Святая обитель над Письмой-рекой
30 лет возрождению Преображенского Макариево-Писемского монастыря
Было это более шестисот лет назад. Жил тогда на Костромской земле родовитый боярин. Мог бы жить не тужить, в злате-серебре ходить, но ещё в молодые годы решил посвятить себя Богу. Отправился в Троице-Сергиеву Лавру, где подвизался Сергий, игумен Радонежский, и был им пострижен в монахи. Пройдя великую духовную школу иноческих трудов, отец Макарий с благословения учителя вернулся на родину. Поставил в лесу, на берегу речки Письмы, келью и стал в ней жить. Спустя время поселился вместе с Макарием другой ученик Сергия Радонежского – святой Павел Обнорский. Этого благодатного батюшку-монаха на иконах изображают в окружении диких зверей и птиц – его лесных друзей.
Отец Макарий почитал его как своего наставника, и вместе подвижники прожили около 20 лет, а потом преподобный Павел ушёл в вологодские пределы, где основал Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Преподобный Макарий недолго жил один – рядом с ним поселились его ученики, возвели храм. Так возникла Макариева пустынь. Преподобного Макария очень почитали в народе, и поток паломников не иссякал никогда. Даже в советское время люди шли сюда со своими печалями.
После революции судьба Макариевой пустыни сложилась довольно счастливо. Её храмы, каменный и деревянный, не закрыли и не разрушили, как это случилось с большинством сельских церквей России. Лишь сбросили с высокой колокольни и отправили в переплавку колокола. В годы Великой Отечественной войны сюда со всего района шли женщины, старики и дети поставить свечку, помолиться у раки преподобного о своих близких – и о тех, кто воевал на фронтах, и о тех, кто сложил голову на поле брани.
Не раз власти пытались закрыть храмы Макариевой пустыни, да куда там! Раз приехали на лошадях, чтобы повесить замок на двери, – а их встретили мужики с дубинами в руках. Спрашивают непрошеных гостей: «Вы крещёные? И мы крещёные. А что же это, дети наши некрещёные будут? Давайте-ка, милые, разворачивайте оглобли и дорогу к нам забудьте». И точно, никто больше не приезжал.
А в апреле 1971 года, вскоре после праздника Благовещения, послал Господь Преображенскому храму Макариевой пустыни чудесного настоятеля – отца Михаила Беляева. Если про кого и можно сказать «человек святой жизни», то про него. Фронтовик, он прошёл войну сапёром, после войны за веру на семь лет попал в заключение, а когда вышел, служил Богу в костромских храмах, странничал по святым местам, в Киево-Печерскую лавру. «Батюшка, как же вы зимой-то в пути ночевали?» – удивлялись люди. «А я выкопаю в снегу ямку, посплю немного – и дальше иду».
Отец Михаил ещё в детстве был избран Богом. Стоял как-то раз на службе в храме, и из алтаря вышел незнакомый ему священник; осенил его крестным знамением и ушёл в алтарь. Случилось чудо: от креста, написанного в воздухе, пошли разноцветные лучи, а мальчика приподняло на несколько сантиметров от пола. Миша долго ждал того батюшку после службы, но тот так и не вышел. Лишь потом он понял, что Господь послал ему встречу со святым. Может быть, это был преподобный Макарий Писемский?
В Макариевом монастыре отец Михаил служил до конца дней, почти сорок лет. И святой ему несколько раз являлся ему – и в алтаре, и в других местах. Мог предупредить о беде. Однажды был случай. Как-то батюшка шёл ночью вокруг храма (ограды не было, и он каждую ночь обходил его с молитвой, в сопровождении двух своих кошечек). И вот идёт он, и преподобный Макарий явился перед ним ниоткуда в теле и сказал: «Падай и катись под горку!» Отец Михаил упал и покатился, и минуты через две мимо этого места к храму пробежали несколько мужиков с топорами. Они пытались взломать дверь, но не смогли; бросились искать батюшку – а он спрятался. Помыкались и убежали, ничего не взяв.
В другой раз лихие люди приехали на машинах, велели открыть храм. Батюшка спокойно отказался. И тут на них напал такой страх, что они скорей попрыгали в машины и уехали. Так батюшка охранял храм, а преподобный Макарий охранял и его, и свой монастырь.
Отец Михаил был и священником, и сторожем, и заменял собой целую ремонтную бригаду: крыл в одиночку крышу храма, из жести делал купола. Дров припасал, чтобы прихожанам было зимой тепло: привезёт на санках из леса брёвна и распиливает двуручной пилой, стоя на коленках…
Но пришло время, и Господь прислал отцу Михаилу помощниц: в 1994 году Макариево-Писемский монастырь был возрождён как женская обитель. Игуменией стала матушка Ангелина (Травина), принявшая постриг в день Благовещения в далёком 1972 году. Маленькой девочкой она с родителями приходила поклониться преподобному Макарию. И первое, что матушка Ангелина сделала, придя сюда теперь, когда за плечами 70 прожитых лет, – спустилась в подклет, где похоронен преподобный Макарий, села и заплакала: «Преподобный Макарий, это я пришла. Сколько ты меня хранил, пока не пришла к тебе! Сохрани меня и здесь!»
Так началось возрождение древней обители, и за короткое время неустанными трудами сестёр она преобразилась. Спустя время матушка Ангелина приняла схиму и стала матушкой Макарией. Сюда за молитвенной помощью стало приезжать много людей, и обо всех схиигумения Макария до последних своих дней молилась так, что «пот прошибал», как она говорила. И летели белыми голубями в монастырь письма со словами горячей благодарности…
И до сих пор летят – сёстры обители с любовью молятся обо всех нас.
(По материалам фильма «Макариево-Писемский монастырь: подвижники нашего времени»)
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий