Сим победиши

Передвижная выставка «Воинство Небесное и земное» Санкт-Петербургского музея истории религии путешествует по России около десяти лет. Она могла и не привлечь людей, как нередко бывает, но на этот раз её создатели смогли найти верную интонацию.

Прообраз плаката «Родина-мать зовёт» – Святая Русь-воительница

Её цель, как писал петербургский историк и автор выставки Владимир Александрович Безродин, – напомнить о том, что «человек, попав в условия военных действий, постоянно находясь на грани жизни и смерти, как никогда открыт Богу, ищет у Высших сил покровительства и обретения смысла своего служения, что подтверждается известной поговоркой: “В окопах атеистов не бывает”». К тому же в настоящее время разгорается информационная война и конфликт между Востоком и Западом, и будет полезно узнать, как решалась эта проблема прежде.

Сначала «Воинство…» была приурочена к 200-летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, затем – к 100-летию начала Первой мировой. Как раз в это время начались боевые действия на Донбассе, и экспонаты приобрели особое звучание. В свете нынешних событий становится понятно, что ещё долго не придётся разбирать выставку.

Знали бы они

Этим летом местом пребывания «воинской» выставки стал северный город Сыктывкар. Символично, что открылась она в залах Национальной галереи Республики Коми 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной, а завершила свою работу 10 сентября – накануне поминовения Русской Православной Церковью всех православных воинов на день усекновения главы Иоанна Предтечи (эта традиция возникла ещё в 1769 году по указу Екатерины II).

Экспозиция построена так, чтобы прежде всего рассказать зрителю именно о небесных покровителях воинов. Людмила Михайловна Быстрова, одна из кураторов выставки, говорит, указывая на замечательный старообрядческий образ «Собор Архангела Михаила» начала XIX века:

– Эту икону Архистратига Михаила, с огненным мечом в руках и огненными крыльями за спиной, мы взяли на афишу – ведь он предводитель Небесных Сил. Все христиане знали, что Архангел Михаил победил денницу, но знали также, что иногда тёмные силы восстают на светлые и происходит брань, поэтому нужно пребывать в благочестии. А вот и воинство Христово – ангелы.

– Небесное воинство – это ангелы? – уточняю.

– Не только. Кроме ангелов, в нём предстоят и воины, реально жившие, христиане-мученики, которые положили жизнь за веру Христову. Это пример не только воинского мужества, но и верности Богу. В православии вспоминаются одиннадцать воинов-мучеников.

На выставке представлены образы некоторых из них, и видно, что все они из одной мастерской, выполнялись на заказ для представителей царского двора, чтобы быть преподнесёнными в дар. Воины, как правило, изображаются в воинском облачении, с оружием и крестом – как символом мученичества. На Руси почитали великомученика Никиту – не отрёкшийся от Христа, он был сожжён. Чтили и двух великомучеников Фёдоров. Один – Фёдор Тирон. «Тирон» значит «новобранец» – он погиб совсем молодым. Второй – Фёдор Стратилат, военачальник, тоже погиб. Внизу на поле начертана дата, когда в православных храмах проводится служба в честь этого святого.

То есть существовала – к вопросу об идеологии – достаточно стройная, продуманная система почитания святых: в их честь строили храмы, составляли службы, писали иконы и верующие христиане могли обратиться за помощью к тому или иному воину-мученику, перед тем как отправляться в военный поход. Имена и подвиги их не забывались.

Куратор выставки показывает иконы других святых воинов, почитавшихся на Руси: Андрея Стратилата, Димитрия Солунского, Мины Котуанского. На образе святого Иоанна Воина снизу чёрная отметина – его лизнул огненный язык.

– Возможно, в тот период, когда после революции иконы сжигались, чьи-то руки выхватили из костра эту икону, – делится предположением Людмила Михайловна. – А этот образ был написан по просьбе 48 женщин, которые проводили своих мужей на фронт в Первую мировую войну. Они попросили изобразить тезоименитых святых и молились перед ней о спасении своих защитников.

Среди воинства Небесного мы видим, конечно же, и святого великомученика Георгия Победоносца. Вот его погрудное изображение в духе реалистической живописи – переданный в Россию афонскими монахами список иконы, созданной в 1911 году. Он предназначался для крепости Осовец на западной границе, которую наши солдаты в начале Первой мировой стойко защищали в течение 190 дней. А этого Георгия на белом коне, в древнерусском стиле, написал в 1916 году раненый боец Зотов.

Знали бы они, солдаты той войны, что в 1945-м на день Святого Георгия выпадет Пасха и колокола повсюду, где уцелели, будут звонить на Пасхальной седмице в честь воскресшего Спасителя и в честь Победы!

«Помилуй и спаси!»

– К кому обращались воины, когда шли в бой? – продолжает рассказ Людмила Михайловна. – Ну конечно, к Спасителю и Божией Матери. С древних времён образ Спаса Нерукотворного помещали на боевых стягах. Этот образ был создан Самим Христом для спасения другого человека, поэтому в нём такая сила.

Среди экспонатов выставки неслучайно так много Богородичных икон – к кому же ещё было взывать в тяжкую минуту, как не к Божией Матери!

– Иконописные мастерские передавали иконы в походные церкви, чтобы перед ними могли молиться воины. Вот эти две иконы – Богоматерь Казанская и очень нежный образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» – были написаны в мастерской Воскресенского девичьего монастыря и переданы потом в армию. На нашей выставке представлены списки нескольких чудотворных икон. Одна из них – «Взыскание погибших». Человеку несведущему казалось, что этот образ предназначался для тех, кто оплакивал воинов, погибших на поле брани. Но один из священнослужителей когда-то высказал мысль, мол, надо было образ этот назвать не «Взыскание погибших», а «Взыскание погибающих» – он обращён к тем, кто утратил веру, интерес к жизни, пребывает в депрессии, то есть находится на грани жизни и смерти, – потому что Богородица, если к Ней прибегать с молитвой, неизменно помогает. К этому образу обращались и воины, и родственники воинов, чтобы спасти их от внезапной смерти и пленения.

С каждым из экспонатов выставки связана своя история, подчас поразительная. Вот что рассказала моя собеседница о необычном образе улыбающейся Богородицы в ярко-розовом одеянии:

Эту небольшую икону подняли из воды моряки прямо в ходе крупного сражения 1827 г.

– Эта маленькая икона была поднята нашими моряками из воды во время русско-турецкой войны в 1827 году, прямо в ходе крупного Наваринского сражения. После победы в битве они сочли это знаком того, что Сама Богородица им помогла. Принесли её в храм и попросили для явленной иконы сделать какую-нибудь маленькую раму. И в иконописной мастерской была создана такая вот необычная «рама» – образ всех святых, а в картуши описана история иконы. Печально только, что не очень опытный иконописец приложил руку к её поновлению, и мы не можем видеть первообраза.

Часть экспозиции посвящена чудесным явлениям Божией Матери солдатам на линии фронта. По словам Владимира Безродина, «чудесные явления есть и будут всегда, на любой войне, и на выставке представлены наиболее известные среди подобных явлений Первой мировой. В первую очередь это Августовское явление Божией Матери, произошедшее в начале сентября 1914 года, перед началом Варшавско-Ивангородской операции. Любое явление видевшими его расшифровывается в свою пользу, и армия России восприняла его как знамение победы, и операция в итоге для русской армии прошла успешно».

Художник изобразил в вечернем небе над войсками осиянную светом фигуру Божией Матери с Младенцем.

А неподалёку от этой литографии висит полотно «Явление ангелов солдатам», автором которого является англиканский пастор. 23–25 августа 1914 года при Монсе произошло крупное сражение между британцами и германцами. В ходе битвы первые нанесли вторым значительные потери, но были вынуждены отступить после отхода союзников – французов. В английских газетах вскоре появились сообщения о том, что отступавшие солдаты видели, как некие призрачные видения защищали их от германских снарядов. Картина была написана в том же 1914 году пастором Б.С. Ломбардом в Санкт-Петербурге, где во время Первой мировой он служил в церкви при британском посольстве.

Б.С. Ломбард. «Явление ангелов солдатам». 1914 г.

Если бы не аннотация к картине, можно было бы принять солдат-англичан за наших, православных: забинтованная голова, шинель, вещмешок, рука, поднятая в крестном знамении…

На одной из литографий, очевидно предназначавшихся для широкого распространения на фронте и в тылу, над раненым солдатом склонился Сам Христос. «Явлюся ему Сам» называется эта работа, от которой перехватывает горло. Если она так воздействует на зрителя сегодня, можно представить чувства солдата Первой мировой, который разглядывал её, находясь на линии фронта…

«Явлюся ему Сам». Над раненым солдатом склонился Сам Христос

– Сейчас, как и во время той войны, – говорит Людмила Михайловна, – к нашим воинам приезжают священнослужители, которые их крестят, причащают, снова на фронте образ Спаса Нерукотворного. И, как говорят сами сражающиеся, на войне неверующих нет.

Внимание моё привлекает образ закованного в латы рыцаря. С изумлением читаю, что это святой Александр Невский! За разъяснением обращаюсь к Людмиле Михайловне. Оказывается, это «именная» икона Александра Васильевича Суворова, которая была написана для храма в его имении Кончанское.

– Что поделаешь – таковы были тогдашние тенденции в иконописи, на западный манер. А в честь супруги Суворова, Варвары Ивановны, был написан образ великомученицы Варвары с ветвью в руке – это западный символ мученичества. В честь любимой дочери Натальи, которую полководец называл «моя Суворочка», тем же мастером была создана икона Адриана и Натальи. Все эти иконы пребывали в храме имения до 1900 года, когда вдруг задались вопросом: как же отметить столетие со дня кончины великого русского полководца? И решили построить храм в Санкт-Петербурге и перевезти туда иконы. Они были отреставрированы и пребывали там до революции. Слава Богу, что и потом не погибли.

Образ вмц. Варвары из храма в имении полководца А.В. Суворова

Подвиг полкового священника

Конечно, и до революции уже существовали скептики, которые не верили в видения и явления Небесных Сил. Но в сцене, изображённой на литографии «Подвиг русского православного священника», не сомневался никто.

– Это иллюстрация реального случая во время Первой мировой, – рассказывает мой проводник, – когда группа из четырёх человек, среди которых был и военный священник Парфений Холодный, выходила из леса и наткнулась на отряд австрийцев. Батюшка не растерялся, осенил себя крестным знамением, достал образ Спаса Нерукотворного и обратился к вражеским солдатам с речью: ежели они не желают сложить свои головы, то пусть разоружаются, поскольку позади идёт намного больший отряд русских. Слава Богу, в отряде австрийцев были русины, которые перевели австрийцам речь батюшки. Ну, те поверили и сдались. Отец Парфений привёл более 20 пленных, за что получил золотой наперсный крест. Дожил он до 1937 года, после чего был арестован и сгинул.

О служении полковых батюшек экспонаты выставки могут много рассказать. На фронте роль их была очень велика: военные священники поднимали боевой дух солдат, утешали раненых, отпевали погибших… Как известно, в военные походы отправлялись батюшки ещё во времена Иоанна Грозного, а указом Петра Первого их пребывание в армии было закреплено официально. За войском двигались обозы со всем необходимым для, как сейчас говорят, жизнеобеспечения и – непременно – для духовного окормления.

Людмила Михайловна подводит к следующему экспонату – графическому листу, на котором изображено, в каких походных условиях служили военные священники. Раскладного столика нет, но батюшка считает, что необходимо перед боем укрепить в духе солдат, и прямо на ящиках стелит чистое полотенце, возжигает свечи и служит. Он облачён в праздничную одежду, и, несмотря на морозный день, все воины шапки долой, как в храме.

Ну а как должна была выглядеть походная церковь? Шатёр. В нём иконы – а вот и они, эти иконы из походной церкви. Конечно же, Спас Вседержитель и Николай Чудотворец, образы Архистратига Михаила и Александра Невского. Иконы должны были быть лёгкими, поэтому писались на холстах. Походный столик, на него постилается пелена, на пелену кладутся Священное Писание, крест, желательно мощевик, плат для хлеба, дискос, на дискосе – просфора для причастия.

Удивительно думать, стоя перед иконами из полковой церкви, что перед ними на передовой молились наши воины.

И конечно, во всех войнах народ был рядом со своими защитниками. Людмила Михайловна выдвигает ящик белого комода – а там и «патриотические» облигации для тех, кто хочет помочь фронту, и самодельные кисеты для табака: на одном – аппликация в виде груши, на другом – жёлтый дубовый листок, на котором стоит оттиск печати: «Для действ. армии. Вклад Е.В.Г.И. Александры…». Да ведь это Её Величество Государыня Императрица Александра Фёдоровна! Не царевны ли сшили эти кисеты? Известно ведь, сколь огромной и разноплановой была помощь Царской Семьи воюющим и их семьям, начиная от ухода за ранеными в госпиталях и заканчивая материальной поддержкой.

– Сейчас слышны упрёки, что государство призывает народ помогать фронту. А это, как мы видим, во все времена было, – говорит Людмила Быстрова.

Чем грозит нам германский дракон

Особый интерес в свете нынешних событий представляют экспонаты выставки, относящиеся, как бы мы сегодня сказали, к информационной войне.

Людмила Михайловна указывает на литографию времён русско-турецкой войны 1877–1878 годов:

– Когда война началась, русскому народу нужно было объяснить, ради чего мы воюем. И вот это сделано на плакате «За веру и славян» с помощью образа женщины – воительницы за веру – и образов братьев-славян в их традиционных одеяниях.

А на плакате, относящемся к Первой мировой войне, правитель Германии изображён как антихрист. Внешнюю политику можно было передать наглядно, используя сказочный образ кровожадного дракона. И когда началась Первая мировая, был огромный патриотический подъём, была вера в победу. Но революционная ситуация и помощь извне повернули историю нашей страны…

«Карта поучительная для граждан российских». 1917 г.

С горечью смотришь на бумажный листок 1914 года с эскизом креста. Такие кресты тогда задумали поставить после окончания войны на братских могилах павших воинов, которым нет числа. «За веру, Царя и Отечество живот свой положившим усопшим воинам, кои пали смертью храбрых в бою с австрийскими войсками…» – было бы написано на крестах. Но этому проекту не суждено было воплотиться. И если вдуматься, Родина так и не отблагодарила своих защитников за пролитую ими кровь, ведь это была уже другая страна.

Такие памятные кресты так и не появились на братских могилах. Проект 1914 г.

– Но вот пришли новые испытания – 1941 год, нападение без объявления войны на Советский Союз, – говорит куратор выставки. – Тяжёлые четыре года, и вопреки всему наш народ победил. Церковь, на которую гонения были ослаблены, собирала средства в помощь воюющим. И как же назвали построенные на эти средства танковую колонну и эскадрилью? Конечно же, именами тех, кто в древности защищал нас: «Дмитрий Донской» и «Александр Невский».

Экспонатов, говорящих о связи воинства и Церкви во время Великой Отечественной, на выставке совсем немного. Обращает на себя внимание один – Людмила Михайловна сказала о нём: «Низкий поклон нашим воинам». Это уникальная работа вышивальщицы Т.В. Косаковской – шёлковыми нитками выполнена точная копия картины Петра Алексеевича Кривоногова «Капитуляция фашистских войск в Берлине 2 мая 1945 года».

Т.В. Косаковская. Вышитая шёлком картина П. Кривоногова «Капитуляция фашистских войск». Середина XX в.

Мы стоим возле самого позднего экспоната выставки (2012 г.) – образа святителя Луки Крымского.

– Победу приближали и те, кто лечил раненых. Среди них нужно вспомнить Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, замечательного хирурга, спасшего не одну жизнь. Сейчас святитель Лука, наверное, покровительствует нашим военным хирургам… – голос Людмилы Михайловны на мгновение пресёкся. – За веру и бесстрашие он был репрессирован, из ссылки писал письма Сталину, в которых обещал, что досидит после Победы, и его пусть не сразу, но услышали.

Поблагодарив за экскурсию, не тороплюсь уходить с выставки и, пока смотрительница не напоминает о скором закрытии галереи, всё разглядываю экспонаты: иконы, георгиевские и наперсные кресты, памятные медали, «поучительные» плакаты. Есть в этой выставке «нерв», живая перекличка с нашими днями, а главное – наказ держаться за Бога: «Сим победиши».

А спустя несколько дней экспозиция отправилась дальше.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий