Две крепости
Отсюда есть пошла земля русская
От крепости Копорье до Изборской – 330 километров. Ищу общее между ними и нахожу малоприятный факт, что обе находятся в непосредственной близости от границы России: от Изборска до Эстонии 20 км, от Копорья до берега – естественной границы – 12 км. Говорит это о том, что за последние века много мы человеческих жизней положили, средств, дипломатических усилий потратили, отодвигая границу, а сейчас, увы, откатились к временам Ивана Грозного.
Когда собираешься в Изборск, мысли – о совсем седой древности, когда ещё Илья Муромец на печи лежал, а Соловей-разбойник на дубах сидел, по-звериному кричал. Ан нет, здешняя древность древнее. И то, что заголовок этой публикации имеет прямое отношение к истории Изборска, сомнений нет.
Дорога из Пскова сюда недлинная – 30 километров (ходят рейсовые автобусы №№ 126 и 207), да и из Великого Новгорода не так далеко – 250 км, можно обернуться за день. Так что с великого русского туристического шляха сюда постоянно причаливают корабли-автобусы. И сразу экскурсоводы ведут туристов в крепость – бегом-бегом, потом на озере лебедей покормить, в «Блинной» перекусить – и обратно в автобус. Но приезжают сюда и гости посерьёзнее. Например, реконструкторы на ежегодный Фестиваль раннесредневековой культуры Руси «Исаборг» (нынче он состоится в начале июня). Уж не знаю, почему организаторы использовали норманское название города, но содержание мероприятия вполне патриотическое – воинские традиции Древней Руси, старинная русская музыка. Ещё один фестиваль с «пешими сражениями», ярмаркой и «историческим дефиле» проводится в августе, называется «Железный град». На него тоже собираются люди не мимоходящие, а весь год ждущие этого события. Вот и мне таким основательным гостем захотелось несколько лет назад стать – отказавшись от экскурсовода, самому исследовать Изборск и окрестности. Расскажу, что из этого получилось.
Седая старина
Вообще основание города на сём месте племенами кривичей некоторые склонны относить за три тысячи лет до времён, которые мы можем более или менее отследить по летописям. В «Повести временных лет» о Руси первоначальной говорится, что старший брат, Рюрик, «седе Новегороде», средний, Синеус, на Белом озере, «а третий Изборьсте, Трувор». И хоть на сегодня сама легенда о призвании трёх братьев-варягов считается домыслом киевских монахов – «искусственного, “учёного” происхождения», как аккуратно выразился о ней академик Д. Лихачёв, – всё же само название Изборск фигурирует за 862 год, и нам этого, чтобы сильно не заглубляться, достаточно. Это сейчас статус Изборска – деревня с восемью сотнями жителей, а тогда он был «большим и славным» городом. Правда, располагался не там, где сейчас, а чуть севернее, где находится так называемое Труворово городище – о нём мы ещё расскажем.
Отчего же в 1330 году псковским посадником Селогой «Избореск бысть поставлен на новом месте» – на Жеравьей, то есть Журавлиной, горе? Считается, что место более выгодное с военной точки зрения для противостояния ливонским рыцарям. Но кто побывал в Изборске, вряд ли оценят эту гипотезу. Оба на берегу Городищенского озера. Разве что в Старом городе холм пожиже. С точки зрения обороны это не так важно, в конце концов есть ров и стены. Скажу здесь свою гипотезу: перенести пришлось потому, что поднялась вода и подступила к самым стенам. Подъём уровня в Чудском (соответственно, Псковском) озере длился с одиннадцатого по семнадцатый век. Ныне река Смолка – это, можно сказать, ручеёк, а прежде по ней суда ходили. И уровень мирового океана был выше.
Николай Рерих, в 1903 году побывавший здесь и делавший археологические раскопки, написал в своём дневнике: «Труворово городище. Красивейшее место подле Изборска, на берегу оврага прежде Чудского озера, теперь отступившего на 12 вёрст. Есть следы вала».
И ещё его же размышления: «Я видел много древних городищ и урочищ… Какие это славные места! Почему древние люди любили жить в таком приволье? Не только в стратегических и других соображениях тут дело, а широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих, заманчивых далях… Если же приходилось древнему скрываться от постороннего глаза, то не знал он границы трущобности места, запирался он бездонными болотами, такими ломняками и буераками, что у нас и духу не хватит подумать осесть в таком углу… После существующих городов часто указывают древнее городище, и всегда оно кажется гораздо красивее расположенным, нежели позднейший город. Знал так называемый Трувор, где сесть под Изборском, у Словенского Ручья, и гораздо хуже решили задачу псковичи, перенёсшие городок на гору Жераву…»
Так или иначе, но новая история Изборска – уже на новом месте. В XV веке деревянные стены заменили на каменные, сделали толще – их-то мы и можем видеть в наши дни. И крепость справлялась со своей оборонной функцией. Старую Труворову крепость немцы захватывали дважды, но новую так ни разу и не смогли: с середины XIV до начала XVI века крепость выдержала восемь крупных осад. Не помогли ливонским рыцарям и стенобитные орудия, так что они даже нарекли Изборск «железным городом». Взята крепость была лишь однажды, в 1581 году, когда на Псков двинулся Стефан Баторий. Считается, что тогда изборские воины ушли на подмогу в Печерскую крепость (дотуда 20 км) и смогли её отстоять от стотысячного польского войска наёмников. Но уже вскоре полякам пришлось вернуть Изборск русским.
Экскурсоводы обычно «проглатывают» одну неприятную, но значимую страничку истории Изборска. В начале 1569 г. немногочисленный литовский отряд воеводы Полубенского захватил-таки Изборскую крепость. Глухой ночью изменник Тетерин, переодевшись в опричную одежду, велел страже открыть ворота, «вопрошаясь опричниной». То есть сославшись на то, что якобы пришли войска Ивана Грозного. Воеводе Михаилу Морозову понадобилось полторы недели, чтобы потом заставить литовский гарнизон сдаться. Именно после измены в Изборске царь Иван Грозный замыслил кровавый поход на Псков и Новгород, куда тянулись нити измены, и осуществил его в декабре того же года.
Семь башен
Крепость имеет форму треугольника и похожа на большинство русских городов-крепостей того времени. Неслучайно в фильме «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского именно Изборская крепость изображала древние, не сохранившиеся стены Владимира и по сюжету была захвачена и разорена татарами. Вот статистика: площадь крепости – 2,4 га, семь башен и два захаба, протяжённость стен – 623 метра, их высота – до 10 м, средняя толщина – 4 метра.
Однако давайте зайдём внутрь. Поднявшись на холм, сделать это можно только через захаб, под висящей над вратами иконой Николая Чудотворца. Есть такое древнее русское слово «охабень» – рукав, и вот такой «рукав» в виде длинного каменного коридора вдоль крепостной стены и сделан в Изборске. Это чтоб гостей крепости, например, званых можно было рассмотреть и опросить, а незваных – окатить горячей смолой или пустить камень на голову. Такую же конструкцию имеют Яффские ворота в Иерусалиме.
Итак, через Никольский захаб заходим внутрь. Первое, что видим, – действующий Никольский собор XIV века. Богослужения здесь совершаются по субботам и воскресеньям, по четвергам в полдень читается акафист Николаю Чудотворцу.
Рядом с собором – дом причта с огородом. Есть на территории ещё один домик, и сколько я ни пытался узнать, что в нём, кроме ответа, что это «просто дом» или «дом директора музея»(?), ничего не услышал. Больше строений в крепости нет, только дорожки, кусты. Ну а в старину-то, конечно, всё было застроено избами.
В Никольском соборе, где молитва не прерывалась с момента освящения в XIV веке, издревле хранился чудотворный список Корсунской иконы Божией Матери, небесной заступницы Изборска. И не раз Богородица спасала его жителей. Два раза в году – 22 октября и 4 апреля – в Изборске отмечается престольный праздник иконы Корсунской Божией Матери.
Для весеннего праздника был такой повод. 4 апреля 1657 года немцы, разорив посад в Печерском монастыре, направились воевать Изборск. Вдова Евдокия «принесла в свою клеть», то есть в дом, икону Корсунской Божией Матери и всю ночь молилась перед нею со своей дочерью Фотинией. «И узрели обе знамение, исходившее от образа иконы, – текли из очей Божией Матери слёзы». О знамении Евдокия рассказала священнику Симону, тот перенёс икону в Никольский собор, и многие «стали свидетелями сего чуда». Богородица на иконе продолжала плакать, «а от левого ока слезный поток остановился на превечном младенце Иисусе Христе». Об этом чуде изборское духовенство и воевода написали в Псков архиепископу Макарию. Макарий повелел перед этой иконой 40 дней молебны петь. Так был снова избавлен Изборск от вражеского нашествия. Позже чудотворная икона была принесена в Псков, и здесь для неё был изготовлен оклад. Через полмесяца её вернули в изборский Никольский собор. А спустя 60 лет уже архиепископ Арсений повелел в городе Изборске в этот день «во все года праздновать праздник Пресвятой Богородицы, петь молебны, освящать воду, крестным ходом обходить по стене города и освящать его на всякое лето, чтобы икона Корсунской Божией Матери покрыла Изборск своим омофором, защитила его от всякого зла».
Чудесные спасения от Корсунской иконы были и в годы Великой Отечественной. Местная жительница Александра Воронкова рассказывала, как в 1944 году при освобождении Изборска от фашистов в часовне, где хранилась тогда икона, прятались изборские ребятишки. «За несколько мгновений до попадания снаряда в часовню, – рассказывала она, будучи очевидицей, – дети были словно какой-то сверхъестественной силой вытолкнуты из часовни, а когда вернулись – крыша была пробита снарядом, на груди Божией Матери – многочисленные осколки. Она приняла удар на себя…» Осколки вынули и чудотворную икону перенесли в Никольский собор.
Теперь о башнях и стенах. Возведены они из местной известняковой плиты на известковом же растворе. Самая старшая башня – Луковка. Под ней был арсенал, и на ней сейчас разместилась смотровая площадка. Виды вокруг замечательные, не испорченные цивилизацией. Не видать за озером даже современных безобразных дачных посёлков – всё как при Пушкине, глаз отдыхает на скошенной стерне, холмах и рощицах.
Другие названия башен: Колокольная, Плоская (она срыта), Темнушка, Рябиновка (на ней вывешивали во время сражений красные флаги), Вышка (19 метров высотой, самая мощная), Талавская. Между башнями Вышка и Рябиновка на западной стене крепости выложены три больших голгофских каменных креста. Они расположены именно на этой стене неслучайно: стена первой в крепости принимала на себя удар. Это как на груди у русского воина всегда был крест с надписью «Спаси и сохрани», так и тут: в сущности крепость – это ведь одинокий богатырь, стоящий на охране западных рубежей. Есть на теле великана и шрамы – следы попадания вражеских ядер, как снаружи, так и внутри. На башнях Вышке и Талавской они особенно заметны.
В противоположной восточной стене находится так называемый тайный вылаз (проломные ворота) – ниша в стене, заложенная каменной кладкой без раствора, чтобы в случае необходимости её можно было разобрать и через проход отправить гонца за подмогой.
Ещё одна тайная постройка крепости – подземный сводчатый тоннель недалеко от Никольских ворот. На протяжении 40 метров ступени его вели вниз под наклоном на глубину 16 метров. Нападавшим на крепость он не был виден, а вёл к колодцу. Без еды можно сколько-то терпеть осаду, а без воды долго ли продержишься?
Чтоб понять значение этого тайного хода к воде, достаточно прочитать летописную запись за 1341 год: «Немцы приидоша ко Изборску с порокы и з городы и со многим замышлением, и обступиша град… И стояша немцы под Изборском 10 дней, и воду отъяша; и, помощию и заступлением святого Николы, отъидоша проч, пожегшее порокы и городи и весь запас свои, а не ведущее что въ Изборске воды нетъ; но Богъ храняше град и люди тоу сущая в нем, а поганым вложи страх в сердца их и обрати я на бег».
Но нет, до колодца в наше время не добраться, потому что последний участок его в шесть метров – частная территория, а хозяева ни за что не хотят продать свой участок. Видно, нет у музея средств, чтобы сделать предложение, от которого частник не смог бы отказаться.
Память
Сложно даже представить, сколько русских людей полегло у стен этой крепости за века. Поэтому как бывают храмы-памятники, храмы-мемориалы, таковой же для нас является и Изборская крепость. Это – русская святыня.
У стен Изборской крепости есть памятный знак с надписью: «На сем месте покоятся воины. Убиты в 1657 году». Он был установлен в память о погибших защитниках крепости во время войны с Польшей и Литвой.
Есть ещё одно памятное место в Изборах – рядом с часовней Флора и Лавра находится небольшой жальничный могильник «Скудельня». Жальниками называли встарь захоронения, обложенные вокруг камнями. Скудельницами же – «братские могилы» тех, кого хоронили во время эпидемий, самоубийц, безвестных бродяг. Словом, тех, кто не мог быть похоронен на освящённой земле погоста. Было ли на самом деле кладбище в этом месте, достоверно неизвестно; местные почему-то считают, что просто на эту площадку одно время свозили старинные кресты, которых по округе в лесах немало.
Наконец, ещё одно место памяти: рядом с Талавской башней снаружи, возле стен, находится часовня Корсунской Божьей Матери, о которой мы уже упоминали.
История её возведения связана с чудом, случившимся в семье Костенко-Радзиевских в 1920-е годы. У Нины, супруги Владимира Александровича, в прошлом морского офицера, обнаружили рак в тяжёлой форме. Но однажды во сне она увидела образ Корсунской Божией Матери. Голос свыше сказал ей: «Молись, и будет по молитве твоей исцеление». Молилась вся семья, и вскоре больная исцелилась. В честь выздоровления супруги Владимир Александрович на свои средства в 1929 году построил у стен крепости часовню по проекту архитектора Владовского и заказал список с чудотворной иконы. Ещё недавно бывшая изборянка, столетняя Нина Костенко-Радзиевская, присылала деньги из США на реставрацию часовни…
А вот икону, хранившуюся в часовне, похитили в 1981 году, и она так и не нашлась. Однако её копию подарил храму отец Иоанн (Крестьянкин), любивший приезжать сюда помолиться.
Так получилось, что часовня стоит на месте кладбища, которое было здесь, под стенами крепости, издревле. Ещё в начале XIX века место было огорожено и лежали там кресты. Кладбища теперь нет. Напомню, с 1920 по 1940 год Изборск находился в составе независимой Эстонии. Эстонцы в ту пору даже название города изменили, стали называть его Изборска. Потом эти земли вернулись нам, в том числе Псково-Печерский монастырь. После распада СССР полтора десятилетия Эстония отказывалась подписывать с Россией договор о границах, а в 2005-м саботировала подписание уже готового договора, заявив о своих претензиях в том числе на Изборск. В 2012 году договор был-таки подписан, но не ратифицирован соседями, и в последнее время эстонские официальные лица вновь вернулись к мантрам о Тартусском договоре и требованиям передачи русских исторических земель. Жалуются хозяевам в НАТО, дескать, русские злодеи не отдают. Что ж, как говорится, собака лает, караван идёт. Просто нужно нам помнить, что гавкают собачки хоть и мелкотравчатые, но зовут на подмогу стаи свирепых псов (но не рыцарей) из-за океана – и надо быть бдительными…
В 2007 году наши сограждане решили сделать общее место памяти в Изборске. Сразу за крайними домами деревни, рядом с шоссе, ведущим в Псково-Печерский монастырь, есть поле с красноречивым названием Сшиб. Здесь в старину проходили сражения, на нём и хоронили погибших. Одну из жальничных могил на этом поле выбрали для того, чтобы поднять здесь холм из валунов. А поверх холма в праздник Крестовоздвижения поставили 9-метровое распятие из лиственницы. На кресте надпись: «Христос воскресе!» На холм символически высыпали землю, собранную в Выбутах, где родилась княгиня Ольга, на Святой Палестине, на Куликовом поле, с могилы А.С. Пушкина… Место назвали Священным холмом Единства и Славы России.
Со временем рядом была возведена часовня в честь иконы Богоматери «Державная».
Побывав здесь, самое время отправиться на Труворово городище – место, где первоначально стоял Изборск.
Труворово городище
Древнее городище это, как считают учёные, возникло ещё в седьмом веке. Центр ремесленников и торговцев, и тому подтверждение – найденные при раскопках арабские дирхемы, западноевропейские денарии, раковины со дна Индийского океана, витые браслеты, серебряные перстни. Изборск в начальную пору существования стоял на торговом пути, шедшем из русских земель в Византию. На Словенском поле неподалёку археологи обнаружили остатки железоплавильных печей. К концу XI века Изборск вдобавок стал пограничным городом-крепостью на западных рубежах Новгородско-Псковской земли. Башня стояла на 45-метровом берегу озера – увидать врага можно было задолго до того, как он приблизится.
Всё, что осталось ныне от городища, – валы, поросшие травой, и Никольская церковь, когда-то принадлежавшая основанному после переноса крепости в 1585 году монастырьку. Изначально храм был простенький, без звонницы, но в XVIII веке его перестроили, пристроили трапезную – не знаю кому как, а мне он очень по душе пришёлся. По преданию, своё стихотворение «Молитва» Александр Пушкин написал, сидя на крыльце этой Никольской церкви.
К сожалению, церковь-музей оказалась закрыта. Похоже, богослужения в ней не проводятся вовсе.
Буквально в нескольких шагах – у входа на кладбище – стоит знаменитый Труворов крест. Здесь похоронен легендарный варяг, один из братьев Рюрика. Но некоторые утверждают, что этот крест из известняка просто памятный, установлен был на въезде в старую часть города. Дескать, вряд ли Трувор, живший в середине IX века, был христианином, не был он и основателем города и вообще ничем особенным брат Рюрика не прославился, кроме того, что умер здесь, правив три года.
Особо горячие «борцы за историческую правду» обличают Екатерину II, верившую в легенду о Труворовом кресте. Она в 1780-х приказала изготовить исторические медали, одна из которых была посвящена Изборску: на лицевой стороне – портрет Рюрика, а на оборотной – Труворово городище и надпись: «Доднесь памятен», а внизу: «Трувор скончался в Изборске в 864 году». Но что тут неправильно? Крест, может быть, и XV века, но вполне возможно, что установлен был на месте старого. Почему крест? Перед смертью Трувор, не исключено, мог принять христианство. Но он точно похоронен где-то здесь, на городище, не обязательно под крестом, может, рядом.
Однажды Леонид Зуров, друг семьи, литератор и душеприказчик Ивана Бунина, прислал писателю из Изборска открытку с изображением Труворова креста. Писатель пожелал, чтобы на его могиле поставили такой же. Художник Бенуа по просьбе жены Бунина, Веры Николаевны, выполнил рисунок креста, и каменотёс сделал такой крест для надгробья Бунина на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Труворов крест ныне буквально окружён современными захоронениями. Не знаю, хоронят ли на кладбище сейчас простых смертных, но ещё в 1953 и 1976 годах в пяти шагах от Труворова креста были похоронены супруги Павел Никифорович и Пелагея Васильевна Живые. Да, такая фамилия. А рядом – Карл Германович Шок. Кстати, во время Второй мировой здесь хоронили немцев. В 2015 году тут был похоронен Пётр Оссовский – один из основателей «сурового стиля» в русской живописи, почётный гражданин Пскова, народный художник, академик, лауреат и пр. В общем, и по кладбищу интересно побродить.
Река Жизни
Ну и, наконец, ещё одно место христианского паломничества, о котором нельзя не сказать.
С Труворова городища открывается удивительный по красоте пейзаж – Мальская долина. Она выглядит примерно так же, как и во времена основания города, ну разве только воды стало в Городищенском озере куда меньше. На берегу озера, под крепостью, находятся чудотворные Словенские ключи возрастом более тысячи лет. Вода в них студёна (8 градусов летом), необыкновенно чиста и – добавлю от себя – вкусна. Ещё не так давно к ним трудно было подойти, но теперь подход обустроили и все гости Изборска – православные и атеисты – непременно приходят сюда в любое время года. Купальни нет, но некоторые встают под струи прямо в одежде. Ну и с собой набирают в посуду обязательно.
В старину местное население называло это собрание ручьёв Шумильником – из-за того что напор воды был очень сильным, шум доносился до крепости. Ныне иногда летом вода просто бессильно сочится по склону, зато весной напор в ключах резко усиливается и они образуют красивый каскад водопадов. Есть легенда, согласно которой однажды после битвы с ливонцами было так много убитых и раненых, что вся земля пропиталась кровью и вода в источниках сделалась красной, а потом и вовсе иссякла. Один благочестивый юноша стал молиться по ночам, чтобы помог Господь вернуть Изборску воду. И тогда ему было видение, что если жители города нарекут источники в честь Двенадцати апостолов и отслужат молебен, то вода снова появится. Так и поступили – с тех пор Словенские ключи стали называть ключами Двенадцати апостолов.
На иконе местный святой преподобный Серапион Изборский изображён близ этих ключей, хотя Мальский монастырь, где он подвизался, находится от Изборска в шести верстах. Жил он во времена Иоанна Грозного, и, что характерно, в молитве к нему есть прошение сохранить «от стрел вражиих». Уже в наше время установилась традиция освящать ключи на Светлой в первую пятницу после Пасхи, когда Церковь празднует память иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В прошлом году 21 апреля ручьи освящал митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).
Придя на источник, начинаю считать ключи: один, два, три… Чтобы подойти к ним, приходится, оставив обувь, босиком пройтись по скользким камням… В самом деле двенадцать. Говорят, некоторые иногда пропадают, но не сегодня. Одни помощнее, другие послабее. Все они находятся на расстоянии друг от друга, но внизу сливаются в одно русло, которое в народе называют Река Жизни. Она короткая, как сама жизнь (метров десять), и уже скоро впадает в Городищенское озеро.
В народе все источники распределили, сделав «ответственными»: один – за здоровье, другой – за богатство, третий – за силу… А один источник – это ещё с древних времён известно – называется «Девичьи слёзы». Вот только какой из этих двенадцати – неизвестно. Так что набрать воду точно для исполнения желаний проблематично – можно по ошибке набрать слёзы. А если все подряд начнёшь смешивать, ещё хуже может получиться: силу попробуй смешать с деньгами, вряд ли хорошее что выйдет. Остаётся только верить, что Господь Сам подведёт жаждущего к тому потоку, к той воде, которая ему нужна.
Есть ещё одна легенда, которая связана с ключами Двенадцати апостолов. В ней говорится, что пока бьют эти ключи, ничего худого не случится с Русью, а вот накануне великой беды они иссякнут. Известно, что пересохли ключи летом 1941 года и забили вновь уже в 1944-м. Когда я был в Изборске, вода хлестала будь здоров. А недавно музей установил напротив Словенских ключей онлайн-камеру – в любой момент на сайте можно посмотреть, как там обстоят дела: не пропала ли вода? Открыл на днях – нет, не пропала: снег валит, водичка струится, хотя и так себе, слабенько. Но ведь скоро весна, вот тогда и оживут!
(Окончание в следующем выпуске)
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий