Без благословения

В Великих Луках на территории завода «Микрон» установлен памятник Иосифу Сталину. Случай не первый – таких изваяний в стране немало, и чаще всего их устанавливают у себя на участках частным образом.

Источник фото: rf-smi.ru

Внимание привлекло другое – участие в мероприятии духовенства. Памятник освятил иерей Антоний Татаринцев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в деревне Русаново (Псковская область). Сделал он это без благословения правящего епископа, не говоря уж о том, что проигнорировал отношение к подобным инициативам Псковского митрополита Тихона (Шевкунова). Несколько лет назад архиерей очень резко высказался об изображении Сталина, появившемся в главном храме армии, сказав, что никто не отрицает, что Сталин великий государственный деятель: «Но и Диоклетиан был великий государственный деятель». Диоклетиан – это один из самых безжалостных гонителей христиан в Римской империи.

Изучить и прокомментировать ситуацию с освящением памятника Сталину в Великих Луках поручили епископу Зеленоградскому Савве. Поэтому его мнение – это ещё и позиция Патриархии. Он отозвался о произошедшем крайне негативно. Больше всего епископа Савву возмутили слова отца Антония: «Пострадала Церковь в годы правления Иосифа Виссарионовича, но благодаря этому у нас много новомучеников и исповедников». «Эти слова кощунственны», – сказал владыка. Это, безусловно, новое слово в истории православия – славить гонителей за то, что они гонители. Только в 1937–41-м годах аресту подверглись 175 тысяч священнослужителей, расстреляны были 110 тысяч.

Примерно на той же волне оказалась и актриса Мария Шукшина, сказавшая, что приехала на церемонию, несмотря на то, что во время сталинских репрессий был расстрелян её дёд.

Едва ли Церковь должна препятствовать установке таких памятников, памятуя, что именно Сталин пошёл наперекор многим соратникам, примирившись с Церковью, и под его началом была достигнута Победа. Глумление над его памятью для нас, конечно, неприемлемо. Как и участие в его прославлении. Ничего похожего на покаяние Сталин за самые страшные гонения в истории так и не принёс. И речь не о формальной стороне. Он и гнал Церковь, и мирился с ней по одной причине – это отвечало его представлениям о государственных нуждах. Не похоже, что душа его вообще во всём этом участвовала. Плохо, когда государство полностью игнорирует и преследует за религиозные убеждения своих граждан, пытается на этом пути подменить веру в Бога верой в коммунизм или во что-то иное. Но гораздо страшнее, когда эта подмена принимается священнослужителями.

Ошибочно считать, что дело сводится к отцу Антонию. Это показывает не только присутствие Шукшиной. Вот как сама она объяснила своё участие: «Едва ли не старейший священник Псковщины, архимандрит Сергий (Стуров), находящийся ныне в колясочном режиме, настоял на своём участии в открытии монумента. Архимандрит Сергий – фигура почти сакральная».

То есть мы видим, что внутри Церкви существует достаточно серьёзное движение, предполагающее, что цель – создание могучей державы – оправдывает любые средства, в том числе самые бесчеловечные. Можно вспомнить, как распространялась картина «Сталин в гостях у Матроны Московской», выдаваемая за икону. В реальной истории Сталин у Матронушки не был, но примерно из таких выдумок и создаётся образ почти царя, тайно исповедующего православие.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий