Чёрный конь на поле золотом

Когда в 1781 году по указу государыни Екатерины Второй все города Российской империи получили свои гербы, не стал исключением и Кологрив – городочек на севере Костромской губернии, на берегу Унжи-реки. На его геральдической эмблеме жители с некоторым удивлением увидели… чёрную конскую голову! Объяснение нашлось в описании герба: «В золотом поле лошадиная голова съ крутою гривою, означающая имя сего города».

Герб города Кологрива

Вот оно что! Художник-геральдист оттолкнулся от слова «кологривый». Кологривым называли в ту пору или косматого, давно не стриженного человека, или коня с пышной гривой. Конечно же, для изображения на гербе выбрали второе значение (как можно помещать на герб чью-то нечёсаную шевелюру?). К тому же конь с древних пор считается символом отваги, трудолюбия и благородства. В геральдике важны и цвета. Чёрный цвет символизирует мудрость, скромность, честность и вечность бытия, а золото фона – величие, прочность, силу и великодушие. Вот какой сплав добродетелей!

Герб Кологрива изображается порой вместе с гербом Костромы, на котором по Унже плывёт галера.

Эти добрые качества отразились не только в гербе – они воплотились в лучших людях Кологрива. Те из них, кто был богат, свои капиталы пускали на то, чтобы послужить Богу и землякам: строили церкви и учебные заведения. В маленьком городке красовались четыре каменных храма, один краше другого. А один из местных купцов-лесопромышленников – Дометий Минеевич Звонов – выстроил не только храм Спаса Нерукотворного, но и богадельню для престарелых и немощных кологривчан. Целый комплекс зданий, с баней и хозяйственными постройками! И почти всё уцелело до наших дней – строили-то основательно, на века.

Так же добротно возводились и учебные заведения – в красивом здании бывшей женской гимназии, которую помещица Шубина выстроила на своей земле в середине XIX века, и сегодня учатся школьники. Для просвещения кологривской молодёжи доброхоты не жалели никаких денег. Вспомним хотя бы знаменитое на весь мир сельскохозяйственное училище, устроенное видным российским экономистом и промышленником Фёдором Васильевичем Чижовым. Для того времени это был роскошный дворец науки и техники. Представьте себе: в округе про элекстричество ещё слыхом не слыхивали, а тут оно было – сияли лампы, гудели разнообразные станки и машины, выписанные из Европы. А студентами училища были в основном крестьянские дети. Мечтой Чижова было вооружить воспитанников передовыми знаниями, чтобы труд был в радость, а земля со временем превратилась в цветущий сад.

Кологрив сегодня

О том же мечтал и другой уроженец Кологривской земли – художник, сказочник и мыслитель Ефим Честняков, человек праведной жизни и большой друг всей окрестной крестьянской детворы. Самое большое его полотно, что хранится в Костромском музее-заповеднике, называется «Город всеобщего благоденствия» – на нём изображён мир, каким он мог бы быть, если бы все люди жили в честном и радостном труде и любви друг к другу. Из жизни Ефим Васильевич ушёл в начале 60-х годов, но до сих пор многие земляки почитают его как Божьего человека.

А другой знаменитый на весь мир художник, родина которого Кологрив, – Геннадий Ладыженский. Интересно, что основой богатейшей экспозиции местного музея стала коллекция редкостей, собранная художником в течение жизни, – он завещал все эти богатства родному городу.

Широко за пределами Кологрива известно имя и племянницы этого художника – видного математика Ольги Ладыженской. Не так уж много в России женщин-академиков, и Ольга Александровна – одна из них. По написанным ею учебникам студенты изучают «царицу наук». А ведь она могла сгинуть без следа в годы репрессий, если бы не великодушный поступок её классного руководителя – Петра Алексеевича Просекова. В 1937 году отца девушки, школьного учителя математики, безвинно арестовали и казнили, а её, лучшую ученицу школы, тоже хотели упечь в тюрьму как «врага народа». Под состряпанным доносом уже стояли две подписи сотрудников школы, требовалась ещё одна – классного руководителя. Но даже под давлением и угрозами он её не поставил. «Мы все погибнем!» – испуганно воскликнула его жена, узнав об этом. «И пусть. Зато умрём честными людьми», – ответил Просеков. Он спас девушку, и перед ней открылся путь в науку. Слава Богу, и Петра Алексеевича не тронули.

О тех же, кто пострадал в те страшные годы, здесь помнят. Алексей Аполлонович Иванов, бывший преподаватель иностранного языка в школе села Илешево, что неподалёку от города, вырезал памятный крест и надпись на нём: «Непогребённым, сгоревшим, безвестно пропавшим в окаянные лагерные и военные годы. Всем кров, тепло, память Сострадалицы нашей – Пресвятой Богородицы Девы. Аминь».

Можно бесконечно говорить о славных людях Кологрива, но надо же сказать и о гусях! Дело в том, что в последние годы город называют не иначе, как «гусиная столица России». Каждую весну здесь, прямо в черте города, останавливаются на отдых десятки тысяч диких гусей, совершающих перелёт из Европы в Арктику. В Кологриве у них этакий курорт – в течение месяца они отдыхают, набираются сил перед трудным перелётом в заполярную тундру, где будут выводить потомство. Видно, хорошо им тут!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий