«Здесь душу вынимали у Родины моей»

В далёкие уже 90-е годы я обучалась в Подмосковье. Как-то раз, оказавшись в гостях у подруги, я увидела свидетельство о смерти её прадеда, где фиолетовыми чернилами было написано: «Причина смерти – расстрел». Мне, двадцатилетней девчонке, это врезалось в память. Поэтому, наверно, тема новомучеников стала мне близка, и со временем я начала собирать сведения о репрессированном духовенстве родного края.

Хотелось бы сказать об одном из них – последнем священнике Воскресенского храма д. Варницы Владимире Иоанновиче Быстрове.

Отец Владимир Быстров

В 24 года окончил Вологодскую духовную семинарию, был законоучителем в Корнилиево-Комельском монастырском училище Грязовецкого уезда и далее по жизни постоянно преподавал Закон Божий в разных учебных заведениях. В 1896-м стал священником саматовской Александро-Невской церкви. Перемены приходов, церковные награды «за усердную и полезную деятельность»… К 1912 году у него было шестеро детей – все мальчики.

В 1928 году его на шесть месяцев посадили в тюрьму за «контрреволюционную агитацию», в 1933 г. снова арестовали как «тихоновца», активного участника «контрреволюционной группировки духовенства и церковников» и выслали в Северный край на пять лет. Через год его освободили из-за инвалидности. Но служил он при Воскресенской церкви в д. Варницы под Тотьмой недолго: 19 октября 1937 г. был вновь арестован с той же формулировкой обвинения – как активный участник «контрреволюционной группировки церковников». 1 февраля 1938 года был расстрелян.

На этом фото о. Владимир Быстров – крайний слева

Потомки священника выросли достойными людьми. Один из его внуков – полковник, доктор технических наук Рудольф Петрович Быстров (1938–2019) – стал крупным российским учёным в области разработки и создания радиолокационных систем. Военное дело он выбрал, возможно, вдохновившись примером отца, Петра Владимировича. До последних своих дней он был ведущим научным сотрудником 3-го Центрального НИИ Министерства обороны и одновременно Института радиотехники и электроники РАН. Однако большая нагрузка не мешала его активной работе в общественном Вологодском землячестве в Москве. Эта работа дала ему понять, насколько близка ему родина – деревня Макарово, что лежит в живописном месте слияния рек Сухоны и Толшмы. Ежегодные поездки на малую родину и возможность быть полезным там дарили ему настоящий «праздник души».

В деревне Макарово прошло детство и другой внучки отца Владимира Быстрова – москвички Людмилы Быстровой, в замужестве Кострицыной. Это родная сестра Рудольфа Петровича. Вот стихотворение Людмилы Петровны о храме в деревне Варницы, где служил священником её дед о. Владимир:

Есть вправо путь и влево,
Простой и не простой.
Душа пуста без храма,
А храм стоит пустой.
Не слышно слов молитвы,
Свеча не зажжена,
И словно динамитом
Разрушена стена.
Не просто храм разрушен –
В пылу безумных дней
Здесь душу вынимали
У Родины моей!

 

Церковь Воскресения Христова в Варницах

В 2021 году, взяв благословение у о. Серафима Розина, я решила начать поиски своего прадеда Александра Кожина, который бесследно сгинул в лагерях, вроде бы как раскулаченный. Обратилась в ФСБ. Пока поиски успехом не увенчались, так как не хватает установочных данных: нет ни отчества, ни даты рождения, под вопросом и место рождения. Но надежды не теряю. Молюсь священномученику Виктору Усову, чтобы он открыл судьбу прадеда, заказываю по нему панихиды, периодически мониторю сайты репрессированных и жду ответа на запросы, которые разослала в разные места. Каждый полученный ответ, каждая зацепка – это очередной шажок вперёд. И даже отрицательный результат по воле Божией может стать положительным. Конечно, мне немножко проще вести поиск: по роду деятельности (я пенсионер МВД) приходилось заниматься и учётной документацией, и розыском граждан, например неплательщиков алиментов. Всем неравнодушным людям, кто хотел бы найти сведения о своих родных, пострадавших в годы репрессий, я бы посоветовала дерзать. По крайней мере, теперь есть Интернет и большую часть сведений мы черпаем из него.

Верю, что все, кто ценой личных страданий остался верен Христу, теперь в Царствии Небесном и стали нашими молитвенниками. Пусть наши близкие обретут вечный покой в селениях праведных!

Ольга Куксова, прихожанка храма Святой Троицы города Тотьмы

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий