Праздник весны?
Нынешнее празднование 8 Марта, выпавшее на постный день, вновь вызвало споры в православном сообществе. Высказал своё мнение и священник столичного храма Сорока мучеников Севастийских прот. Максим Первозванский: «Вполне уместно 8 Марта поздравить своих женщин – тех, кто празднует, – подарить подарки, цветы. На мой взгляд, с любым праздником надо поздравлять тех, кто его празднует. Например, православные могут из дружеских соображений поздравить мусульман с Курбан-байрамом, а мусульмане православных – с Пасхой. В Церкви к 8 Марта отношение от отрицательного до максимально положительного, и у каждой позиции есть свои сторонники среди духовенства и мирян».
Безусловно, для Церкви имеет значение революционное происхождение праздника. Но большая часть верующих, по мнению отца Максима, ничего революционного в празднике не видит и никогда не видела. Они относятся к нему так же, как относились всегда: «как к гражданскому празднику, не вкладывая какой-то религиозный, духовный смысл: это женский день – поздравление мам, бабушек, радование о том, что они у нас есть, дарение подарков». «Возможно, – считает священник, – стоит установить в этот день Память всех святых праведных жён – тогда у каждой женщины будут в этот день именины». И тогда праздник окончательно перестанет быть «революционным».
Трудно сказать, какой может быть реакция на это предложение. Память святых жён-мироносиц православные отмечают во второе воскресенье после Пасхи. Из светских – в последние годы становится всё популярнее День матери.
Негатив в православной среде в отношении 8 Марта формировался довольно долго. Одну из версий придумал в своё время Андрей Кураев, утверждая, что это День Эсфири. По его предположению, на 8 Марта изначально пришёлся праздник Пурим, вот иудейки-революционерки вроде Клары Цеткин и решили всех заставить его праздновать. Но это не так. Клара Цеткин (Эйснер) не еврейка, а немка, лютеранка. Цеткин – фамилия её гражданского мужа. Восьмого марта не приходились на Пурим ни в те годы, когда придумывали Международный женский день, ни на 1914-й, когда его впервые отпраздновали. Изначально праздник был привязан к 23 февраля, когда женщины Нью-Йорка вышли на демонстрацию против дискриминации. Потом праздновали его и 19 марта, и в другие дни, и лишь в России уже после революции совершенно случайно назначили 8 Марта в честь забастовки каких-то ткачих. А в советское время праздничным нерабочим днём 8 Марта стало только в 1965 году.
А что думают про это почтенные, авторитетные в Церкви отцы? Приведём мнение покойного протоиерея Димитрия Смирнова. Он говорил, что ничего плохого в поздравлениях с этим праздником он не видит. «О чём люди мучаются? – удивлялся батюшка. – В чём проблема? Что вы боитесь нарушить, если нет предписания того, что отмечать 8 Марта нельзя? Вот что интересно. Когда человек о чём-то спросит, а я ему отвечу: «А ты непрестанно молишься?» Он ответит: «Нет. Я даже вечерние молитвы пропускаю». Так ты вот этим займись, потому что написано: «Непрестанно молитесь». Почему тут нарушаешь спокойно и не беспокоишься, а тут про 8 Марта забеспокоились? Почему вас не беспокоит, что вы сегодня сердитые, обиженные? Написано: “Всегда радуйтесь”, – почему вы не радуетесь? Почему не задумываетесь над тем, что написано? Почему человек мучается над тем, что не написано? Вот что меня удивляет…»
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий