Пора наказывать
Вот если спросить: чем больше всего тревожит меня восьмилетний сын, с чем я безрезультатно борюсь и что вызывает чувство полной безысходности? Спрашиваю себя и удивляюсь ответу. Нет, не здоровье, не учёба в школе тревожат, а катастрофа – в какой-то пластиковой безделице с экранчиком. Подарили сыну смартфон, и он теперь из него не вылезает. Может часами там в игрушки играть. Отбирал у него смартфон, заменял на кнопочный – бесполезно, в школе у друзей берёт поиграть. Думал, может, это только у нас такая беда, но вот на днях на встрече со студентами Московского педуниверситета Святейший Патриарх назвал эту проблему «национальным бедствием». Именно бедствием – наравне с техногенными катастрофами вроде взрыва на Чернобыльской АЭС. Но только нет у нас такого МЧС, который бы ликвидировал эту аварию.
Вот недавний случай. Шестиклассница в одной из гимназий Краснодарского края сняла на телефон и выложила в сеть, как учитель математики «дерёт за волосы» её одноклассницу. В этой гимназии заведено, чтобы перед уроком все клали свои телефоны в коробочку. Учитель не досчитался в коробочке восьми телефонов, ученики же заявили, что забыли их дома. Спустя время раздался хохот девочки, которая что-то смотрела через свой гаджет. Учитель потребовал сдать телефон, а в ответ: «Кто ты такой, вонючий старик, чтоб мне тут приказывать!» Учитель толкнул её, она упала на пол.
Этому «старику» действительно уже 70 лет, он давно на пенсии, а преподавать математику остался, потому что педагогов на Кубани не хватает – 1300 незаполненных вакансий. Молодёжь не очень-то рвётся на учительские зарплаты, да и знает не понаслышке о нынешнем бесправии учителей. Наказывать провинившихся им запрещено по Федеральному закону «Об образовании». Вот как это комментирует член Экспертного совета при Президенте РФ и глава Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин:
«Говорить о каком-то либо наказании в школе, на мой взгляд, вообще неправильно. Мы должны говорить о воспитании, о формировании навыков, в том числе правильного общения. Если учитель считает, что ученик что-то сделал не так, он должен, в первую очередь, связаться с родителями и обговорить этот вопрос».
И далее эксперт перечисляет, что запрещено делать учителю. Нельзя выгнать ученика с урока или не пускать его на урок – это является нарушением прав ребёнка, даже если тот плохо себя ведёт или пришёл в неподобающем виде, вызывающе одетый. Если учащийся срывает урок, то опять же выгонять нельзя, а надо пожаловаться родителям. Кроме того, учитель не может ставить ученику неудовлетворительную оценку за поведение, как это было в советское время. Отметки могут использоваться только для оценивания качества знаний учеников.
И вот ещё, в нашу тему: «Также школа не может запретить ученикам приносить с собой мобильные телефоны, а учителям – забирать их у школьников на время урока или в случае, если ребёнок им пользуется на занятиях. В некоторых странах запрещено приносить в школы мобильные устройства и пользоваться ими. У нас же ребёнок имеет такое право, и учителя не могут их отбирать».
А почему? Кто придумал эти правила и законодательно утвердил? Ладно, школа не имеет права наказывать, перекладывает всё на родителей – но тогда пусть и спросят родителей, можно ли отбирать телефоны. Они скажут «да» – и вопрос решён. Только вот скажут ли? Недавно популярный российский сервис Superjob провёл опрос, и 83 процента родителей школьников высказались за запрет на использование мобильных телефонов на уроках. С этим проблем нет. Удивило другое. Запрет в принципе приносить гаджеты в школу поддержали только 30 процентов родителей. Не поверив своим глазам, заглянул в оригинал опросника – так и есть! Может, думаю, вопрос был задан неправильно? Понятно, что родители хотят быть на связи со своими детьми, поэтому и ратуют за телефоны в школе. Тогда надо было уточнить, что под запрет должны попасть смартфоны, на которых есть доступ к Интернету и игровым программам, а кнопочные телефоны или смарт-часы с функцией голосовой связи брать с собой можно. Нет, в опроснике речь о «мобильных телефонах», которые сейчас сплошь смартфоны.
Нынче всё, что связано с воспитанием, школа и родители пытаются переложить друг на друга. Ответственность родителей – это правильно, именно семья должна формировать личность. Но если родители сами сидят в компьютерах и телефонах и ребёнку позволяют убивать там время, чтобы своё время на них не тратить? Это же сплошь и рядом. И что делать? Во всём этом видится какой-то подвох. Если вы так уважаете права родителей, тогда вообще не лезьте в их дела, в семью. Но чуть что – ювенальщики тут как тут. Иногда это бывает оправданно: заболел ребёнок, а непутёвые родители ничего не делают, сами не лечат и врача не вызывают. Да, надо вмешаться. А если болезнь психическая? Игромания ведь давно уже считается болезнью, психическим расстройством, при этом уточняется, что компьютерная зависимость также является особым видом игромании.
Я, конечно, против, чтобы ювенальщики третировали родителей за то, что они позволяют детям впадать в компьютерную зависимость. Сами разберёмся. Но в школе – там должно быть всё жёстко. Никаких смартфонов. И наказания за ослушание. Если наказание справедливо – а дети такие вещи чувствуют, – то не будет никакого попрания «уважения человеческого достоинства, защиты от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности» (п. 1.9 ст. 34 ФЗ «Об образовании»). А если всё же это пойдёт против закона, то закон надо менять. Какое уж тут «оскорбление личности», если эта самая личность на глазах разрушается, впадая в компьютерное рабство, а мы пытаемся её спасти?
…Написал эти заметки, и тут читаю на ленте новостей: 27 октября в Госдуме предложены изменения в закон «Об образовании», где ст. 43 дополнена требованием «не пользоваться средствами связи во время проведения учебных занятий» – за исключением экстренных случаев. И ещё одно важное дополнение, в ст. 47: «В целях защиты своих прав педагогические работники вправе направлять в органы управления… обращения о применении к обучающимся, нарушающим и (или) ущемляющим права педагогических работников, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами». Теперь можно последить, насколько тернист будет путь этого законопроекта.
Меня вот что ещё удивляет: как мы дожили до того, что в школе отменили оценки за поведение? Кому это вообще в голову пришло? Не тем ли чиновникам, кто и сам бы не хотел никаких «оценок» за свою работу? И для кого самое страшное в жизни: «Сидоров, вон из класса!»
Оглавление выпуска Следующая публикация →
Добавить комментарий