От покаяния к любви
У меня в гостях давний знакомый. Мы рады встрече, ужинаем, можно сказать, пируем. В этот момент заходит брат-насельник, слегка подшофе. Беседуем, и тут обнаруживается у нас с братом разномыслие, начинается дискуссия. Я указываю на его грехи, говорю, что надо молиться, чтобы от них избавиться. Он горячо оправдывается, не считает свои грехи грехами. Понимаю, что нужно менять тему, но брат, будучи не вполне трезвым, ещё больше распаляется, а я, потеряв над собой контроль, стучу по столу кулаком. Насельник встал и вышел. Наступила гнетущая пауза, и мы с другом тоже отправились по кельям с испорченным настроением. Конечно, я виноват. Стучать кулаком не следовало. В ту ночь я не уснул, но, прочитав покаянный канон, почти успокоился.
Утром перед литургией служу молебен. На ум приходят слова апостола Петра: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Понимаю, что причиной моего проступка был гнев. А гневался ли наш Господь? Закончив молебен, спрашиваю у иеромонаха Феодосия: «Гневался ли Спаситель?» Он отвечает: «Конечно, и не раз. С гневом обличал фарисеев, опрокидывал столы в храме Соломоновом и прогонял менял».
Эти слова бальзамом пролились на мою сердечную рану. Вышел из алтаря принимать исповедь у кающихся. Мне они дороги. Ради них Сын Божий сошёл на землю, претерпел бичевания и позорную смерть и Своей кровью, пролитой на Кресте, выкупил всё человечество из ада. Кающиеся это знают и благодарят Его за своё спасение. Когда читаю разрешительную молитву о раскаявшемся, радуюсь и понимаю, что ещё больше радуется этому Христос. Кающийся знает свои грехи, стремится их исправить и этим совершенствуется и стремится к святости. Но, к сожалению, даже среди христиан многие своих грехов не видят, а есть и те, что видят, но считают их ни за что, находят себе оправдания. Упорствуя, они вызывают гнев Божий. А так как Иисус Христос Бог кающихся, то отказ признать грех – это хула на Духа Святого. Человек сам отлучает себя от Святых Таин, теряя связь с Подателем жизни. А если многие люди разом гневят Господа, то гнев Его может огнём пролиться на землю.
К счастью, брат-насельник признал свою вину, подошёл и попросил прощения. Мы любим друг друга и не можем долго носить в себе обиды. Я тоже попросил простить меня за то, что слишком разошёлся. Всегда бы и все примирялись после ссоры – жили бы мы в другом мире. Увы, кающихся немного ещё и потому, что меняются критерии греха. То, что ещё недавно считалось немыслимым, смертельно опасным для души, ныне оправдывают даже те, кто именуют себя христианами. Одно оправдали, другое, третье, полагая себя добрыми, цивилизованными людьми, словно они могут принимать такие решения за Господа Бога, отменяя Священное Писание.
В день Петра и Павла на Божественной литургии я вслух прочёл послание апостола Павла, который пишет о себе, что он еврей, израильтянин, римский гражданин, – и всё это могло обеспечить ему спокойную жизнь в миру. Вместо этого он понёс свет Христов язычникам. Первые христианские общины почти целиком состояли из евреев, и на язычников поглядывали так, как было веками у них принято, не спешили обращаться к ним с проповедью. Павел же считал это неправильным. Это было очень тяжело. Он уничижал себя, чтобы быть понятым. И какие награды за это получил? «От Иудеев, – повествует он, – пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение…» Жил «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе». Но всё претерпел до конца, до усекновения его честной главы.
В чём был успех его проповеди? На этот вопрос сам апостол отвечает: «Господь сказал мне: “Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо, когда я немощен, тогда силён». Немощный человек – это не только физически слабый, простой и бедный, который без Божией помощи прожить не сможет. Немощным может быть и сильный, и умный, и богатый, но осознающий: всё, что у него есть, даровал Господь. Так было и с апостолом Павлом, который, оставив все блага и прелести мира, последовал за Христом.
Через книги святых отцов я полюбил Христа и пришёл в Божий храм. Я был уже в годах, и мне хотелось поделиться радостью с невоцерковлёнными, зачастую неверующими, за что не раз попадало от священноначалия. И только сейчас понял, в чём дело. Вне храмов в советское время проповедь была запрещена властями. Власть сменилась, а привычки остались, отчего многие приходы, особенно в сельской местности, превращались в секты. Во времена апостола Павла была в чём-то схожая ситуация. Если иудеи могли просто побить, но до смерти изредка, то проповедь среди язычников была смертельно опасна. И не сразу ученики Христовы решились выйти на неё, а когда вышли – все, кроме апостола Иоанна, были убиты.
Многое ли изменилось сейчас? Многое, но не всё. Как приятно бывает проповедовать своим! И сколько приходится претерпеть, когда мы покидаем круг воцерковлённых… Миру сегодня Христос не нужен, с Ним некомфортно – и чем дальше, тем злее нас будут встречать.
Но есть ли у нас выбор? Замкнувшись в себе, мы впадём в гордыню, потеряем благодать. Впав в гордыню, пала Католическая Церковь. Впав в гордыню, рухнула православная Византия.
Впав в гордыню, начали междоусобную брань русские князья, за что Господь попустил нашествие иноплеменных, обративших Русскую землю в пепел. Вспомним, как ещё недавно кичилась Украина, объявив, что собирается стать второй Францией. А как кичились мы вплоть до начала войны, что одним махом семерых побивахом. Никто ни в чём не хотел уступать, никто не желал видеть друг в друге братьев. За то, что забыли заповеди Христовы, мы платим сегодня кровью своих детей. И не знаем, что делать, хотя всё так просто. Это тоже апостол Павел: «Всё у вас да будет с любовью».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий