Про зяблика
На ветру не зябнет зяблик,
Лишь качается слегка
Вместе с веткой, как кораблик,
Что приплыл издалека…
Как я рад весенней птахе
И тому, что дал Господь
Скорби все мои и страхи
Этой крохе побороть…
Наверно, оттого так обрадовал маленький зяблик автора стихотворения Геннадия Толина, что в весёлой песенке птички отчётливо слышится: «Чив-чив-чив-чив, я бессмертен! Тр-р-р-чив-чив-чив-чив, я бесмертен!» Ну как тут не радоваться, если даже Божья птаха напоминает тебе о бесмертии души!
Но и земных дел зяблик не забывает. Одно гнездо его чего стоит! Шедевр лесной архитектуры, да и только! Зяблики вьют его с превеликим старанием из мха, травинок, корешков, переплетая паутиной и снаружи облицовывая лишайниками и полосками бересты. Самое удивительное, что эти полоски птички подбирают под цвет коры дерева, на котором устроено гнездо, – так гнездо будет незаметнее для непрошеных гостей.
Домик строит самочка – не доверяет, видно, супругу такую тонкую работу. И всё-то она продумает! Даже пеплу нанесёт на дно гнезда, чтобы не донимали насекомые-паразиты. А супруг её тем временем развлекает пением. Что ни говори, у каждого свои таланты! Перестаёт петь зяблик, лишь когда запищат в гнезде птенцы. Теперь ему не до песен – только и заботы, что носиться в поисках корма для семьи. Прилетит, заботливо положит в каждый раскрытый клюв пищу – и снова ловить мошек да червячков.
Зяблики, оказывается, любят хоровое пение. Биолог Александр Резанов этот вопрос тщательно изучил: возле посёлка Липаково Архангельской области устроил по весне наблюдательный пункт и записывал с апреля по июнь, сколько услышал поющих зябликов. В один из дней они грянули песню особенно громко. Учёный пишет: «Многоголосый птичий хор был слышен издалека. Около 50 зябликов и в компании с ними несколько юрков (все самцы), расположившись на кусте ольхи, пели хором, не придерживаясь какого-то порядка: одни начинали песню, в то время как другие уже пели или заканчивали». Целый мужской хор!
А писатель Николай Сладков задумался, почему же зябликов зябликами зовут: «Зяблики ведь совсем не зяблики. Весной прилетают, как только снег сойдёт, осенью часто до нового снега задерживаются. А бывает, кое-где и зимуют, если корм есть.
И всё-таки назвали вот зяблика зябликом! Этим летом я, кажется, эту загадку разгадал. Шёл я по лесной тропинке, слышу – зяблик гремит! Здорово поёт: головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат – будто он горло водой полощет. И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: “Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-рю!” Будто у него от холода “зуб на зуб” не попадает, этаким дрожащим голоском: “Тр-рю-ю!”
Кто такого увидит, сразу подумает: “Ишь зяблик какой! Чуть солнце за тучку, а он уже и нахохлился, задрожал!” А по-моему – недоволен он, что солнце спряталось. Скучно ему без солнца. Не поётся!»
Может, так оно и есть?
Почему птиц так назвали?
Народ часто обращал внимание на какую-то особенность, которой одна пичужка отличается от другой – и давал птичкам «говорящие» названия. Например, кукушка так зовётся за своё «ку-ку», причём в разных странах её называют похоже: в Германии – «кукук», в Болгарии – «кукувица», в Чехии – «кукачка». Есть немало и других птиц, которых в народе назвали так за что-то приметное в облике или поведении.
Овсянкой назвали птичку потому, что овёс – её любимая еда. Поползень ползает по стволу, причём как вверх, так и вниз головой. Черноголовке название дано за чёрный хохолок на голове (хотя у самочек он рыжего цвета). Зарянка названа так по цвету оперения, похожему на цвет вечерней или утренней зари. Горихвостка получила название за свой ярко-рыжий хвостик.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий