Сплочение в пути
Анатолий АВДЕЕВ
В 2023 году исполнилось 640 лет, как крестьянин Симеон Агалаков из деревни Крутицы обрёл в чаще леса на берегу реки Великой 6 июня 1383 года святой образ Николая Чудотворца – древнейшую святыню земли Вятской.
Давно я собирался сходить в Великорецкий крестный ход. Мои соседи Печеницыны прошли по этому маршруту уже двадцать раз, а у меня что-то всё не получалось. Наконец, взял благословение, взял отпуск и, победив неожиданно свалившуюся болезнь, начал подготовку. Приобрёл рюкзак, купил в церковной лавке иконку Николая Чудотворца, акафист, молитвослов, составил список вещей, которые необходимо взять с собой в дорогу. Вспомнил наставление: «И заповедовал им ничего не брать в дорогу, кроме посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе, но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк. 6, 8-9). У меня так не получилось, но всё же, подумав, сократил список втрое: в рюкзак вместились лишь ветровка, дождевик, сапоги, сланцы, коврик, две пары носков, свитер, кружка, чашка, ложка, фотоаппарат, записная книжка с ручкой, туалетные принадлежности, телефон, паспорт, небольшая аптечка, репеллент-распылитель. Из продуктов – сухари, хлеб, вода, два пакетика сгущёнки, две банки тушёнки, десять пакетиков чая, печенье.
3 июня в шесть часов утра я уже был в Успенском соборе Трифонова монастыря, где возжёг свечи за детей и всех родственников и причастился Святых Христовых Таин. Было многолюдно. Вновь съехались в наш древний город Вятку молитвенники со всех уголков России, паломники из дальнего и ближнего зарубежья. Люба Святителю Николаю земля наша Вятская: тихая, спокойная, неброская, солнышком едва обогретая, терпеливая, в работе ломовая.
Подошло время, и Великорецкую святыню вынесли после окончания молебна на центральную улицу города Кирова – улицу Ленина. Шествие грандиозное, словами не описать. Многотысячному людскому потоку нет конца. Три архиерея в обшитых золотом облачениях идут впереди, за ними – духовенство митрополии, далее – многотысячный русский народ, православное Христово воинство числом великое, с иконками Святителя Николы на груди, возрастом – от грудных младенцев до престарелых бабушек.
Идёт крестный ход день, два, три… Бобино, Загарский погост, Монастырское, Горохово… Движется по бездорожью, грунтовке и асфальту – и чудеса сопровождают трудников на каждом шагу. Только подумаешь: «Хорошо бы кваску глотнуть», – как тут же обгоняет машина и начинают раздавать квас. Промелькнёт мысль: «Хоть бы тучки на небе появились и закрыли наши головы от палящего солнышка», – как скоро поднимается ветер и тучи, закрыв солнце, обрушивают на нас освежающий ливень.
В конце третьего дня пути показались стены Николо-Великорецкого Спасо-Преображенского мужского монастыря – конечная цель крестного хода. Колокольный звон заполняет округу. Слёзы на глазах очищают душу от плесени равнодушия, от окаменелого нечувствия, в теле появляется необычайная лёгкость. После молебна возле стен Никольского храма святыню переносят на место её обретения – на берег реки Великой. Здесь, около Набережной часовни, паломники исповедуются, чтобы назавтра причаститься. «Не покаешься – не очистишься, не очистишься – не оживёшь душою, не оживёшь душою – погибнешь».
Село в эти дни превратилось в большой уездный город. Народу нет конца и краю. Автобусы подъезжают и подъезжают. Уже не вмещают всех желающих стены обоих соборов, а люди всё подходят. Улицы до самой реки заполнены палатками, торгующими иконками, рукоделиями, картинами и книгами. А какая разнообразная и вкусная выпечка!
Богослужения с возвышенными проповедями батюшек идут днём и ночью. Сна нет. Да и какой может быть сон в эти святые минуты торжества, когда сам Святитель Николай в гости к нам пожаловал!
В десять часов утра 6 июня в часовне начинается главное действо – литургия с архиерейским служением в присутствии губернатора и правительства Кировской области, руководства Юрьянского района. На безоблачном небе появилась красивая яркая радуга – от края и до края. Через час с востока приплыло множество маленьких белых облачков-«барашков» с распростёртыми «крылышками», словно ангелы спустились с небес.
Паломники причащаются в нескольких местах огромной зелёной поляны. После богослужения начинается чин освящения воды в реке Великой и в святом источнике, расположенном у подножия высокого холма. Все троекратно погружаются в прохладные воды купели. Так благодатно, что голова кругом.
…Быстро пролетело время в Великорецком. В два часа ночи 7 июня, после молебна с акафистом, под звон двенадцати колоколов крестный ход отправился в обратный путь. Преодолев длинный Медянский бор и поднявшись по глинистому взгорью, зашли в село Медяны. Здесь жители ждали нас с самого утра: накормили вкусным гороховым супом, угостили парным коровьим молоком, чаем на травах и свежеиспечённым белым хлебом, от которого мы отвыкли за пять дней хода. Последний ночлег – в Мурыгино. Ноги еле держат. В местном Доме культуры устраиваемся на ковриках в углу коридора, под пальмами, подложив под голову рюкзаки. Невдалеке расположился Савелий, гость из Воркуты, лежит и удивляется: «У нас в городе тоже проходят крестные ходы, но разве сравнишь – ведь здесь идёт 40-50 тысяч! Чудо, да и только!» На меня постепенно наваливается усталость бессонных ночей: не дослушав собеседника и даже не успев снять обувь, под монотонное чтение молитв соседей засыпаю.
Ранним утром следующего, последнего, дня пути идём по сосновому бору. Наконец преодолён мост через Вятку, и мы идём уже по улицам города. Присоединяются старушки, мамы с колясками, просто встречающие. Из храмов города несётся благовест, который не прекращается до самого Трифонова монастыря.
Вот мы и вернулись. Есть время задуматься о том, что же дал паломникам-крестоходцам Великорецкий ход. Мы побывали в другом временном измерении, отворив для себя новую дверь в мир невидимый. Измеряется крестный ход не пройденными километрами и даже не часами испытаний, а степенью внутреннего перерождения, в котором нет места грубости, стяжательству, обману, сквернодействиям и сквернословиям. В душе поселяются мир и спокойствие.
Всё потому, что произошла встреча с живым православием, в котором нет начальников и подчинённых, но только братья и сёстры, помогавшие друг другу на всём пути, где путников одолевали комары и пауты, дожди и холод, мучили колдобины и мозоли на ногах, а лямки от рюкзаков врезались в плечи. И вместе с тем шло перевоспитание «себя любимого».
Кто-то из паломников идёт по «зову предков», исполняя обет, данный нашими предками Святителю Николаю. Другие – чтобы укрепить свой характер, развить в себе выносливость. Для меня участие в Великорецком ходе – самое большое Чудо жизни. Святитель Николай преподаёт нам урок возрождения соборного духа среди очень доверчивого русского народа, разобщённого в последнее время силами сатанизма и тьмы.
Пришло время объединиться русскому народу и исправлять последствия антирусской перестройки 1985–1999 годов, изгнать русофобскую «пятую колонну», внедрившуюся во все слои русского общества. Великорецкий крестный ход служит таким объединяющим звеном многих народов России и для защиты своей свободы, земли, детей от коварного и опасного внешнего врага – продажных оборотней-бандеровцев.
Как написал вятский поэт Анатолий Гребнев:
И вечно будет жить Россия,
Пока с крестом из года в год
Идёт, идёт в места святые
Великорецкий крестный ход!
Фото автора
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий