религиозный философ Владимир Соловьёв в речи, посвящённой памяти недавно почившего Фёдора Михайловича Достоевского:
«В действительности все общечеловеческие дела – политика, наука, искусство, общественное хозяйство, находясь вне христианского начала, вместо того чтобы объединять людей, разрознивают и разделяют их, ибо все эти дела управляются эгоизмом и частной выгодой, соперничеством и борьбою и порождают угнетение и насилие. Такова действительность, таков факт.
Но в том-то и заслуга, в том-то и всё значение таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей. Против этой грубой силы того, что существует, у них есть духовная сила веры в истину и добро – в то, что должно быть. Не искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нём вся сила человека».
Не преклоняться перед логикой, перед фактом, перед всем, что лишает нас сердца, – вот наш путь.
Хоронили минувшим летом здесь у нас, в Визябоже, Елизавету. Отпевание подошло к концу, я сказал своё слово, а после меня заговорил человек из ритуальных услуг – их трое приехало из райцентра на наше кладбище. Говорил долго, подробно объясняя, как стол накрыть, как прощаться, как держаться, потеряв близкого. Удивительно, но слова лишнего не сказал, всё православно, всё истинно. И ведь никто этого от него не требовал и даже не ждал, выгоды ему никакой, а вышло очень кстати. Сорок человек внимательно его слушали, а я, когда он завершил свою речь, поблагодарил. Такими людьми крепится наш народ.
Что есть Пасха? Вопреки всему, всем естественным законам, совершилось немыслимое. Восстал из мёртвых Тот, Кто отдал жизнь за людей – не за человечество, а за каждого из нас в отдельности. Земля потряслась, камни расселись, когда Он умер. Возрадовались ангелы, просияла вселенная, утешилась Мать, когда Он воскрес. Слабые духом, робкие, сомневающиеся ученики превратились в бесстрашных, несокрушимых апостолов.
Христос воскресе, братья и сёстры!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий