Полезные мысли на великий пост протоиерея Андрея Ткачёва

Великий пост – это сконцентрированная жизнь. За Великий пост можно прожить осмысленно гораздо больше, чем ты проживёшь за несколько лет бездарной жизни.

О МОЛИТВЕ

Молитвы бывают очень длинными, протянутыми на многие часы, бывают и краткими, занимающими по времени 5-7 минут, а то и меньше. И человек, живущий в миру, должен, согласно словам Дмитрия Ростовского, «учиться молиться кратко, но часто».

Потому что есть такой недуг, когда люди, приступая к духовной жизни, начинают молиться много – для них это ненасытимо: они читают разные тексты, поют, кланяются. Но потом наступает насыщение, а затем и пресыщение. И они бросают всякую молитву и вообще не молятся.

Есть такая духовная пословица: «Лучше недомолиться, чем перемолиться». Потому что недомолившийся ощущает голод и хочет молиться ещё, а перемолившийся чокается и бывает в тягость себе и окружающим.

Второе. Молитва не просто произносится, а делается. Молитву нужно делать, как делает человек свою работу: строгает доску, копает грядки… Если молитва делается, то она открывает ключиком дверь за дверью наши душевные комнаты, в которых живёт отчаянье, маловерие, тоска, страх, уныние и прочее.

Что очень важно на молитве – это прощать. Легче всего учиться этому на молитве. Одним из главных препятствий духовной жизни является злопамятство, обида и всё, что с этим связано. И в молитве «Отче наш» нет ни одного морального требования к человеку, кроме «остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим».

О СОБОРНОЙ МОЛИТВЕ

Праздники, которые мы празднуем, охватывают не тех лишь, кто виден нам в храме по соседству, а ещё несметное количество людей, на разных языках в это же время воспевающих Господа. Это же относится и к посту.

Ты постишься не ради личной прихоти, а ради Христа. Постишься не тогда, когда захочешь, а когда Церковь благословила. Постишься не один, а вместе со множеством братьев и сестёр, чей невидимый труд укрепляет твою слабую в одиночестве душу.

Чувство соборности – это ощущение связи с Церковью, рассеянной по земле…

Итак, никто из нас не является воином-одиночкой. Каждый из нас, напротив, должен занять своё место в общем строю. Дисциплинированное войско, послушное командиру (даже если каждый в отдельности воин далеко не «универсальный солдат»), всегда разгромит врага, в рядах которого каждый боец – храбрец и герой, но общая дисциплина и единство отсутствуют.

Чувство духовного локтя и ощущение принадлежности к великому войску, возглавляемому воскресшим из мёртвых Иисусом Христом, способно будет превратить нашу личную слабость в соборную силу. И то, что до поста и без поста годами не удавалось изменить в своей бедной душе, поддастся изменению силою благодати, даруемой от Бога постящейся Церкви.

О ПОКАЯНИИ И ИСПОВЕДИ

Покаяние не ограничивается исповеданием. Это не равновеликие вещи. Покаяние шире. Когда ты постишься – ты каешься. Когда милостыню отдаёшь – каешься. Когда тебя обидели, а ты простил – это покаяние… А просто сказать про свои грехи – это ещё не покаяние. Иуда сказал про свои грехи, деньги вернул – и повесился. А мы слишком привыкли разговаривать про свои грехи. Нам очень хочется про себя поговорить.

В древней Церкви невозможно было каяться каждый месяц, на исповедь ходить. Исповедь была, но за жизнь – 2-3-4 раза максимум. Но уж люди каялись по-настоящему. То, что делается редко, делается хорошо. То, что делается постоянно, превращается в привычку. Подавляющее большинство наших исповедей – это празднословие. Покаяние заключается в слёзном раскаянии, в сокрушении сердца и в желании никогда больше не повторять то, что ты сделал. Живите так, чтобы не нужна была исповедь. Постарайтесь!

У вас есть в молитвенниках «Исповедание грехов повседневное». После этого личного исповедания прощает Бог грехи или нет? Если не прощает, зачем мы это читаем? Исповедь – это не единственный путь. Если у меня есть сложности, а я их ради Господа принимаю – мне прощаются грехи. Если у меня есть радости и ими делюсь – мне прощаются грехи… За всё, что ты терпишь ради Господа, прощаются тебе грехи твои. И за слёзы прощаются больше всего. А где слёзы?

О ЖЕРТВЕ БОГУ

В посту мы стараемся принести Богу жертву: время жизни своей, помыслы сердца, воздержание, милостыню… Всё это – Господу. Но вот читаем сегодня из Бытия, что жертвы бывают Авелевы и Каиновы. Авелевы – смиренные и в простоте. Каиновы – с завистью, с самомнением, с желанием возвыситься…

Поэтому сказано, что смотрит Господь сначала на приносящего, на сердце его, а лишь потом – на приносимое. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт. 4, 4). Словечки кратенькие, а от внимания к сказанному вся жизнь идёт в нужном русле. Надо испытывать себя: с каким намерением, с каким чувством сердца Богу служишь. Если жертва Каинова, то её лучше и не приносить совсем. От неё одно злодейство рождается.

О РАССУЖДЕНИИ

Всякий подвиг, всякий труд, всякое ради Христа усилие должно сообразовываться со здоровьем, возрастом, родом занятий и семейным состоянием. Нужно, чтобы каждый рассудил о себе, что ему можно делать, а чего нельзя. Например, доктор делает операции – он должен быть хорошо выспавшимся, руки у него дрожать не должны. Допустим, женщина работает в сфере образования – составление лекций, заполнение учебных бумаг. То есть голова забита. Такому человеку нельзя много молиться, ему нужны труды физические – класть поклоны. Зато можно есть поменьше. А если человек работает на тяжёлом производстве, например таскает ящики с утра до вечера, – поклоны класть не надо, он и так утруждён на работе. Этому человеку нужно взять плеер, записать туда псалмы царя Давида и на работе, покуда руки работают, слушать слово Божие…

Для того чтобы каждому поститься соответственно, необходимо иметь рассуждение, совет. Апостол Яков говорит, что если человек сможет обуздать свой язык, то он всё тело своё обуздать сможет. Поэтому в пост нам надо научиться молчать благоразумно, то есть не говорить лишнего, и если можно не говорить – лучше не говорить. Не разбалтывать чужие тайны, сплетни не переносить, не смехословствовать…

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий