Зайчик, зайчик, где ты спишь?
Зайчишке зимой туго. Дом себе он строить не умеет, корм занесён снегом. И, казалось бы, негде ему укрыться от январской стужи, от февральских метелей – остаётся лишь дрожать под кустиком да надеяться, что лиса или волк не доберутся до него.
Однако это лишь в сказках зайчишка – трусишка. Из любого взрослого зайца получился бы отличный инструктор по выживанию в зимнем лесу. Особенно из зайца-беляка. Для начала он рассказал бы слушателям, как с наступлением зимы поменял серую шубку на белую, а затем обзавёлся «лыжами-снегоступами» – отрастил на лапах специальную щетину. Эта щетина настолько густа, что расстояние между пальцами увеличивается и лапа становится намного шире. Такие «снегоступы» помогают зайцу не проваливаться в снег, а устойчиво держаться на поверхности.
Искать себе пропитание беляк выходит ближе к сумеркам, а до этого ему нужно где-то затаиться. И он, как опытный боец, «окапывается»: роет в снегу норку. Причём не выкидывает снег наружу, а утаптывает его внутри убежища – понимает, что снежная куча может привлечь внимание хищника.
Ещё одна мера предосторожности – запутать следы. Зайчишка осознаёт, что лиса или волк могут найти его по следам, поэтому старательно их маскирует. Перед тем как залечь в норку или под заснеженный куст, заяц будет петлять. Прыг-скок, прыг-скок вперёд, в сторону, назад, а потом огромным прыжком – прямёхонько в убежище. Так испещрит следами снег, что хищнику ни за что не понять, куда он ускакал. В укрытии сидит не шелохнувшись, а если заснёт, заячий сон чуток, любой шорох его разбудит.
Есть у косого ещё одна уловка – «прыжок-свеча»: при опасности он резко выпрыгивает вверх – и бежать. Ну а уж если встреча с лисой или волком произошла и бегством не спастись, ушастый будет сражаться. Его оружие – это сильные задние лапы: повалившись на спину, заяц отбивается ими – тут уж его преследователю не поздоровится. Поэтому если вам удастся поймать зайца и поднять его за уши, ни в коем случае не поворачивайте его лицом к себе!
А передними лапами зайцы прекрасно умеют отбивать дробь, точно барабанщики. Причём не только по пням. Известный зоолог Альфред Брэм пишет в книге «Жизнь животных» про одного зайца, которого приручил лесничий: «Этот заяц спал вместе с охотничьими собаками и ел с ними из одной плошки. Он приобрёл особое расположение молодой легавой собаки, которая его лизала и всячески проявляла к нему своё внимание. Заяц же обращался и с нею, и с другими собаками довольно бесцеремонно и частенько барабанил по их головам и спинам передними лапами». Кстати, дрессировщик зверей Владимир Дуров обучил зайца отбивать дробь на барабане, и этот номер в цирковой программе стал «гвоздевым».
Чем заяц питается? О, еда у него имеется всегда, оттого-то и не делает он припасов. Летом и осенью – ягоды и корешки, зимой прекрасно обходится корой деревьев. А ещё он старается держаться поближе к полям, где растения зимуют под снегом, и лакомится молодыми побегами злаков. Но если снега навалит слишком много, зайка скачет к садам, и тогда яблонькам беда: до того обглодает заяц кору, что деревце может погибнуть. Как его винить? Голод не тётка!
Человека заяц не особенно боится, если только это не человек с ружьём. Взять хотя бы деда Мазая из поэмы Николая Некрасова – как зайчишки доверились своему спасителю! Так в лодку и попрыгали сами. А вот у нашего современника, молодого поэта из Воронежа Василия Нацентова, читаем:
Каждый вчер я езжу на велосипеде –
встречаю зайца, сочиняю стихотворение.
Сегодня их не было – ни зайца, ни стихотворения.
Я остановился и стал ждать на привычном месте.
Наконец заяц вышел, потягиваясь лениво, –
почему-то я никогда не видел, как потягиваются зайцы, –
пощипал горец птичий, а на меня даже не посмотрел…
Может, заяц сам в эту минуту обдумывал строчку? Что-нибудь в таком роде: «Каждый вечер я прогуливаюсь по лесу – встречаю парня на велосипеде, сочиняю стихотворение…» Зайцы – они такие, от них всякого можно ожидать.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий