Фургончик радости

Когда мои дети были совсем маленькими, они очень любили весёлого Петрушку – самодельную куклу с шевелюрой из оранжевых ниток и глазами из бусин. Её надевали на руку и показывали театр. Редкий семейный праздник обходился без Петрушки, да и в будни он был помощник – например, с Петрушкой на руке было проще уговорить малышей доесть суп или укладываться спать. Почти что членом семьи стал наш рыжий Петрушка.

Наш старый друг Петрушка

Эти куклы всегда были любимцами детей и взрослых – так повелось ещё со времени ярмарочных балаганчиков, где длинноносый Петрушка в высоком колпаке веселил народ. А 105 лет назад в Москве организовали первый общественный детский кукольный театр – и назвали его «Петрушки». Создателями театра были супруги Иван и Нина Ефимовы.

1906 год, Иван Семёнович и Нина Яковлевна – жених и невеста (ant53.ru)

Они оба были художниками, а Иван Семёнович ещё и скульптором. Скольких детишек радовали их кукольные спектакли! Они игрались прямо на крыше фургона, разъезжавшего по улицам Москвы, и юные зрители неотступно следовали за ним, пока хватало сил. Находились и такие выносливые ребята, что с утра до ночи топали за фургоном.

На этих снимках– выступление театра «Петрушки» в Москве 1 мая 1919 года. На крыше фургона – сын Ефимовых Адриан (ant53.ru)

Представления давались не только в столице. В трудные и голодные 20-е годы прошлого века семейный кукольный театр сыграл сотни спектаклей в деревнях и сёлах российской глубинки. Нина Яковлевна спустя много лет вспоминала об этом так: «Въезжаешь в деревню – мальчик играет на пустынной улице. Поровняешься с ним, кто-нибудь из нас ему крикнет: “Милый, приходи в школу, будет представление, интересно!” Мальчик тотчас же окаменеет на месте. Кажется, ничего не слышал, не понял. Когда мы далеко и готовы скрыться за сугробом, он вдруг срывается с места, как ужаленный, догоняет и кричит: “В котором часу приходить-то? Задаром?” Всё понял, ещё как понял-то!»

И вот уже деревня звенит ребячьими голосами, и к назначенному часу все бегут к школе, платят за вход две мелкие картошинки, рассаживаются кто где, и при свете тусклой лампочки начинается волшебство: оживают герои сказок Андерсена, басен Крылова…

Артистов горячо благодарили за спектакль. Когда зрители, отбив себе ладошки, расходились по домам, усталые артисты укладывались в школе прямо на полу, подложив под головы шёлковые матрасики Принцессы на горошине, и засыпали как убитые… А назавтра снова в путь.

У Ивана Семёновича и Нины Яковлевны были замечательные друзья, и они были мало того что талантливыми, но и глубоко верующими людьми. Это и Владимир Фаворский, иллюстратор «Слова о полку Игореве», и уроженец Архангельска Борис Шергин, в доме Ефимовых читавший вслух свои новые сказки. Другом семьи был и отец Павел Флоренский, священник и философ. Нина Яковлевна создала его чудесный теневой портрет.

Теневой портрет Павла Флоренского (russiansiluet.ru)

Иван Семёнович и сам похож был на батюшку: носил бороду, не боялся в безбожные годы распевать псалмы. Старушки на улице, завидев его, даже крестились и пытались взять благословение. Своих внучек-пионерок, которые его обожали, научил молитве «Отче наш» и перед сном всегда осенял крестом.

Иван Семёнович и Нина Яковлевна Ефимовы с сыном Адрианом и куклами (liveinternet.ru)

Радостной энергии двух этих художников хватило и на будущие поколения зрителей. Ведь нынешний кукольный театр в России вышел именно из их «Петрушек».

Куклы театра Ефимовых сегодня хранятся в музеях. Фото: www.gctm.ru

 

 

В публикации использованы фотоматериалы Электронной библиотеки детской школы искусств № 34 г. Северодвинска (vk.com/club194605623)

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий