Памятник у входа

Много лет безуспешно мы в редакции пытались найти среди студентов журналистских факультетов будущих православных журналистов. Но куда там! – протуберантный возраст, асоциальность, бессознательный протест против «системы» – всего устоявшегося, традиционного. В результате как работали командой, собранной ещё в 90-е, так и работаем.

И всё-таки скажу о студенчестве. А повод такой: 24 ноября напротив входа в главное здание Санкт-Петербургского университета, моей альма-матер, открыли памятник. Кому? Графу Уварову. Тому самому, о котором до сих пор в учебниках пишут, что в угоду охранительной политики Николая I он ввёл идеологическую формулу «православие, самодержавие, народность». Это примерно то, что нынешние студенты знают о министре народного просвещения (1833–1849) графе Сергее Семёновиче Уварове. Особо любопытные ещё могут узнать из Википедии, что в основе этой формулы «лежали крайне консервативные, реакционные взгляды на просвещение, науку, литературу». Так и написано – «реакционные»! «Что ж, коль так, то памятником Уварову удовлетворён – беснуйтесь, либералы!» – моя первая, такая злорадная, мысль.

Наверное, слишком я предвзят к нынешнему студенчеству. Ведь сам же был таким, «антисистемным». Так совпало, что на днях давний студенческий друг где-то откопал и прислал фотокопию моего шутливого заявления от 25 февраля 1984 года председателю «Клуба любителей пива» с просьбой на месяц освободить от употребления спиртных напитков. И сразу всё вспомнилось… Как создавали на своём курсе этот «КЛП-22» в пику комсомольскому официозу, как буянили на «малом журфаке», то бишь в пивбаре «Петрополь», дрались там с филологами. И когда у главного здания университета (в начале Менделеевской линии, в сотне метров от нынешнего памятника графу Уварову) поставили памятник русскому учёному Ломоносову, мы приняли его как «своего» – он ведь тоже годы студенчества лихо провёл. Памятник ставили в 1986-м. Нас послали ровнять лопатами котлован, и я предложил друзьям написать и закопать послание студентам XXI века. Бутылка с посланием до сих пор там, под памятником Михайле Ломоносову. Начинается оно так: «Чуваки, мы тут напрягались…» Ну а что с нас, студентов, взять?

Этак покуролесив, многие из нас потом переключились на штудирование опять же «антисистемной», по сути, диссидентской в ту пору литературы – религиозно-философской. А потом мы повзрослели. Один из нас, будучи человеком православным и руководителем преуспевающего питерского издательства, в 90-е годы попытался у нашей альма-матер – напротив памятника Ломоносову в конце Менделевской линии – построить православную часовню. И проект был готов, и средства имелись, и власти вроде бы пошли навстречу. Но в самом университете понимания не нашлось. А теперь – вот вам памятник Уварову.

На постаменте его крупными буквами вырезано из указа Петра I: «Университет есть собрание учёных людей, которые наукам высоким, яко теологии и юриспруденции, медицины и философии… младых людей обучают». Так и вижу изумление нынешних «младых»: «А что, теология – это наука?!» А ещё там изображение Евангелия. Скульптор Салават Щербаков объясняет, что отдельными символами он хотел отразить триаду Уварова «православие, самодержавие, народность». Как это воспримут студенты СПбГУ, где либеральные настроения уже стали притчей во языцех?

Нынешним летом был там скандал: семерых студентов отчислили за неэтичное поведение – они насмехались над гибелью 21-летнего Фёдора Соломонова, вместо учёбы поехавшего добровольцем на СВО. Также был уволен доцент, который открыто выступал против нынешней защиты государственных интересов на наших южных рубежах. Что удивительно, и он, и студенты – с исторического факультета. То есть должны бы понимать логику событий, исторические причины и следствия. Но когда внутри сидит «антисистемность», тут уж не до логики.

Как тут не вспомнить слова графа Уварова: «В народном воспитании преподавание истории есть дело государственное». Именно знание истории своей Родины делает студента гражданином, русским человеком с национальными корнями. А воспитание в народном духе – это, по Уварову, то, что должно дополнять просто образованность. Сам он был не только чиновником, но и учёным – ещё в юности его работы по античности принесли ему европейскую известность и знакомство с Гёте. Будучи министром, он гимназическое и высшее образование вывел на европейский уровень, беря из Европы всё лучшее. Для Санкт-Петербургского университета составил «вольный» устав, как в Германии, который, правда, преподаватели не приняли. Даже либерал Герцен, его злейший враг, восхищался полезными нововведениями «реакционного» министра. А в чём была реакционность? Да в том, что ратовал за православие и народность.

Что меня радует: нынешний памятник президенту Академии наук – повод показать студентам иной путь развития России, отличный от западного. И объяснить этим «антисистемникам», что либеральный взгляд на вещи – тоже «система». Причём догматичная, искусственно придуманная и, да будет им известно, более старая, чем уваровская триада «православие, самодержавие, народность». Собственно, та и возникла в противопоставление девизу Великой французской революции «свобода, равенство, братство». Там братство – только между единомышленниками, а остальных революционеры вешали, топили, головы отрубали – по некоторым оценкам, было 1,5 млн жертв якобинского террора, в одной только Вандее убили и утопили в реке 337 тысяч «неправильных» жителей. Либералы об этом не вспоминают. Зато любят к месту и не к месту вспоминать о сталинском терроре. Кого такие люди считают «братьями»? Нет, не тех, кто живёт рядом, не тех, кто их защищает или кормит, а тех, кто мыслит одинаково. И дай им власть, ещё неизвестно, как бы они гайки закрутили. Мы видим это ныне на Западе, где за высказывания, идущие вразрез с либеральной повесткой, увольняют с работы, шельмуют в СМИ и даже привлекают к суду. Да, сами те студенты с истфака, которые шельмовали сокурсника за его патриотизм, а потом смеялись над его смертью – это своего рода «братство», только вот какое?

А равенство? Из учебных заведений в США убирают основы высшей математики, чтобы те, кто не справляется с программой, были наравне с отличниками учёбы. Равенство посредственности – для людей среднего достатка, но не для богатых, кто может учить «русскую математику» (так там называют продвинутый курс) в привилегированных школах.

Свобода? Где ни вправо, ни влево – а живи по лекалу, выплачивая кредиты, в противном случае окажешься на дне общества.

Что примечательно, памятник поставили на месте скульптуры некоего Прометея с крыльями и с факелом в руке, который появился там в 2007 году. Увидев его, мой сын сразу сказал: «Падающий Люцифер», – этот «ангел» и вправду словно падает с неба, поджав крыло. Его убрали с глаз – во двор. Всё постепенно встаёт на свои места.

 

Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий