Как храмы спасают нас
«Вера» уже писала о проекте «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Начавшийся в 2006 году, он не только не угас со временем, как это случается со многими такого рода проектами, но и вышел за границы Поморья, шагнув в Костромскую область, Республику Марий Эл и др. регионы. А в 2022-м «Общее Дело» пришло в Коми. Участники проекта занимаются нынче здесь объектами в трёх деревнях, из которых наиболее крупный – церковь Прокопия Устюжского в Нючпасе Койгородского района. Работы там ознаменовались ещё одним важным событием. Поддержать волонтёров прибыли архиепископ Егорьевский Матфей и епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн. Для посёлка событие стало неординарным: после почти 90 лет молчания 1–2 июля 2023 года в Нючпасе впервые совершались Божественные литургии, да ещё в сослужении двух архиереев. Хорошо бы это стало традицией – посещение архиереями не только уже построенных храмов, но и освящение молитвой вот таких руин, как Прокопьевский храм.
О «кухне» «Общего Дела» мы поговорили с координатором проекта Михаилом Костиковым.
– Михаил, как штаб проекта определяет план и график экспедиций?
– Проект существует 16 лет, и мы уже в состоянии мониторить ситуацию на объектах. Вначале туда приходят разведывательные экспедиции, чтобы мы понимали, насколько срочно и какие именно там требуются работы. Осенью–зимой мы выстраиваем график и вывешиваем его на наш сайт. В том числе мы решаем, какие работы мы не сможем закончить в текущем году. Вот Нючпас точно в этом году не закончим, там по храму серьёзные проблемы, и за две недели их решить не получится. Поэтому продолжим либо осенью, в том числе с помощью местных жителей, либо в будущем году. Бывает, какие-то работы в одном храме растягиваются на 3-4 года.
– Что из себя представляют экспедиционные команды? Командиры – это профессиональные архитекторы, плотники? Вот вы, например, кто? В анкетах на сайте не говорится, что требуются конкретные специальности…
– Командиры – это организаторы, опытные участники проекта, умеющие руководить группой. Я работал в одной из московских метрологических компаний: сначала ездил на работы как волонтёр, затем – как командир экспедиции. Сейчас я координатор проекта. В команде есть люди, отвечающие за строительство, за кухню, за быт, за медицину и так далее.
Команды бывают разные по численности. У нас есть командир – отец Дмитрий Николаев. Он ездит со своим приходом уже много лет, и экспедиция у него достигает иногда до 50 человек. Они берут большие объекты, причём трудятся ударно. В обычной команде в среднем 10-20 человек. Работы у них менее масштабные, и вот тут, когда мы испытываем потребность в специалистах, делаем объявления: «Нужны альпинисты» или «Нужны плотники». И так далее.
Если взять, например, тот же Нючпас, то экспедиция вышла довольно специфическая. Туда отправилось большое количество молодёжи, в основном из московских приходов, ну и, как вы знаете, двое владык с сопровождающими лицами. И мы заранее понимали, каких специалистов в эту экспедицию нам следует привлечь.
А вообще в штате «Общего Дела» есть три архитектора, которые сотрудничают с коллегами для проектирования конкретных противоаварийных работ. Если объекты являются объектами культурного наследия, работы согласуются с органами их охраны. После этого утверждается смета на материалы и команда: сколько каких специалистов требуется, на какие работы – высотные или простые, куда везти.
С проектом тесно сотрудничают ведущие специалисты в области деревянного зодчества, например Андрей Бодэ, Андрей Барабанов и другие. «Общее Дело» проводит регулярные конференции, посвящённые деревянному зодчеству. Мы тесно сотрудничаем с музеем-заповедником Кижи…
– Вклад Кижского музея в этом и заключается – в предоставлении специалистов?
– Да, специалисты Кижей первыми выезжают на все объекты в Карелии, затем помогают и следят за тем, как идут работы. Волонтёры имеют возможность учиться у них. При храме Серафима Саровского в Медведково, где базируется «Общее Дело», есть плотницкая школа, столярная мастерская и школа резчиков по дереву. Выпускники имеют возможность поехать в Кижи на дальнейшее обучение.
– На сайте обозначена сумма участия – как правило, 15 тысяч рублей. Кто в какой доле участвует в финансировании экспедиции: участники, партнёры, может быть, благотворители?
– 15 тысяч – это ориентировочная сумма для понимания участника, сколько он потратит на поездку. В эту сумму входят проезд до места экспедиции и питание. Проезд либо поездом, либо это стоимость бензина на машину. Питание из расчёта три тысячи в неделю на человека. Команда заранее закупает продукты, завозит на объект и сама готовит. То есть полевая кухня.
– А где вы там живёте?
– Как правило, в палатках. Если есть возможность переговорить с местными жителями – если они там вообще есть, – это могут быть их дома. Вот в Нючпасе местные жители очень активно участвуют в этом процессе. Они много чего подготовили ещё до нашего приезда: косили, поставили туалеты, выделили людей для кухни и места для проживания. Но ясно, что домов на всех не хватает, особенно в такие моменты, как в Нючпасе, когда на литургии встретились первая и вторая экспедиции – около 80 участников.
– Принимают ли какое-то участие в вашей работе местные и региональные власти?
– Расскажу на примере Нючпаса. Как мы вообще оказались в Коми? В прошлом году у нас была первая, по большому счёту, экспедиция по республике. Управление по охране объектов культурного наследия вышло на нас с предложением поработать на конкретном объекте – в Мошьюге. Причём они сами и активные местные жители изыскали средства, купили материалы – так бывает нечасто. Обычно сборы объявляем мы, ищем жертвователей, – а вот тут все эти вопросы самостоятельно решили местные жители. А нас попросили просто эти работы провести. Так мы сотрудничали в прошлом году, а в нынешнем специалисты управления попросили нас поработать ещё на двух объектах. Администрация Койгородского района помогла нам с организацией транспорта, познакомила с местными жителями.
– Перед реализацией того или иного проекта вы находите, конечно, предприятие, занимающееся древесиной?
– В Коми на самом деле приятно и радостно работать. Ещё в прошлом году, приехав на разведку в Нючпас, мы познакомились с хозяином тамошней лесопилки. И он нам сделал скидку на пиломатериалы. В Нючпасе состояние храма таково, что все кровли там обрушились, кроме как над колокольней. Но не всегда нужен большой объём пило- или иных материалов. Например, если это консервационные работы на небольших часовнях. Поэтому перекрытие часовни больших затрат не требует. Консервация доступна для большего круга людей, в том числе и в материальном плане, – это гораздо более простые работы, чем реставрация. Смысл консервации – предотвращение попадания в деревянное строение влаги, как основного фактора его разрушения. Поэтому главная работа – это либо перекрытие существующей кровли, либо, если кровли уже нет физически, ставится особая консервационная кровля на само здание или на независимые опоры.
Деньги ищем по-разному. Иногда помогает человек с корнями из деревни, где мы наметили работы, как в этом году у нас в Карелии произошло. У него есть возможности, и он жертвует крупную сумму на закупку материалов. Где-то команда самостоятельно собирает деньги на материалы, если это не очень большая сумма, конечно. Кто-то находит меценатов на стороне, как, например, в Унежме в Архангельской области. В этой деревне проводится реставрация методом переборки храма Николая Чудотворца. Сейчас там трудится команда профессиональных реставраторов.
– Бывали ли в практике безнадёжные объекты, от которых пришлось отказаться? Или это противоречит философии проекта?
– Если мы имеем дело уже с руинами, если здание рухнуло и лежит, о противоаварийных работах говорить не приходится. Здесь нужны какие-то другие решения, но не консервация. Хотя бывает по-всякому. Взять уже упомянутую Унежму, где сейчас самый труднодоступный объект. Это побережье Белого моря. Туда нужно добираться либо на вездеходе, либо по отливу, пока он есть. Там большой храм Николая Чудотворца, и он какое-то время фигурировал в наших презентациях как по сути потерянный, потому что уже завалилась и начала рушиться верхняя часть. Но мы всё-таки решили попробовать: провели разведывательные экспедиции и оценили риски. Пришлось разбирать верхнюю часть, маркировать и потом уже заново собирать. Никольский храм в Унежме – это тот случай, когда храм был почти списан, и тем не менее там сейчас уже проходит не консервация, а реставрация. Неожиданно в какой-то степени для нас всех.
– Ваше дело, безусловно, благородное, но будут ли восстановленные вами храмы вовлечены в церковную жизнь?
– Конечно, не может не приходить в голову этот вопрос. Ведь понятно, что если храм находится в полуразрушенном состоянии, то это результат того, что он заброшен. Там, где людям храмы были нужны, даже в советские годы, они не только поддерживались, но и не закрывались. Туда, где есть приход, желание и интерес людей заниматься храмом, мы, как правило, не едем. Как я уже говорил, это не такие большие затраты. Это больше вопрос желания прихожан. Зачастую те объекты, на которых мы работаем, находятся в брошенных деревнях: там некому заниматься храмом и, конечно, там богослужебная жизнь не начнётся. Мы делаем то, что сделать просто-напросто больше некому. И тут у нас простой выбор: либо оставить как есть и пусть догнивает, либо мы сейчас приложим какие-то усилия для того, чтобы сохранить. Понадобятся ли людям наши труды потом? – это не к нам вопрос. Мы должны сохранить построенное нашими предками и передать дальше. Мы делаем то, что можем и должны. А как дальше – уже решит Господь.
Угодно ли это Богу? Да, и это мы чувствуем в нашей работе. На очень многих объектах только своими силами, без помощи Божией, ничего бы не получилось. Как координатор проекта я вижу: мы, может быть, и молодцы, постарались, но результаты удивительным образом превышают наши усилия и наши компетенции.
Один из участников наших экспедиций, американец по происхождению, Матфей, то есть Мэтью, недавно после долгой битвы получивший российское гражданство, как-то обратился к основателю и руководителю нашего проекта отцу Алексею Яковлеву: «Батюшка, можно ли так сказать, что это не мы спасаем храмы, а храмы спасают нас?» Я думаю, что он очень точно прочувствовал то, что на самом деле происходит в экспедициях на Русском Севере. Потому что Господь всё, что можно, сделает и без нас. Но Он направил именно нас.
Фото участников экспедиций «Общего дела» в посёлок Нючпас:
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий