Бесстрастие и бессердечие
Есть такое современное слово – «буллинг». По-русски – «травля». Особенно она распространена в школах: по данным ещё бывшего уполномоченного по правам ребёнка при Президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок так или иначе сталкивается с травлей. Слушательница радио «Логос» обратилась с вопросом к митрополиту Рязанскому Марку, что делать, если над ребёнком в школе издеваются другие дети. Может, есть смысл перевести его на домашнее обучение? Ответ, честно говоря, удивил. Архиерей назвал буллинг «вакциной», которая помогает детям понять, что жизнь – это испытание, и посоветовал научить их переходить в «состояние бесстрастия». Ну да, были ведь и маленькие мученики и исповедники, почему бы российскому школьнику или школьнице не уподобиться им, вместо того чтобы кончать жизнь самоубийством, как это нередко случается.
Комментировать идею владыки Марка очень сложно. Но вспомнилось, что четыре года назад, в январе 2020-го, мы уже писали о Рязанской епархии, не упомянув, правда, имени архиерея. Жестокой травле тогда сначала в светских СМИ и со стороны общественности, а затем и епархиального управления подвергся иеромонах Сергий (Маркин). Он припарковал автомобиль в неположенном месте – другого найти не успел, потому что резко упал сахар в крови. Что-то съел в столовой – не помогло. Потребовался укол. Спешно выехав на проезжую часть, нарушил правила снова. Городские активисты сфотографировали. И понеслось. На наклейку на машине «Инвалид» внимания уже никто не обращал.
«Комсомольская правда» успокоила всех: «Епархия строго накажет священника за наглую парковку на тротуаре». Священника действительно запретили в служении и отправили на покаяние в монастырь. Но достигнуть «состояния бесстрастия» в процессе буллинга отец Сергий не успел – умер по дороге. Даже после смерти его не оставили в покое. Такое впечатление, что иные отцы у нас так и не смогли забыть комсомольскую юность – скучают по судилищам на бюро райкома.
Много лет назад у нас в газете была опубликована история, обнаруженная в отчётах уполномоченного по делам религии в Коми АССР конца 1950-х. Там шла речь о бывшей коммунистке, ставшей одной из самых ревностных христианок в своём городе. На вопрос, что с ней произошло, отвечала, что её возмущали чёрствость, безразличие со стороны товарищей по партии, а в Церкви же она нашла любовь, обрела братьев и сестёр. Отцу Сергию (Маркину) с этим повезло значительно меньше. К сожалению, после окончания гонений мы стали менее бережно относиться друг к другу.
Относительно травли детей в школах, помимо стандартных советов родителям поддерживать ребёнка, не замалчивать проблему, обсуждать её с руководством школы, что можно сказать? В каждом классе городской школы, как минимум в каждом потоке, есть несколько детей-христиан, в том числе и тех, кто сам ходит на исповедь и причастие. Их немного, но они есть. И было бы неплохо, если бы духовники, родители объяснили им, что нельзя смотреть, как травят сверстников, что нужно вступаться за них. Мы христиане не потому, что так себя называем, носим крестик или даже священный сан. Христианин – это когда слово и дело едины. Юноши и девушки, которые отчётливо это поймут и поверят, что такое возможно, едва ли уйдут из Церкви, как это часто сейчас бывает.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий