Рождество в Козульгороде

Это что, Архангельск в Козульгород, что-ли, переименовали? В заголовке – название выставки, которая 27 ноября открылась в Музее Писахова. Козули, кто не знает, – это северный пряник, который нигде больше не делают, кроме Архангельской области и Терского берега в Мурманской области.

Созваниваюсь, договариваюсь о встрече с Натальей Владимировной Козловой – заведующей музеем, который входит в музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

На выставке «Рождество в Козульгороде».

Народное искусство

– Его основой стал Музей изобразительных искусств Архангельска, – рассказывает моя собеседница. – Со временем у него появлялись новые отделения: музеи Степана Писахова и Александра Борисова, «Особняк на набережной», Усадебный дом Плотниковой, дача-музей Борисова под Красноборском. А руководила музеем в советское время, а потом создала объединение наш директор Майя Владимировна Миткевич. Её имя для спасения козульного промысла очень значимо.

 В 70-е он совсем уже угасал, преследуемый властью как «насаждение религиозного мракобесия» и возможность для «спекуляции». В конце 60-х в городе открылся комбинат народных промыслов «Беломорские узоры». Там начали делать каргопольские игрушки, мезенскую роспись, борецкую роспись, вышивку северную, щепных птиц, резьбу по дереву, вязания узорные. Но козули в этот список не вошли, потому что пищевые изделия – это другое направление.

И тогда в наш Музей изобразительных искусств обратились старые соломбальские мастерицы с просьбой о помощи. Первую выставку в 1976-м подготовила Надежда Просвирнина – очень самоотверженно это делала. А Майя Владимировна привлекла руководителей, общественность, журналистов. В то время, конечно, никто не мог предположить, что в 90-е спасённый промысел многим в Архангельске поможет выжить – других доходов у иных семей просто не было.

После той памятной первой выставки никто уже не сомневался в том, что наш козульный промысел – народное искусство, и мастеров донимать перестали.

Здесь, на Поморской, 10, в конце девяностых открылся сначала выставочный зал, а потом и Музей Писахова. Выставки козуль проводятся у нас больше двадцати лет, и это, конечно же, не случайно. Степан Григорьевич Писахов пропагандировал их, поддерживал мастеров, закупая пряники для выставок и для друзей по всему Советскому Союзу. Именно он нашёл далёкого предка наших архангельских козуль – козули северные, ржаные, которые пекли по берегам Белого моря, в Мезени, в Холмогорах.

Территория козульного промысла

«Всё это – козули»

– Сейчас пройдём на второй этаж, я их вам покажу, – говорит Наталья Владимировна. – А здесь, на первом, можете рассмотреть рождественский вертеп мастерицы Натальи Матониной. Наталья Яковлевна по первой профессии режиссёр-постановщик, и это чувствуется – она создала целое представление. (Беседу с Н.Я. Матониной «Вкус козули» читайте в этом выпуске газеты.)

Рождественский вертеп мастерицы Натальи Матониной

Пряник сейчас снова стал рождественским, хотя в советские времена был новогодним. Ими в старину украшали дома: ставили в буфеты, развешивали на ёлках. Большие, самые красивые обычно дарили, а маленькие – те, что попроще – съедали сразу.

Поднимаемся с Натальей Владимировной по лестнице и видим большой зал со столом в центре. Весь его занимают козули – 48 архангельских мастеров решили показать своё творчество. Кроме стола, есть ещё столик, где можно увидеть, из чего козули делаются: муку, специи, формочки. Справа витрина, там постоянная – историческая – часть выставки, где можно увидеть старинные козули.

«…можно увидеть, из чего козули делаются: муку, специи, формочки»

– Козульки, баранки, барашки, – показывает заведующая музеем. – С незапамятных времён пекли их, символы достатка, как обрядовое печенье. Технология, как видите, диктовала простой орнамент. Но и фигурные пряники делают не первое столетие. Ломоносов, например, вспоминал, что в Архангельске недурно болванят пряники в виде птиц, похожих на уток.

– А это металлические формы козуль, наши, архангельские, – подводит меня Наталья Владимировна к одному из стендов. – С их помощью вырезали из пласта теста собственно пряничек. Домашняя скотина, лесные животные стали частью образного круга пряника. Потом стали появляться пряники с рождественской символикой. Рождественская звезда, корзины с дарами – всё это козули. Козуля – пряник плоский, фигурный, не просто прямоугольник, на котором что-то нарисовано, а фигурки, украшенные росписью. Здесь тульские пряники для сравнения – видите, чем они отличаются от архангельских? Чтобы понимали люди, что различия есть, и они значительные.

Рассмотрев столик, устремляюсь к творческой части – Козульгороду. Вижу дымковские (вятские) игрушки и недоумеваю, как они вдруг здесь оказались.

Они не из глины,– улыбается Наталья Владимировна. – Это настоящие козули, выполненные в виде Дымковских и Каргопольских глиняных игрушек, Надеждой Прокшиной и её дочкой. Мария учится в творческой в мастерской «Керамика» в детской в школе народных ремёсел, поэтому и пришла ей идея воплотить глиняную игрушку в пряничную. И многие, почти все, козули на выставке создавались семьями. Среди мастеров мало профессиональных пекарей-кондитеров, в основном это люди разных специальностей: архитекторы, учителя, химики, врачи, экономисты и так далее. Но с ноября по январь они делают пряники и очень ответственно относятся к традициям: изучают историю промысла, изобразительные особенности.

Бывают и такие козули – дымковские и каргопольские игрушки

Обхожу немаленький стол, впечатлённый увиденным: передо мной целые городки, церкви, кораблики, фигурки зверей и людей.

 – Это, как видите, авторские пряники, сделанные в традиции: коричневое тесто, белая глазурь, – поясняет моя спутница. – Эти «Дары волхвов» по рождественскому рассказу О’Генри выпекла Дарья Алфёрова, учитель русского языка и литературы. Новодвинскую крепость – Ольга Покидова. Она сейчас музейный смотритель, а раньше была артисткой Северного русского народного хора.

«Дары волхвов» (по рождественскому рассказу О’Генри)

 

Новодвинская крепость

А вот там, посмотрите, – архитектурные памятники Архангельска. Их создала Вера Колтовая, долгое время работавшая реставратором. Она занималась восстановлением этих зданий, а сейчас решила воплотить в пряниках. Церковку сделала Татьяна Онучина – художественный руководитель Музея пряника в Архангельске, который она создала вместе со своей дочерью Юлией, козули они тоже делают вместе. Церковь в Стрелецкой слободе до наших дней не сохранилась, так что создавали её по описаниям.

На выставке «Рождество в Козульгороде». На заднем плане церковь в Стрелецкой слободе. На переднем – старый Архангельск

Каждый год творческая часть разная – даём мастерам тему. В следующем году собираемся назвать выставку «Времена года», где зимняя часть будет, конечно, самая насыщенная. Выставка длится три месяца, до конца февраля, и заканчивается традиционным благотворительным аукционом. Люди покупают козули, а вырученные средства мы передаём в Кризисный центр для беременных и мам с детьми «Мамина пристань».

Хрупкие поделки

– Как посетители реагируют?

– Первые пять минут, когда мы с группой заходим в зал, – это чистый восторг, – отвечает Наталья Владимировна. – Первая реакция: «О-о, неужели это всё сделали в этом году?! Как давно они хранятся?» То есть люди видят произведения искусства, и им кажется, что всё это собиралось десятилетиями. Не верят, что сделано за два-три месяца перед открытием.

Перед Новым годом и Рождеством у мастеров и мастериц шквал заказов – это тот самый месяц, который, как говорили крестьяне и ремесленники, год кормит. Но им хочется творчества, а выставиться у нас совершенно безвозмездно – это творческий вызов.

Иногда бывают совсем маленькие посетители, деточки-двухлеточки, – у нас в городе есть студия, где малышей учат рисовать. Так вот они, только отвернёшься – глядь, уже грызут какой-нибудь пряник, ещё минуту назад висевший на ёлке. Всё-таки козули – они очень хрупкие, так что случаются коварные случаи. И осыпаться могут, и рухнуть, как это случилось как-то с большой козулей, не выдержавшей собственного веса. Вадим Рыкалов, оператор телевидения, на этот раз представлен оленем с упряжью, а для одной из прежних выставок он испёк высотный дом. Стал коробку со стола снимать, а она из рук выскочила… Ещё был случай, когда упала со стремянки на пряники художница, оформлявшая выставку. Ой, а вы телефон на козули не выроните?

Смеюсь, убирая его подальше:

– Не беспокойтесь, не выроню.

– Двадцать лет пряниками занимаюсь, всякого-разного много было. И знаете, есть такая удивительная закономерность: дебютанты на второй-третий год получают такой заряд вдохновения от общения с единомышленниками, что расцветают – их работы становятся лицом выставок, попадают в виде снимков на афиши. Так наше козульное сообщество пополняется новыми талантами.

От козуль переходим на выставку, посвящённую Борису Шергину. Там узнаю, что наш прекрасный поморский писатель тоже увлекался северными пряниками. Вспоминал: «У нас дома рыночных козуль не ели, избалованы были обилием и искусством матерей, тётушек и бабушек».

Замечательно, что они вернулись к нам. Думаю, что козули – не единственный символ Русского Севера, но, возможно, самый вкусный.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий