Книжка с сюрпризом

У вас есть такие книжки, ребята? Переворачиваешь страницу, а из неё вдруг выплывает объёмная картина. А дальше – новые сюрпризы! Открываются потайные дверцы и окошки, за которыми кто-то прячется, «оживают» герои, так и просятся в рот расставленные на нарисованном столе кушанья. Такими книжками можно играть, отчего и называются они книжками-игрушками, книжками-трансформерами.

Изображение: www.labirint.ru

История их началась очень давно, в Средние века, а точнее – с момента появления книг философа Раймонда Луллия, где в качестве иллюстраций использовались вращающиеся круги со схемами. А в 1765 году английский издатель Роберт Сайер изобрёл «книгу с метаморфозами», то есть с превращениями: из её страниц выдвигались и прятались обратно объёмные картинки.

Впрочем, нужно вспомнить и немца Мартина Энгельбрехта, который чуть раньше изобрёл «театр перспективы» – небольшой ящик с красивыми картинками, расположенными друг за другом – как декорации в настоящем театре. В XIX веке стали популярны бумажные театры с фигурками, а уж от них было рукой подать до создания «книг с метаморфозами». Кстати, именно так они назывались до революции и в России.

Интересно, что самые яркие и интересные детские книжки появлялись в тяжёлое для нашей страны время – взрослым хотелось приободрить и порадовать ребятишек. В разгар Первой мировой была выпущена книжка «Соня в деревне»: снаружи она выглядела как нарядная кукла большого формата, а под обложкой находились цветные и чёрно-белые рисунки, рассказы, стихи и задания.

Книжка «Соня в деревне». Изображение: yablor.ru

Да и во время Великой Отечественной наши конструкторы занимались созданием не только передовых самолётов и танков, но и книжек-игрушек. Ведь поддерживать бодрый и радостный дух у ребят тоже большое дело. Первые книги-трансформеры «Ёлка» и «Книжный киоск» были придуманы в 1944 году конструктором Юрием Бугельским и художницей Натальей Ушаковой.

Книжка-трансформер «Ёлка» и книжка-гармошка «Щенок» были придуманы и выпущены в военном 1944 году (использованы изображения с сайта 12auction.com)

При помощи картонных клапанов и прорезей книги превращались в подставку в виде барабана, на котором возвышалась новогодняя ёлка или игрушечный киоск.

В том же военном 1944-м появилась и замечательная книжка «Моя библиотека», нарисованная художником Виктором Таубером. Из неё можно было сделать девять книжек-малышек и картонную полочку для них!

После войны у книжного дела появились новые возможности. Бумага стала белее и плотнее, краски – ярче и разнообразнее. Не хватало лишь художников-придумщиков – таких во все времена бывает мало. Но и они находились. Например, художница Лия Майорова. В середине 50-х годов она придумала свою первую объёмную книгу – «Теремок», а за ней – ещё сотню! Идеи – одна занятнее другой – били фонтаном, и к юным читателям пришла совершенно новая книга – знакомая всем нам книжка-игрушка. Лия Майорова рассказывала: «Я всегда мечтала, чтобы ребёнок ахнул, засмеялся. И мне больше ничего не надо было. Значит, работает!»

И другие талантливые художники и конструкторы брались за создание книжек-игрушек, и каждая из них «работала» – дарила радость всей семье. Одно плохо – со временем любимая книжка обтрёпывалась, теряла свои клапаны и дверки. Зато и чинили её частенько всей семьёй.

Фото: www.i-igrushki.ru

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий