Бедность с точки зрения Евангелия
Иерей Максим СТЫРОВ, Радослав ЗАХАРИЕВ
Вечная проблема
Экономика, как это ни покажется кому-то странным, одна из центральных тем Нового Завета. Правда, не в привычном новостном звучании: цен на нефть, курса валют, роста богатства и т.д., а в своём исходном, богоустановленном смысле – как взаимоотношения сердца человека с окружающим его материальным миром. Жадность и нестяжание, жестокость и милосердие, многозаботливость и безпопечительность… Именно эти страсти и добродетели в действительности и определяют большей частью лицо нашей хозяйственной жизни.
Бедность, в свою очередь, одна из вечных проблем экономической науки. И как ни старалась наука отыскать пути преодоления бедности, ничего не получалось. Может, потому, что игнорировала духовный мир?
Бедность и Библия
Библейский подход к бедности известен. В Ветхом Завете она понималась как продолжение Адамова проклятия, иногда – как следствие вредных привычек и порочного образа жизни, а также как прямое наказание Божие за грехи народа. Но при этом нуждающийся человек может быть исполнен нравственного достоинства и, конечно, заслуживает сострадания и помощи: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых»; «Благотворящий бедному даёт взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его».
Евангелие идёт намного дальше. Бедность для христиан может становиться подражанием Спасителю: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

«Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 22-23)
Как разъясняет святой Иоанн Златоуст, бедность – «это убежище безмятежное и безопасное, тихая пристань, училище любомудрия, образ жизни ангельской. Не бедным быть худо, но худо не хотеть быть бедным. Не считай бедность злом, и для тебя она не будет злом. Не в существе самой вещи, а только во мнении изнеженных людей лежит причина страха».
Но в наше время, когда «экономизм», по выражению Сергея Николаевича Булгакова, стал образом жизни всего общества, у бедности появились новые черты. В мировоззрение людей тесно вплелись идеи конкуренции…
Ревнование и ревность
Сущность конкуренции изначально происходит из стремления человека к благу, к совершенству. Всеобщая взаимосвязанность людей побуждает учиться друг у друга, перенимать опыт, «ревновать» о лучшем, увиденном у товарища. Об этом писал святитель Василий Великий. Довольно подробно это учение раскрыто у о. Павла Флоренского в труде «Столп и утверждение истины».
Но грехопадение исказило силы души и превратило богоугодное «рвение» в самолюбивую «ревность». Преподобный Максим Грек пишет о богомерзком фарисейском самооправдании: «Если же случится ближнему в чём-нибудь согрешить по немощи плоти, осуждаешь его… Если же увидишь его добродетельно живущим и пользующимся от всех похвалой, тотчас уязвляется сердце твоё стрелою зависти и объемлет тебя скорбь по причине добродетельной жизни брата твоего».
«Соперничество доставляет трудности каждому человеку, – размышляет архимандрит Платон (Игумнов), – но свою сложность и остроту оно проявляет там, где в человеческих отношениях доминирует эгоизм. В состоянии соперничества постоянно происходит сравнение себя с другими и стремление превзойти всех остальных… Любая неудача при осуществлении несоразмерно больших притязаний на превосходство переживается как полный провал. Чужой успех также переживается как собственный неуспех. Сильное соперничество скрыто содержит определённую долю враждебности».
Далее автор объясняет, что чем меньшими внутренней свободой и достоинствами обладает личность, тем в большей степени она стремится к внешнему превосходству и независимости. Преодолевается это мучительное состояние через смирение и достижение христианской любви, которая не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.
Особенно расцвела страсть состязательности в Новое время, с переходом стран Запада к капиталистической экономике, тесно переплетшись с корнем всех зол – сребролюбием. Деньги стали считаться показателем успеха жизни, а конкуренция – двигателем материального производства и научно-технического прогресса. Предполагалось, что «невидимая рука рынка» всех сделает равноправными и обеспеченными, а нежизнеспособных устранит со сцены. В XIX веке этому дополнительно поспособствовали идеи Чарльза Дарвина, Фрэнсиса Гальтона и др. Однако проблема бедности не только не исчезла, но и в некоторых отношениях даже как будто усилилась. Борьба с нищетой названа ООН первой среди целей устойчивого развития на период до 2030 года. Какое влияние на это оказывает конкуренция?
Конкуренция и бедность
Да, конкуренция формально не увеличивает уровень бедности. Зато существенно влияет на её «профиль». Как именно?
ВО-ПЕРВЫХ, однобоко представляя жизнь лишь как соревнование за физическое выживание, конкуренция ориентирует людей на иллюзорные стандарты богатства и наслаждения. Тем самым у человека, даже обеспеченного «хлебом насущным», возникает постоянное ощущение неудовлетворённости, усиливается так называемое субъективное самовосприятие бедности.
Об этом косвенно свидетельствуют такие цифры: по данным разных соцопросов, около 30-40 % жителей России считают себя бедными и нищими. При том что доля людей, имеющих доходы ниже черты прожиточного минимума, составляет около 13 %. И это при многократном превосходстве современного уровня жизни над советским и дореволюционным.
Эти цифры показывают существенный процент тех, кто не умеет ценить имеющееся, ропщет на Бога и на власти, полагает своё счастье именно в материальном, поэтому и никогда не будет доволен. Показательно, что более чем половине наших соотечественников стыдно за государство и лишь каждому десятому – за себя самого. «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек», – сказал Спаситель о неутолимости «плотской» жажды и превосходстве веры над ней.
Существующие различия в доходах часто становятся поводом для социальных взрывов и революций. Однако формальное уравнивание людей невозможно и ненужно. Святитель Николай Сербский учил: «Богу угодно, чтобы люди не были равны во всём внешнем: в богатстве, силе, чинах, образованности, положении и т.п., – и Он не велит никак в этом соревноваться. Не садись на первое место – заповедал Господь наш Иисус Христос. Богу угодно, чтобы люди соревновались в преумножении внутренних благ: веры, доброты, милосердия, любви, кротости и благости, смирения и послушания».
Тем самым раскрывается присущая православию мысль, что неодинаковость людей не зло, а повод для взаимного служения, а значит, для любви.
ВО-ВТОРЫХ, в капиталистической экономике вместо христианского закона «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» и «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» действует принцип «Выживает сильнейший».
Соответственно, множество предприятий разоряется и люди остаются без работы. Это приводит к появлению когорты нуждающихся. Кроме того, жёсткая конкурентная борьба побуждает предприятия всеми силами экономить на оплате труда, стремиться к повышению сугубо финансовой эффективности его использования, в ущерб личным потребностям людей. В результате возникают различные «серые» схемы найма на должности с оплатой ниже минимального размера оплаты труда, без больничных, отпускных и так далее.
Особенно это сказывается на бесправных, малозащищённых людях, выходцах из бедных семей, выпускниках детских домов, бывших заключённых и т.д. В трудном положении находятся многодетные: при и без того немалых дополнительных расходах они сталкиваются с дискриминацией при приёме на работу.
Государственные пособия и программы содействия занятости смягчают картину, но, конечно, не устраняют её. Да и материальное вспомоществование не может компенсировать иного: внутреннего унижения человека, отказа ему в сотрудничестве из-за его «невыгодности».
Появилось новое понятие «прекариат» – класс людей с низким и неустойчивым заработком и нестабильной профессиональной принадлежностью. Это, как пишет социолог Жан Тощенко, «социальный слой, который олицетворяет отчуждение не только от результатов труда, но и от всего общества». Эти люди испытывают особые, изощрённые формы эксплуатации их труда и знаний, и в конечном счёте качество их жизни резко падает.
Откуда возникает такой класс? Упомянутый автор предлагает считать причиной «травму», т.е. неожиданные и необоснованные потрясения общества, потерю своих идеалов и – как следствие – переход в режим постоянной неустойчивости. Это явление означает утрату духовно-нравственных ценностей и ведёт к отрыву смысла жизни от труда, когда профессия воспринимается уже не как часть своего призвания и самоосуществления, а сугубо как средство заработка.
Черта нашего времени – всеобщая нестабильность, ненадёжность. Люди стали непостоянными, брак – временным, проекты возникают и исчезают. Резко увеличилась внутренняя и внешняя миграция как неосознанная «охота к перемене мест». Возможно, всё это связано с неуспокоенностью души в Боге, о которой говорил блаженный Августин.
В-ТРЕТЬИХ, режим работы во многих современных организациях, особенно в сетевых структурах типа электронных систем такси, доставки и т.д., сильно порабощает человека, заставляет его работать «на износ», почти не оставляя сил и времени на досуг, на семью и тем более на духовную жизнь. Девизы «Нужно быстро» и «Время – деньги» входят в конфронтацию с заповедью Божией: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему».
Это приводит к закреплению ещё одной формы бедности – культурной неразвитости, скудости души. То есть человек обеспечен с материальной точки зрения, но не имеет возможности, да и часто не считает нужным, объявляет «нерациональным» чтение книг, культурное развитие, простое общение. Деньги становятся как бы универсальным измерителем пользы всех дел, и потому формы жизнедеятельности, не измеряемые ими, вытесняются. Сами межличностные связи становятся «по расчёту», не исключая и семейную жизнь. Любовь уже не подразумевает бесконечности и всецелости, а базируется на ситуативной взаимовыгоде. Иногда и дети воспринимаются не как порученные Богом для воспитания личности, а прагматично – как «будущие помощники», «опора в старости», «наследники» и т.п. Даже в отношении опеки и усыновления иногда звучит слово «проект».
Социолог Питирим Сорокин размышлял о противоречивости современного образа жизни, который сформировался, с одной стороны, на основе унаследованной нами христианской этики, а с другой – на основе гедонистических установок нового времени. «Мы стремимся к счастью и в то же время готовим для себя несчастья, – писал он. – Чем более мы пытаемся улучшить своё благосостояние, тем более мы теряем душевный покой, без которого невозможно счастье. Вместо того чтобы пребывать в мире с Богом, со всем человечеством и людьми-собратьями, современный человек являет собой кипящий котёл вожделений, постоянно воюющих между собой и сталкивающихся с вожделениями своих собратьев».
В-ЧЕТВЁРТЫХ, оскудение души ведёт к её «боли», что выливается в суррогатные виды её утишения: алкоголизм, наркоманию, игроманию, блуд и т.п. Захватывая человека, они способны приводить к ещё большей деградации, полной потере работы, совершению преступлений, разрыву социальных связей. Всё это формирует портрет современного бедняка именно как опустившегося, некогда бывшего интеллигентным человека. Представители данной категории – зачастую бродяги в буквальном смысле слова. Женщины пишут из мест лишения свободы: «Родители работали от зари до зари, чтобы “дать нам всё”. А нам нужно было не это, а любовь, общение с ними. И когда мы выросли, пошли искать недостающего счастья в запретных удовольствиях. Поэтому и оказались здесь».
К этой линии жизни можно причислять также одиночество из-за разрушения традиционных библейских семейных ценностей. Давно замечено, что половая развращённость ведёт к утрате внутренних сил и в результате – к бедности. Как об этом говорится в Притчах Соломоновых: «Из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу».
ПЯТЫМ пунктом мы бы хотели указать на влияние всеобщей закредитованности. Ростовщичество и конкуренция – неразлучные сёстры в современной хозяйственной системе. Действительная нужда или же навязанные желания побуждают людей влезать в долги, которые за счёт высоких процентов ещё больше усугубляют положение. Особенно это касается микрозаймов. В результате растёт разрыв в доходах между разными группами населения, т.е. обостряется так называемая относительная бедность.
Общая задолженность населения России по кредитам постоянно растёт и составляет около 30 трлн руб., что сравнимо с годовыми расходами бюджета России. Ставки по ссудам не разрешалось до революции поднимать выше 12 % годовых – несоблюдение этого закона являлось уголовно наказуемым деянием. С прошлого года максимальная ставка кредитования установлена в 0,8% в день, то есть полная годовая стоимость кредита не должна превышать 292%, а до этого этот уровень вовсе не регулировался.
Печально, что рост взаимной отчуждённости заставляет людей обращаться за помощью не друг к другу, а в кредитные учреждения, которые ставят себе целью именно обогащение за счёт трудных жизненных ситуаций.
Подливают масла в огонь мошенники, букмекеры, да и сами банкиры. Один товарищ решил «подзаработать» на спортивных ставках, но в итоге проиграл машину, квартиру и влез в многомиллионные долги. Зачем ему давали кредиты, видя нездоровый блеск в глазах? Чтобы выполнить план?
Вообще, индивидуализм лишил человека многих прежде существовавших механизмов финансовой защиты: семьи, общины, коллектива, Церкви. Их заменила государственная система социальной защиты, гораздо более слабая и менее душевная.
Что должна делать Церковь
Итак, построенная на идеях конкуренции и обогащения рыночная экономика отнюдь не побеждает проблему бедности, но отчасти маскирует, видоизменяет, а в чём-то и усиливает её.
Что же должна делать Церковь Христова в этих обстоятельствах?
Конечно, возвещать и показывать всем людям, что «не хлебом одним будет жить человек». Развивать концепцию предпринимательства не как состязания и даже не просто как сотрудничества, а как служения, по заповеди Спасителя: «Верный в малом и во многом верен».
Мероприятия по повышению финансовой грамотности населения, которые сейчас проводятся в стране, дают нам право внести в них свою повестку: нужно рассказывать о финансовой грамотности по Евангелию, по притчам и заповедям Христовым. Интерес и даже запрос на аккуратное соединение денежных вопросов с духовно-нравственными сегодня в обществе есть. Разумеется, проповедуемые истины надо твёрже исполнять в самой Православной Церкви, вспоминая максиму: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». Речь идёт об экономической взаимовыручке её членов, меньшей формализации пожертвований за требы, скромности в образе жизни священнослужителей. Возможно, настало время в убранстве храмов демонстрировать и показанную Христом простоту. В век потребительства особенно настойчиво должна звучать с амвонов проповедь добровольной, христоподражательной бедности ради «сокровищ на небе». И наверно, остаётся очень недостаточным объём нашей благотворительности.
Много, очень много можно сделать для спасения душ людей, если активнее, без лишних оговорок возглавлять указанные Спасителем дела по помощи нуждающимся, болящим, сидящим в темницах и т.д. Именно такая прямая, личная взаимопомощь, в отличие от холодных казённых систем социальной защиты, способна преодолеть «ненавистную рознь мiра сего» и посодействовать приходу Царства Отца Небесного.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий