Радостная песнь
Старшие девочки раскатывают тесто на кухне, чтобы испечь праздничную снедь, а в гостиной двое малышей подходят к другой девочке: «А что ты читаешь? Почитай нам тоже…» И звучит: «Марии наступило время родить. Долго скитались святые путники, ища себе пристанище. Но тем временем наступила ночь, и они решили переночевать на окраине города в пещере, в которой пастухи скрывались в непогоду…» В уютном доме горят свечи, переливается огоньками рождественская ёлка, девочка в красном платьице садится за фортепиано и начинает петь: «В ночном саду прозрачно и светло. Стоит наш мирный дом. Проходит ангел – белое крыло мелькает за окном…»
Такие рождественские видеоклипы семья Иголкиных снимает и размещает в Интернете каждый год к празднику. Подписчиков их канала «Дети поют» в ВК, на Рутубе и других ресурсах не так много – всего несколько тысяч человек. А жаль. Видео профессиональные, душевные, создающие особую атмосферу праздника. Словно в девятнадцатый век попадаешь, в дом русского интеллигента – всё так утончённо красиво, но и православно. Признаться, сам я ничего не знал об этом канале и нашёл видеоклипы Иголкиных лишь благодаря популярному у нас в стране телевизионному конкурсу «Голос. Дети».
Сразу скажу, что эстраду нашу на ТВ давно уж не смотрю. Достаточно один раз глянуть «Новогодний огонёк», который можно смело переименовать в «Опять всё те же лица», – и этого достаточно. Если и появляется у нас на ТВ что-то новое, искреннее, то на проекте «Голос», куда приходят непрофессиональные певцы. И вот нынче перед Новым годом в финале «Голос. Дети» победил 12-летний курсант Нахимовского училища Василий Иголкин. Интересуюсь, откуда он. С удивлением и радостью узнаю, что он воспитанник воскресной школы храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге. Да это же наш человек! Катехизатор этого «блокадного», как его называют, храма долгое время вела рубрику в нашей газете, и об этой общине мы писали («Второй закон», № 788, сентябрь 2017 г.). И вот читаю в ВК. Пишет завуч воскресной школы Успенского храма: «Вася причащался перед каждым выступлением на проекте “Голос. Дети”. Перед финалом он был в московском храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, где когда-то молился полководец Михаил Кутузов…» Чудны дела Твои, Господи!
Милане Иголкиной, маме победителя всероссийского конкурса, позвонил я перед Новым годом, чтобы договориться о встрече. И как раз в это время вся их семья была занята съёмками очередного рождественского видеоклипа. «Ой, времени совсем нет, поздно заканчиваем, – ответила она, – а потом ещё ехать со всей аппаратурой – у нас же своей студии нет, снимаем на разных квартирах». Но всё же удалось потом поговорить.
От гимна России – к Рождеству
– …Вчера вы записывали клип – он в традиционном вашем «дореволюционном» стиле?
– В этот раз за основу взяли народную рождественскую колядку, но да, костюмы и обстановка девятнадцатого века. Наши подписчики это любят. На самом деле мы создаём обстановку вне времени – там и прошлое, и настоящее. Само Рождество ведь тоже за рамками времени, каждый раз мы переживаем его как нашу сегодняшнюю реальность.
– Клипы у вас профессиональные, будто на киностудии сняты…
– Вообще-то, я по профессии фотограф и в своё время музыкальную школу окончила, а муж работает звукорежиссёром. К тому же команда у нас хорошая – дети и родители, с которыми дружим. Съёмками мы занимаемся в свободное время: возникает какая-то идея – и делаем. Было бы желание. А на Рождество – это уж обязательно. Это главный наш семейный праздник.
– Свой проект вы назвали «Дети поют». Когда он появился? Ещё до телевизионного конкурса «Голос. Дети»?
– Когда мы двенадцать лет назад начинали, его ещё не было. Всё у нас получилось как-то само собой. В ту пору чувствовался недостаток патриотического и в то ж время понятного детям песенного репертуара. Сейчас-то в Интернете много таких клипов, а тогда – пустыня. Были взрослые песни таких исполнителей, как Марк Бернес, Иосиф Кобзон. Но будут их дети слушать? На чём же тогда их воспитывать? А песня – через неё ведь многое в растущего человека закладывается, и на эмоциональном, и на духовном уровне. И вот решили мы снять музыкальный клип на патриотическую тему и выложить в Интернете, чтобы наши соотечественники, в том числе и маленькие, могли бы приобщиться. Привлекли к съёмкам детей…
– Подождите, а вашим детям сколько лет было?
– Сейчас старшей, Алёне, уже 15 лет, Васе – 12, а Володе – 10. Но мы дочку уже с трёх лет к музыке приохотили, петь она стала очень рано. Кстати, сейчас на проекте «Голос. Дети» неплохо бы выступила, но просто не захотела. Да и Вася цели такой не ставил, чтобы на всю страну прогреметь, мы ведь туда как-то между делом поехали… Так вот, первый наш клип был ко Дню России – дети исполнили гимн России. Сейчас этим никого не удивишь, а тогда было в новинку. Второй клип сделали ко Дню Победы – спели «Алёшу».
– И много было просмотров в Интернете?
– Мы больше для себя делали, для памяти – для наших детей и тех, кого пригласили, чтобы они могли и в школе показать, и чтобы друзья их прониклись. Многим эти клипы понравились, стали просить нас продолжать. Мы и продолжили, ещё клипы появились. А потом увидели, что мы уже не одни такие – детская патриотическая тема стала шириться, особенно после 2014 года. Мне даже показалось, что кто-то нас копирует. Огляделись: чего сейчас не хватает? В Интернете не хватало детского рождественского «контента», как принято теперь говорить. Именно русского Рождества, на Западе-то у католиков с этим всё нормально. И стали снимать Рождество – так, чтобы это были не просто хоровые выступления, а детей заинтересовало. Взяли наши православные колядки, аранжировали их – с этого и начали.
– Участвовали не только ваши дети?
– Вообще-то изначально мы с мужем делали для своих детей, потому что они у нас все поющие. Но хотелось и других привлечь, чтобы наши не зазнались, мол, что они выше других, что именно для них снимаются клипы. И пригласили ребят. Не только из воскресной школы, но и из обычных светских семей, чьи дети дружат с нашими и вместе занимаются в музыкальных школах.
Для чего нам музыка
– Вы считаете, музыкальное образование важно для детей?
– Музыка учит видеть прекрасное в Божьем мире. Необязательно всех тянуть в музыкальную школу, чтобы они играли на инструментах, ведь склонности у детей могут быть разные. Но песня – вокал или участие в хоре – это, думаю, обязательно. Как без песни-то жить? Вообще у нас недооценивают значение песни для человека. А ведь это и проповедь, и исповедь, и лекарство для души.
– Всё в одном: и проповедь, и исповедь?
– А разве исповедальность не присуща проповеди? Когда батюшка с амвона говорит народу от всего сердца – это же и исповедь. В свои песни мы тоже душу вкладываем, и только так слушатели смогут их принять – когда от одной души переходит к другой.
По сути, любая песня, о чём бы в ней ни пелось, – это проповедь. И люди, когда слушают её на повторе – а ведь есть любимые песни, которые слушают часто, – вбирают в себя её внутренний смысл. Это накладывает отпечаток на сознание, особенно ребёнка. Хорошее и доброе останется у него на всю жизнь, он будет сверяться с этими образами, с этими светлыми чувствами. А ещё есть просто красивая музыка, которую слушаешь – и тебе становится легче, гармония успокаивает душу. Это я называю лекарством для души. Вообще музыка – мощный инструмент.
– Дети ваши только вокалом занимаются, в хоре не поют?
– Нет, что вы, хор обязательно нужен! Хотя бы для воспитания чувства коллективизма. А если ты православный, то и для привития чувства церковной соборности. У нас в Успенском храме есть любительский хор, и по субботам мы там поём.
– Ваш сын Вася уже не ходит в воскресную школу Успенского храма, раз в Нахимовское училище поступил?
– Там учится наш младший, Вова. А Вася, да, теперь на казарменном положении. Хотя какая там казарма – живут они по двое в комнатах. Там все условия для учёбы, отдыха и творчества. Много разных кружков, которые хорошо оснащены. Замечательная культурная программа и учителя, которые сильно включены в преподавание. Васе нравится.
– Музыкой он там занимается?
– Да, участвует в ансамбле, который готовит вокально-инструментальные номера. Ещё у них есть штатный оркестр.
– Это понятно. Для русского офицера, тем более морского, раньше было нормой уметь танцевать и музицировать. До революции в кадетских корпусах будущих офицеров обучали нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах.
– Вот я и говорю, что жизнь невозможна без музыки, без песни.
В студии с чемоданами
– По поводу телепроекта «Голос. Дети» некоторые писали, что этот конкурс ломает психику детей, ведь не все же становятся победителями. Мол, там слёзы и такие страсти…
– Я посмотрела изнутри, как там всё происходит, и думаю, что это преувеличение. Конечно, без слёз не обходится. Но ребёнок всегда всё принимает эмоционально. Сегодня он заплакал из-за того, что не прошёл на следующий этап конкурса, а завтра, забыв об этом, плачет, потому что ему не купили игрушку или ещё что-то. Тут важна изначальная установка. Если мамочка внушает своему ребёнку: ты лучший, ты будущая звезда и обязательно должен победить – тот с этим и идёт на конкурс. А на кастинге и на этапе слепых прослушиваний сталкивается с огромным количеством таких же талантливых детей, которые не только не уступают, но и даже лучше в исполнительском искусстве. Это сильно бьёт по самолюбию, ребёнок в шоке. Однако если его воспитывали нормально, то ничего страшного. В дворовых играх, например в футболе, ведь тоже не всегда выигрываешь. На конкурсах страдают горделивые, и вина тут лежит на родителях, которые неправильно воспитали ребёнка да ещё притащили его на такое серьёзное испытание. Но всё равно, как я заметила, дети рады участию в конкурсе независимо от результата. Рады, что «классно» время провели, что-то новое узнали, чему-то научились, – и это потом останется на всю жизнь как светлое воспоминание.
– А как было у вас?
– Как уже сказала, на конкурс мы почти случайно попали. Были в Москве и решили зайти на «Мосфильм», где проводятся съёмки проекта «Голос. Дети». Васе понравилась атмосфера в ангарах киностудии, как всё там организовано, и мы подали заявку. Потом был кастинг, и Вася его не прошёл. И тогда он решил, что надо биться до конца.
– То есть вы его не толкали вперёд, чтобы участвовал?
– Нет, у нас дети решают сами, где это возможно. Например, когда мы их отдавали в музыкальную школу, то особо-то согласия не спрашивали, сами с мужем решили, видя, что есть у них способности. Но, придя туда, дети сами уже выбирали, на каком инструменте учиться. Например, дочка выбрала гусли, хотя мы не понимали: зачем? Она благополучно отучилась, потом поступила в музыкальное училище – ей нравится игра на гуслях. Оба сына у нас играют на трубе – тоже сами её выбрали. Так и с этим конкурсом. Вася сам решил продолжать попытки, увидев там какой-то соревновательный момент. Ну, у него характер такой. Амбиций стать самым главным певцом в стране у него вовсе не было, потому что он уже выбрал для себя военную карьеру – ещё в трёхлетнем возрасте захотел стать моряком, просил покупать ему не футболки, а тельняшки. Просто бредил военными кораблями, делал модели, запоем читал книжки про Нахимова и Ушакова. А здесь решил «дожать» это дело.
На второй сезон «Голос. Дети» Вася тоже не попал, хотя много готовился, старался. В итоге пять лет он пытался попасть на конкурс – методично ездил туда, вникал, что там нужно, слушал рекомендации редакторов, которые там сидят. В общем, это был его путь. Надо же иметь какую-то настойчивость. Многие сдаются и обижаются уже на кастинге, мол, всё там куплено и простому смертному на сцену не попасть. Но по факту как бывает: кто-то просто растерялся, кто-то подобрал неправильный репертуар или, бывало, не попал в типаж – у наставников ведь свои творческие предпочтения. Это надо понимать.
– И ваш сын добился своего…
– В один год ему сказали, что возьмут на прослушивание в следующий сезон. Он, кстати, тогда ещё не был курсантом Нахимовского училища, военная форма никакой роли не сыграла. Это потом уже, когда пришёл на подбор репертуара и он был в форме, все там удивились. Вообще мне понравилась команда, которая работает на «Голосе»: на площадках атмосфера благоприятная, доброе отношение к детям. Но иначе и быть не должно.
– И как дальше Вася по этапам двигался?
– Каждый раз в студию мы приходили с чемоданами. Там как устроено: если участник прошёл на следующий этап, то остаётся минимум ещё на один день для репетиции и решения других вопросов, а проигравший – свободен. Мы были готовы сразу взять Васю и ехать домой – чемоданы под рукой. То есть был такой настрой, что в любой момент конкурс для нас может завершиться и ничего страшного в этом нет – наконец-то мы будем дома! Поэтому не боялись, что Вася будет так уж переживать «проигрыш». Один этап, второй, третий… а мы всё с чемоданами.
Слушай, страна!
– Песни Вася сам выбирал?
– Первый раз на кастинг он пришёл с патриотической песней Газманова, который был для него кумиром. С ней он не прошёл. А в этот раз на слепых прослушиваниях спел «Этот большой мир» – из советского фильма «Москва – Кассиопея».
– Одна из любимых песен моего детства! «Если что-то я забуду, вряд ли звёзды примут нас…» Я смотрел то его выступление, и оно меня очень тронуло. Один из наставников потом сказал, что прозвучало не хуже оригинала и будто он услышал голос оттуда, из прошлого. Но ведь никто не повернулся отдать свой голос, кроме Димы Билана, да и тот решился в последний момент, когда уже песня заканчивалась. А потом объяснил свой выбор: исполнение было «заряжено смыслом» и он редко сейчас такое встречает, чтобы вкладывался смысл в исполнение и звучала такая уверенность в будущем – чёткая, мужская, однозначная. И вспомнил при этом песню «Пусть всегда будет солнце» – мол, такой же твёрдый взгляд в будущее.
– Да, и на следующих этапах Дима Билан больше упирал на смыслы в песнях, а не на их музыкальность, из-за чего я переживала. У нас ведь изначально было подготовлено десять песен на разных языках, в том числе и на итальянском. Вася любит неаполитанские песни, которые не все смогут спеть, и оперный репертуар у него есть – то есть он мог бы показать красоту своего голоса. Но для Димы было важно, что он хорошо чувствует текст и смысл песни, и такие ему подбирал, чтобы донести до слушателей прочувствованное содержание песен. А вокал был на втором месте. Возможно, он был прав. В этом сезоне прозвучало много патриотических, русских песен, и у Васи они хорошо получились. Вот и победил в конкурсе.
– О победителе потом много в прессе писали, и позабавил такой броский заголовок: «У него нет смартфона. Как нахимовец Вася Иголкин победил в шоу “Голос. Дети”». Получается, вы на всю страну такую пропаганду устроили, чтобы родители не покупали детям гаджеты. А на конкурсе знали, что их участник молится перед выступлениями, ходит в московский храм и причащается?
– Он верующий, и у него свои отношения с Богом, довольно такие хорошие, крепкие. Но это дело личное. А что причащался, так в этом нет ничего особенного – каждое воскресенье дети причащаются, никто же не трубит об этом.
– Но для той среды, эстрадной, это, наверное, необычно.
– Ну, под кого-то подстраиваться мы и не собирались. На конкурс, если хотите, мы пришли со своей проповедью. Не только в песнях, но и в общении – там же по ходу дела снимали сюжеты про участников, записывали разговоры. И мы хотели донести до людей, что к музыке нужно относиться серьёзно, что песни для детей нужны хорошие, потому что они влияют на всю их последующую жизнь. Поэтому мы и пришли на конкурс с серьёзными песнями. Ну и говорили о том, что думать надо не только о себе, но и о других, что изначально надо выбрать путь служения людям, Родине и Богу. То есть мы пришли показать альтернативу: необязательно делать то, что навязывают молодёжные блогеры или кто-нибудь в «ТикТоке». Возможно, люди прислушались, изменили отношение к музыке и к воспитанию своих детей. Если у нас получилось, слава Богу.
– Как будете встречать Рождество?
– Как обычно, всей семьёй пойдём в церковь. В прошлый год на Святках мы ездили к бабушкам в дом престарелых, выступали перед ними. Нынче тоже постараемся принести людям праздник.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий