Наш маленький фронт
Перед тем как начаться крестному ходу, ко мне подходит женщина, взволнованная и напряжённая:
– Меня зовут Татьяна. Вы помните меня? Благословляли по телефону на операцию. Грыжу паховую удаляли…
– Не помню, Татьяна. Простите.
– Ничего страшного. Я вот с чем. Наркоз с первого раза не подействовал, только со второго. Вижу бесов. Их много. Окружили меня и кричат: «Танька наша! Её душа наша»! Я – в ужасе. Как? Ведь и причащалась, и соборовалась! «Наша душа! Наша!» И тут появляется Господь. Бесы врассыпную. Но даже издалека кричат: «Она наша!» Слышу Господа: «Оставьте её в покое, у неё другой путь!» Какой другой путь, а, батюшка?
– Думаю, следовать по путям заповедей Божиих.
– А я разве не следую?
– Вам виднее, Татьяна. Исследуйте тщательнее свою жизнь, начиная с первого класса школы. Вероятно, что-то важное осталось забытым там, в прошлом, в чём надо покаяться. Можно, я расскажу ваше видение прихожанам?
– Конечно! А мне можно пойти с вами?
…Эта история даёт особый настрой сегодняшнему крестному ходу, острое понимание, кто такие враги – видимые и невидимые.
Впереди выносной фонарь, за ним крест с иконой и три красных стяга с изображением Спаса Нерукотворного, знамёна, которые сопровождают наших воинов от Куликова поля до сегодняшней войны на Западе, на Украине. Следом идут прихожане со священником. Их немного, человек пятьдесят. Выходят под колокольный звон и идут известным маршрутом: до часовни Иоанна Воина, что у больницы, далее по улице Чапаева огибают колонию, выходят на улицу Зуева и завершают крестный ход в соборе Божией Матери «Знамение».
Это традиционное воскресное шествие проходит с начала мобилизации вот уже год. Каждое воскресенье после Божественной литургии, после причащения Святых Таин Христовых, после проповеди все желающие при любой погоде собираются у выхода из храма. Соединяются вместе, как множество маленьких в одну большую каплю тяжёлой сверкающей ртути. А потом идут с Иисусовой молитвой, идут неторопливо, сосредоточенно, с пониманием исключительной важности происходящего.
Каждый шаг – за страну нашу Российскую, за Русь православную Святую. Каждый вздох – за воинов наших, за их твёрдость и мужество, за то, чтобы Господь хранил их от пуль, снарядов, огня и предательства. Чтобы вернулись они живыми к жёнам, матерям, детям. Вернулись с победой над лютым врагом, который спровоцировал гражданскую войну между православными, который в очередной раз приговорил Русь к уничтожению. Каждое движение их губ – согревающий покров над ранеными и больными, над замерзающими и истекающими кровью. Крестное знамение тонкими женскими перстами – плетение невидимой маскировочной сети над теми, кто на позициях.
Ардатов в этот предобеденный час немноголюден. Люди отдыхают, просыпаются, завтракают. Прохожие чаще всего с недоумением смотрят на крестный ход: для чего? почему? куда идут и что ими движет? Дети на стадионе вместе с тренером приостанавливают игру в футбол и наблюдают за проплывающим мимо необычным явлением. Встречные машины или притормаживают, или стараются побыстрее объехать непонятно откуда взявшуюся колонну. Редко кто останавливается и крестится. Редко кто почтительно снимет головной убор и склонит голову.
Река жизни течёт, время безвозвратно уходит. Как нам трудно найти настоящее, главное, о чём никогда не пожалеем! Сейчас это главное – наш маленький духовный фронт здесь, в Ардатове, в храме и на улице, наша война с врагами видимыми и невидимыми. С демонической силой, которая желает поглотить нас. Трудно, очень трудно нашим бойцам на фронте, потому что люди спят и не могут проснуться от тяжкого сна эгоизма, развлечений, нежелания увидеть своё трагическое одиночество в обезбоженном мире ложных смыслов. Люди не понимают, что война идёт за каждый дом, за каждый подъезд, за детей и стариков, за жён и сестёр, за больных и растерянных, за взрослых и совсем маленьких, за душу людскую. Нет слияния духа человеческого с Духом Божиим, а потому продолжается этот бесконечный бой. Бог даёт победу, а не оружие. Он ждёт от нас молитвы и внимания к происходящему. Он ждёт наших внутренних перемен и духовного возрождения, единства, без которого врага не победить.
Мы – прихожане и добровольцы Ардатова, крохотного поселения на планете Земля, – продолжаем помогать в изготовлении необходимых вещей для фронта, для прифронтового тыла. Приобретаем на пожертвованные деньги необходимое: ткань, фурнитуру, парафин для окопных свечей, продукты, перевязочный материал. Круглосуточно работает швейный цех, где трудятся наши женщины-прихожанки. Сотни тысяч рублей собраны за время войны на нужды фронта.
Мы теряем близких. Проводы и отпевания бойцов происходят на наших глазах. Где молитвенная река людей? Где те, кто был на отпевании и шёл за гробом погибших? Где родные и близкие воюющих, которые особенно нуждаются в нашем общем молитвенном щите?
…Чудный день ранней осени! Солнце и парящие облака, неожиданные и яркие краски на деревьях и кустах незримого импрессиониста. «Глаза слепы, надо видеть сердцем» – так, кажется, говорил Маленький Принц. А сердце видит во всём этом ослепительном великолепии обыкновенное самодовольное болото. Сверкающие жуки-машины скользят по его поверхности. Водомерки-прохожие замирают на миг и тут же мчатся по своим делам. Обыватели-улитки прилепились к широким листьям домов и квартир. Призрачная идиллия, обманчивый покой. Лишь иногда облачко сигаретного дыма, или лёгкий матерок, или мерцающий смартфон в руках ребёнка, подобно пузырям сероводорода, выдают суть идущих на глубине процессов распада и гниения. И лягушки квакают. Словно в продолжение сказочной метафоры видим на тротуаре доктора местной больницы. Идёт по своим делам и скептически роняет: «И что вы подразумеваете во всём этом? Помогают кому-нибудь ваши прогулки?..»
Мысленно воспаряю над сонным городком и, пафосно простирая руки, рассыпаю, как конфетти, высокие слова:
«Призываю вас не спать, а приходить в воскресный день в храм молиться за Русь Святую, за армию нашу, а также за мирных жителей, страждущих, больных, раненых, без крова оставшихся. Мы крещены в православии, носим кресты на груди, но есть ли в нас вера? Вливайтесь в ряды молитвенного нашего крестного хода. По времени на это уходит час, но какой это светлый будет час для всех нас!»
Опускаюсь с неба на землю и говорю себе: «Глас вопиющего в пустыне!»
Вечером служба в церкви Покрова Божией Матери в женской колонии. Среди молящихся стоят осуждённые женщины, которые добровольцами идут на фронт. Подходит Надежда, исполняющая обязанности фотографа:
– Батюшка, хочу вам рассказать случай. На прошлой службе, когда вы открыли Царские врата, я, как обычно, стала фотографировать. Поднимаю фотик и вижу в видоискатель, что за престолом не икона Спасителя, а Он Сам в полный рост. Обомлела! Подаю аппарат Насте, она рядом стояла: «Глянь-ка сюда!» Она смотрит и говорит шёпотом: «Стоит!» Щёлкаю несколько раз, но фотографии не получается. Только икона за престолом. Что это значит? Разве мы, отбывающие срок, можем видеть Бога?
– Вот вы-то как раз и можете! Не ради святых пришёл Он в этот мир, а ради грешников, которые изо всех сил ищут Его.
Все подходят под елеопомазание. И те, кто идёт на войну. Благословляю, мажу елеем и мысленно говорю себе: «Тридцать один год стою у престола, а ни разу не видел Тебя, Господи! Эти женщины в зелёных казённых пальто с именными бирками удостоились! В этом высокая Твоя правда и непостижимая любовь!»
28 сентября 2023 г.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий