Луховские нестяжатели
Нынешней зимой в Санкт-Петербурге прошла уже тридцать шестая по счёту выставка-ярмарка «Православная Русь». Сейчас подобные форумы проводятся во многих регионах, а когда-то всё начиналось здесь, в Северной столице, – в 1995 году. Помню, изумился я: сколько православных людей в одном месте! Для нашей газеты была там двойная польза – и себя показать, и познакомить читателей с участниками из самых разных уголков России. На ярмарку, в отличие от Рождественских чтений, приезжали не преподаватели, не миссионеры, а простые люди с приходов, из монастырей – и получалось душевно с ними общаться. Прошли годы, стало как-то недосуг там бывать. А нынче удалось – уже в качестве не участника, а посетителя.
Первое впечатление: всё намного скромнее, чем в прошлые годы. Это уже не просторные залы «Манежа» и не самый центр города, а холл ДК имени Кирова на дальней оконечности Васильевского острова. Но, спасибо организаторам, от метро регулярно ходил арендованный автобус – добраться оказалось несложно. Сам дух ярмарки прежний – праздничное столпотворение. У входа молебен перед иконой, в глубине холла – множество павильонов, голоса, разговоры.
Чем примечательны такие ярмарки? Не побывай на ней, наверное, никогда бы в жизни не узнал, что есть у нас в России селение Лух, которое было столицей княжества, и что, помимо Соловецкого монастыря, существует Новосоловецкий монастырь на острове лесного озера. Или, например, кто знает, что на земле Приднестровья в горах была древняя обитель и что туда прорубают дорогу, чтобы её восстановить? Из того, что увидел и узнал, сложились у меня зарисовки, которые можно было бы, наверное, объединить под общим заголовком «Встречи на ярмарке». И вот первая из них.
Над павильоном надпись: «Свято-Николо-Тихонов мужской монастырь, с. Тимирязево». Сбоку от руки приписано: «Ивановская обл. 15 век».
– Молебен хотите заказать? – заметив мой интерес, спрашивает женщина в голубом платочке, хозяйка павильона.
– А сами монахи будут служить?
– Конечно! Батюшка наш, отец Силуан, предложил шесть молебнов за сто рублей в год.
– Как это?
– Ваша жертва сто рублей в год – и вы получаете ежедневно от монастыря шесть молебнов с молитвой о вас: Спасителю, Пантелеимону Целителю, Матронушке, Богородице, Николаю Чудотворцу и Архангелу Михаилу. Каждый день после каждой литургии.
– Всего-то за сто рублей?
– Ещё у нас есть молитвенный щит, состоящий из трёх служб: литургии, Неусыпаемой Псалтири и полунощницы. Там тоже молятся за жертвователей, но уже за двести рублей в год.
– Странные суммы вы называете, в магазине за это ничего серьёзного не купишь.
– Так на дрова-то хватит.
– Какие дрова?
– Батюшка Силуан кинул клич собрать деньги на дрова, чтобы монастырь отапливать. Потому что кельи с пятнадцатого века как были дровами отапливаемыми, так они и остались. А газа нет, неоткуда провести – село Тимирязево, что примыкает к монастырю, не газифицировано. Там вообще глушь, леса кругом.
– А где конкретно монастырь находится?
– В Лухском районе. Сам райцентр, посёлок Лух, рядышком – всего в трёх километрах. Строитель монастыря, преподобный Тихон, так и прозывается – Тихон Луховской, – начала обстоятельно объяснять хозяйка павильона. – А Лухский район находится как бы в самой крестовине: по бокам от него Вичугский и Пучежский районы, а вверху и внизу – Юрьевецкий и Палехский. Ну, представили?
– Примерно. Значит, знаменитый Палех рядом? И оттуда богатые туристы в монастырь заезжают?
– Не, только православные у нас бывают. Палех-то в сорока пяти километрах.
– Наверное, маленький монастырь? Раньше о нём не слышал.
– Ой, большой, с крепостными стенами и четырьмя храмами! И активно действующий. Туда к батюшке даже из-за рубежа приезжают за советом. И певица Валентина Толкунова нашу обитель любила.
– Да, слышал, что она перед смертью многим монастырям помогала.
– И в церковных хорах пела в женских обителях. А матушки после службы просили: «Спойте, пожалуйста, песню “Поговори со мною, мама”».
– А вас как зовут?
– Раба Божия Елена. Если по-другому, то Елена Викторовна.
– Вы прихожанка монастыря, жительница села Тимирязево?
– Я из города Тольятти. Православный психолог. Номер телефона – 8-917-130-98-77. Могу побеседовать, разобрать жизненную ситуацию, рассказать о православии. Много вопросов у людей. И не только духовных. «А зачем свечи? Зачем литургия? Почему аборты нельзя?» У кого чего болит, тот о том и говорит. Вот и разбираем всё подряд. И здесь, на ярмарке, тоже – не только записки собираю, но ещё и с человеком поговорю, направлю на исповедь, подскажу, как перебрать шкафчик-то в своей душе. Батюшкам такими делами бывает недосуг заняться, у них главное – богослужение.
– Подождите, Тольятти же далеко от Ивановской области! – не понимаю. – При чём здесь Тихонов монастырь?
– Так я волонтёр. Наш владыка знает тамошнего и благословил быть помощником монастыря. Здесь, на ярмарке, кто монастыри представляет? Миряне. Потому что монахи молиться должны, а не по ярмаркам ездить. Вот знала я одного батюшку – в Питере часто бывал, много ездил, а потом из монастыря ушёл.
– Куда?
– В затвор. Решил молиться и людей больше не видеть. Вот до чего его довели! Я как-то помогала одному монастырю, и настоятель на выставку приехал посмотреть, что да как. И вся выставка около этого батюшки стояла: благословение брали, вопросы задавали. И никого у павильонов. Это же не дело!
– А в Тихоновом монастыре вы бываете?
– Конечно. Там благодатно. И чудеса у мощей преподобного Тихона, которые там под спудом, постоянно происходят. На выставках я в разных городах бываю, и люди, увидев название павильона, подходят: «Я была в вашем монастыре, молилась преподобному, просила у Бога…» И рассказывают о том, как молитва помогла. Удивительно!
Позже поискал я сведения об этой обители. Вкратце история такая. Преподобный Тихон (в миру – Тимофей) был русским из пределов нынешней Украины, которая входила в состав Великого княжества Литовского. Родители воспитали его в православии и дали хорошее образование. В зрелом возрасте он поступил на военную службу в город Вильно и выделялся на фоне ратных людей как «человек письменный, начитанный, не чуждый художественного призвания». В 1483 году он бежал в Москву вместе с православным князем Фёдором Бельским, правнуком князя Ольгерда. Как говорится в его житии, «возненавиде нестоятелный народ литовскаго вертения, понеже мнози от них укланяхуся в латыньство и во иныя различния ереси». Ну и посему, оставив Отечество, явился в русскую столицу вместе с князем Феодором.
В Москве Тимофей, «церковному благочинию дивляшеся», раздал своё имущество и постригся в монахи в Троице-Сергиевой Лавре. Затем, взяв на себя подвиг отшельничества, отправился в малонаселённые тогда костромские земли, на северо-восток Московского княжества. Там, где он проходил, осталась память о нём. В Заволжском и Вичугском районах, в городе Родники до сих пор почитают источники, явившиеся из земли по его молитвам. В другом месте избавил жителей от скопища змей – и об этом тоже помнят. Поселиться же он решил в трёх верстах от Лухской крепости, построенной тогда для охраны восточных границ Руси, – в местечке Копытово, которое подарил ему местный владетель. Место было нежилое, с непригодной для возделывания землёй: «Бор велий… а на друзей стране реки места непроходимая и болота велия».
Читаю про Лух – и поражаюсь своему незнанию истории. Оказывается, на Руси в XV–XVI веках существовало Лухское удельное княжество. И первым владетелем его был тот самый князь Фёдор Бельский, с которым Тимофей бежал в Москву. Причём историки сообщают, что город Лух был пожалован князю в 1498 году, а преподобному разрешили поселиться близ него около 1493 года. То есть получается, что князь попросил у царя тамошнюю землю, когда на ней подвизался монах-отшельник, его бывший воин.
Ещё несколько слов про Лух. Вроде глушь глушью, а свою славу имеет. Выращивали там знаменитый на всю Россию лухский лук, который подавали к столу Ивана Грозного и других владетелей. В наше время там проходит ежегодный «День лука» – с конкурсами на самый горький лук, самую большую луковицу и так далее. В этом же городе жил Артамон Матвеев – ближний боярин царя Алексея Михайловича и удачливый дипломат, ведший переговоры с малороссийскими гетманами и присутствовавший на Переяславской раде, где малороссы проголосовали за вхождение в Русское царство. Он же был среди устроителей первого театра в Москве и первых аптек. Его дом до сих пор сохранился в Лухе. Ещё там есть Музей имени Николая Бенардоса – русского инженера XIX века, изобретателя и создателя электрической дуговой сварки металлов, жившего и творившего в Лухе. И в советское время этот городок дал России выдающихся людей – учёных и заслуженных деятелей искусств, в числе которых три именитых художника. Но кто про этот городок, ныне посёлок, хоть где-то слышал?
Однако вернёмся к преподобному. Он долго не принимал к себе братию, живя отшельником. Вырезал деревянную посуду и другие поделки и оставлял возле дороги, а местные крестьяне забирали их и взамен клали хлеб. Когда подвижник всё же принял учеников, то перешёл в более удобное место для жительства, где ныне село Тимирязево – там и возник монастырь с церковкой во имя Николая Чудотворца. Тихон отказался быть настоятелем, но монахи считали его своим отцом и следовали его примеру нестяжательства. «Нищета и труд – прямой путь к спасению», – говорил Тихон. Землю пахали без лошадей, преподобный первый впрягался в ярмо и тянул плуг. Когда он умер († 29 июня 1503 года), то преставившегося не в чем было похоронить. От владыки Суздальского приехал посланник с монашеским одеянием и гробом, обитым железными гвоздями, – и похоронили честь по чести. В 1566 году мощи преподобного были обретены нетленными, после чего, по преданию, игумен монастыря Константин ослеп. Когда зрение вернулось, он мощи положил обратно под спуд. Спустя сто лет было составлено житие преподобного с подробным описанием – именами и болезнями исцелённых – 70-ти посмертных чудес.
Закрыли монастырь в 1920-х годах. Остались удивительные свидетельства: «Когда один из безбожников попытался разрубить икону святого Тихона, топор отскакивал от образа и не мог повредить его. Безбожник бросил икону и в ужасе бежал». Эту икону хранили у себя жители Тимирязево, а когда в 1995 году монастырь стали возрождать, она туда вернулась. Именуют её «Неизрубаемая». Первым настоятелем возрождённой обители стал схиигумен Агафон (Чесноков), когда же он в 2011 году почил, её возглавил епископ Кинешемский и Палехский Иларион. А исполняет обязанности наместника иеромонах Силуан (Киселёв).
Что примечательно, завет о «нищете и трудах» в этой обители хранился столетиями. «Они были нищихнищайшие», – писал современник о монахах. Вообще какая-то своя собственность у монастыря появилась только в 70-х годах XVI века. И в чём-то история повторяется. Сто рублей за годовой молебен – где такое встретишь? И эта история с дровами… Заглядываю на сайт Никольского Тихонова монастыря – и вправду, в разделе «Помощь монастырю» сообщается: «Монастырь в настоящее время остро нуждается в дровах и угле для отопления. Просьба в примечании при переводе указывать “на нужды храма” и желательно указать имя для поминовения». Ищу, куда можно перевод послать, а там не сообщается.
Звоню в монастырь на номер 8-920-379-96-98, найденный в контактах. Ответил отец Силуан. Объясняет, что как раз этот номер и привязан к карточке Сбера.
– У вас действительно нужда в дровах, больше ничего не нужно? – спрашиваю.
– Всё слава Богу. А с отоплением проблема. Нам на дрова нужно 250 тысяч в год, на четыре кочегарки. Закупаем большими шестиметровыми чушками, потом пилим. И ещё других забот на тысяч 300.
– Сельская администрация не помогает?
– Да что помогает, они сами нищие! Ивановская область вся небогатая, тем более у нас, на окраине.
– Трудники вам требуются?
– Сейчас у нас три трудника. Мы заранее договариваемся – люди звонят и говорят, что умеют делать.
– А братия большая?
– Пять монахов. Всего нас одиннадцать человек.
– Паломников много приезжает?
– Немного.
– А Елена Викторовна говорила, что к вам даже из-за рубежа приезжают.
– Бывает, что заезжают, но редко.
– Прочитал про икону «Неизрубаемая» – она у вас по-прежнему?
– Да, она в зимнем Преображенском храме, где сейчас службы. А мощи в другом храме, Крестовоздвиженском, они под спудом. Над ними еженедельно молебен совершаем.
– Ещё прочитал в Интернете, что с 2004 года у вас действуют детский приют для социальных сирот и кадетская школа, в которой учатся ваши воспитанники и школьники из Тимирязево.
– К сожалению, уже нет. Это очень дорогостоящее дело, и могли это поддерживать только при игумене Агафоне, у которого были связи с богатыми меценатами. При нём и в монастыре было сорок насельников. Но знаете, сейчас и спасаться легче, когда мало человек.
– Хозяйство есть у вас?
– Были коровы, но оказались невыгодными. Есть курочки. Много нам и не надо.
– У вас небесный покровитель был нестяжателем…
– Вы правильно сказали. Всё необходимое есть – и с голоду не помираем, и с жиру не бесимся, – батюшка смеётся. Благословляет: «Помогай вам Бог».
Вот такая мне жизнь открылась, можно сказать, случайно – всего-то проходил мимо одного из павильонов на православной выставке-ярмарке.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий