Бедность и либеральная идея

 

Бедность в Новом Завете предстаёт не только как беда и наказание, но и как добровольный нестяжательный образ жизни, считают авторы статьи, которую мы хотим сегодня предложить (Бедность с точки зрения Евангелия). По их мнению, для либерализма актуально лишь первое: бедняк воспринимается как опустившийся, потерянный человек. Добавим: неудачник, помогать которому не нужно.

Фото: flickr.com

Так как родиной либерализма является Британия, нужно отметить, какие этапы прошло её общество в своём отношении к бедности. Норманы, завоевашие страну в XI веке, относились к саксам, кельтам и другим народностям, населявшим Англию, с пренебрежением, а особенно презирали бедняков.

С XIV века начинается огораживание, когда коренное население выбрасывалось с общинных земель и на смену земледельцам приходили овечьи стада с немногочисленными пастухами. Как писал Томас Мор, «ваши овцы, обычно такие тихие, питающиеся так скудно, ныне, как говорят, стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, опустошают и разоряют поля, дома, города». Огромное число крестьян оказалось ввергнуто в нищету и безжалостно уничтожалось за малейшую провинность – вроде кражи яблока.

После того как Англия стала протестантской, положение бедняков не улучшилось, так как для протестантской этики бедность – следствие греховной жизни, лености и других пороков.

Новый этап мы наблюдаем в XIX веке, когда политический экономист Томас Мальтус приходит к выводу, что к бедности страну ведёт перенаселённость. Миллионы небогатых англичан и ирландцев были лишними и прежде, но теперь под их ненужность подвели научную базу. Больше других пострадали от очередных британских идей ирландцы. Когда Кромвель в XVII веке очищал Зелёный остров от католиков, его население сократилось с полутора миллионов человек до 700 тысяч. Демографические потери оказались не менее ужасны.

В 1841 году в Ирландии начался Великий голод из-за того, что картофель – основную пищу жителей – поразил грибок фитофторы. Английская аристократия сыграла свою роль в разразившейся катастрофе. Во-первых, при Кромвеле ирландцы фактически лишились земли, став арендаторами у лендлордов. Во-вторых, лендлорды повысили арендную плату во время голода, что усугубило положение. В-третьих, богатейшая страна в мире – Британская империя – оказала страждущим лишь минимальную помощь, вследствие чего число умерших от голода достигло миллиона человек. В результате население Ирландии снова сократилось примерно вдвое. Если в 1841 году там жило более восьми миллионов человек, то в начале ХХ века лишь чуть более четырёх.

К беднейшим англичанам отношение было не лучше: они тоже считались угрозой для благосостояния общества. Эта беспощадная экономическая война наложила неизгладимый отпечаток на современную либеральную идеологию.

Асоциальный, хищный либерализм стал доминировать в последние десятилетия, выиграв, как ему кажется, сражение с христианством, а заодно – с демократией и социализмом. Это случилось не благодаря какой-то его идейной мощи. Помогло то, что либерализм оказался единственно возможной идеологией для общества потребления, которое нуждалось в формировании соответствующей системы ценностей и установок.

Что это за ценности? Как писал критик новой формации Жан Бодрийяр, общество потребления – это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, ни, как ни странно, настоящее изобилие. Дело в том, что настоящие вещи и продукты заменяются на куда менее качественные – лишённые вкуса, иногда потенциально опасные вроде ГМО, сплошь и рядом ненужные, навязываемые рекламой подделки.

То же самое происходит с обществом, не способным противостоять политическим технологиям, то есть манипуляциям. Либерализм обещал, что в скором будущем приведёт человечество к счастью, однако мы видим, как деградируют даже образцово-показательные страны вроде Германии или Франции, где за последние тридцать лет принципиально снизилось качество жизни. Производительность труда растёт, наука делает значительные шаги, но жить всё менее радостно, а будущее внушает всё меньше оптимизма. Это нагляднее, чем запах серы, демонстрирует присутствие диавола в сделках людей со своей совестью, здравым смыслом и, конечно, верой.

Мы наблюдаем распад, который неизбежен в условиях, когда народы перестали решать свою судьбу. Они лишь робко надеются, что новые властители мира желают им добра. Но какого именно добра им желают, хорошо видно на примере Украины, доверившей свою судьбу тем, кто больше пообещает.

В годы перестройки у нас любили посмеяться над темой бедности в капиталистических странах, рассказывая про нищих, щеголяющих в джинсовых костюмах и питающихся как в ресторане. То, что костюм из секонд-хенда, а еда найдена на помойке, считалось несущественным. Но бедность – это далеко не обязательно голод, хотя и недоедает в современном мире около 30 % населения. Бедность – это когда тебя считают никчёмным, потому что ты не в состоянии себя обеспечить.

Христианское отношение – это и накормить, и помочь найти работу, но вместе с тем вернуть человеку самоуважение, без которого он живёт в аду своей ненужности, заброшенности, уныния. Можно ли назвать бедным пустынника, который плетёт циновки и тем самым зарабатывает себе на еду, но при этом радостен, не знает одиночества, не страдает от никчёмности?

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий