Снова теракт. Чему он научит нас?
Трагедия в торгово-выставочном центре «Крокус Сити Холл» – новый вызов, смысл которого сознаётся пока лишь отчасти.
Сначала о тех, кем можно гордиться. Белорус Вадим Кулик – охранник из Белоруссии. Ему было сорок четыре. Спасённые им говорят, что он, несмотря на страшные ожоги, продолжал выводить людей, раз за разом возвращаясь. Тело до сих на найдено. Его земляк, Алим Кошеваров, тоже охранник. Вместо того чтобы бежать от убийц, у них на глазах бросился спасать людей и был расстрелян в упор. Олег Шиховцев пришёл на концерт с женой и дочкой. Когда начался расстрел, прикрыл убегающих родственников, получив пулю. Тоже не найден. Максим Вербенин – 25-летний инвалид-колясочник, певец. Прикрыл собой девушку, с которой пришёл на концерт. Его убили, она осталась жива. Полковник ГРУ Тимур Мясников. Позади у него были Чечня, Таджикистан, Сирия, два года в СВО. Отправив жену и сына с криком: «Бегите!», остался, чтобы прикрыть их. Все выстрелы пришлись ему в лицо и живот, спину врагу он так и не показал. Карен Енгибарян, 35 лет, прихожанин Армянского храмового комплекса в Москве. Там, в церкви Святого Креста, его и отпели. Его вообще не было в здании, он шёл мимо, когда увидел дым на крыше концертного зала. Побежал к центральному входу и начал вытаскивать людей из дыма одного за другим, одному из них отдав куртку. Надышался угарным газом, простудился и умер через два дня.
Это только те, кто погиб спасая.
Некоторые возмущались, что СОБР прибыл на место слишком поздно, когда – точно неизвестно, но через час он всё ещё был в пути. Недоумение некоторых СМИ вызвало то, что не попыталась обезвредить террористов охрана правительства Московской области, здание которого находится неподалёку, и почему ничего не смогла сделать полиция. Это совершенно дилетантские рассуждения. Ни полиция, ни тем более охрана не знают, как выбивать террористов из зданий, а база СОБРа находится на изрядном расстоянии от Красногорска. Даже если бы собровцы передвигались на вертолётах, это ничего бы не изменило, так как атака террористов продолжалась около 18 минут.
К этому никто не был готов, потому что до сих пор обычной целью атаки террористов был захват заложников, который, как правило, длился несколько дней. Предотвратить тоже было непросто: убийцы не состояли ни в одной из запрещённых в России организаций; это случайные люди, нанятые за деньги. Организаторы потратили на оплату теракта миллион с чем-то рублей – цена подержанного автомобиля. Именно в этом и заключается новый вызов. Нанять отморозков с улицы может сегодня кто угодно.
В случившемся мы, вне всякого сомнения, видим украинский почерк. Вот уже два года ГУР и СБУ нанимают для совершения заказных убийств, крупных и мелких диверсий практически случайных людей. Иногда даже и не нанимают, а просто используют, как азербайджанца-дальнобойщика, взорванного на Крымском мосту. Он не имел ни малейшего представления, что везёт.
Это не значит, что массовое убийство в Красногорске организовала именно украинская сторона. Вызывает сомнение такая самостоятельность, поскольку те, кто там принимает решения, слишком зависят от западных спонсоров. Но с трудом верится и в то, что обошлось без украинских специалистов, которые занимаются организациями терактов в России: такого опыта, как у них, нет больше ни у кого. Их могли нанять втайне от украинской власти или с её молчаливого одобрения, не говоря уже о том, что там десять лет царит хаос и правая рука не ведает, что творит левая. Но организовать теракт могли не только из Киева. Врагов у нас хватает. Враждебность к России в ряде стран очень велика. Прецедент создан, а значит, нападение может повториться.
Где и когда, мы не знаем. Потрачены миллиарды рублей на защиту вокзалов в России, потому что много лет назад террористы взорвали несколько из них. Это создаёт немало неудобств для пассажиров, при том что на вокзалах свет клином не сошёлся – взорвать могут что угодно. Фактически это бессмысленные расходы, создающие опасную иллюзию противодействия террору. Эти средства могут и должны быть потрачены на другое. В основном все пришедшие на концерт в «Крокус-Сити» не имели представления, как вести себя во время пожара. Об этом школьникам даётся информация на уроках ОБЖ ещё с 1991 года, а в учебных планах вузов есть курс «Безопасная жизнедеятельность». Но отношение к этим предметам во многом формальное – эту информацию молодёжь не воспринимает как актуальную. Между тем медики отмечают, что 30 процентов ампутаций у воинов – из-за неправильно наложенного жгута. И причина этого не только в том, что раненые ребята не могут оказать себе первую помощь, но и в том, что у них нет такой практики. Тут нашей системе образования есть чему поучиться у других стран. Например, в Израиле в школах дают два курса – «Оборона» и «Действия в опасностях»: приходят на уроки спасатели, военные, полицейские, то есть люди практических знаний, и проводят для детей тренинги, соревнования, ролевые игры, учат оказанию первой медицинской помощи. Практических занятий больше, чем теории.
И ещё одно. Из четверых террористов трое точно не должны были находиться в России. В том, что они вошли с оружием на концерт, убив 144 человека, виновна не полиция, не СОБР, не ФСБ – всё это на совести Миграционной службы. Один из террористов не раз попадался на нарушении миграционных законов и отделывался небольшими штрафами. С двумя другими вообще ужас. У первого брат воевал на стороне ИГИЛ (запрещённой в России организации) в Сирии, второй отсидел за попытку изнасилования мальчика. Власти Таджикистана в курсе этих обстоятельств. Нельзя исключить, что они осознанно сплавляют в Россию нежелательных граждан. Вопрос: почему у нас их принимают? Что за этим стоит: коррупция, некомпетентность, прорехи в законодательстве или всё это вместе? Если опять никого в ФМС не накажут, кроме стрелочников, это станет очень нехорошим жестом в адрес россиян, особенно тех, чьи близкие погибли во время теракта. Их вряд ли удовлетворит арест непонятно в чём виновных людей, у которых преступники арендовали машину и жильё.
Сам тот факт, что у нас произошёл такой ужасный теракт, свидетельствует, что над страной был нарушен покров Божий. О том, чтобы этот покров хранил нас всегда, молятся лишь немногие. И эта расслабленность почти во всём и почти у всех. Время изменилось, спокойные годы позади, а мы всё ещё надеемся: обойдётся, удастся спрятаться за чьими-то спинами.
“Бесы” Ф.М. Достоевского. Век 21-й. Приблизительно в середине этой замечательной книги написано всё.