Фотография на стене

26 мая – память священномученика Василия Соколова

Есть в центре Москвы всем известная пешеходная улица – Арбат. Днём и ночью на ней кипит жизнь: тут и музеи, и старинные особняки, и магазины, и концерты живой музыки, и даже цирковые представления. Ещё сто лет тому назад москвичи называли её Миколиной улицей или улицей трёх Никол – недалеко друг от друга стояли здесь три церкви в честь самого любимого и почитаемого в народе святого – Святителя Николая. Одна краше другой были эти церкви – Николы Явленного, Николы в Плотниках и Николы в Песках – да вот показались лишними новой власти, свергшей царя, и были разрушены.

Самым красивым был храм Николы Явленного – он назывался так потому, что много веков назад прямо во время службы людям явилась икона Святителя Николая. В предреволюционные годы приходская жизнь Николо-Явленской церкви была очень насыщенной. При ней работала воскресная школа, а приходское братство, помогавшее обездоленным, было известно добрыми делами на всю столицу – в большом городе всегда было предостаточно бедных людей. Руководил братством настоятель храма – протоиерей Василий Соколов, выдающийся проповедник и пастырь. Прихожане очень любили батюшку, а его слово, горевшее любовью к Богу и Отечеству, разносилось далеко за пределами Москвы, ведь батюшка был ещё и писателем, и публицистом.

Отец Василий со своими детьми. Фото: pravoslavnoe-duhovenstvo.ru

Такие священники были духовными маяками для очень многих людей, поэтому новая власть боялась их и ждала лишь повода, чтобы арестовать. И час пробил. В 1921 году в России из-за засухи случился страшный голод – без пропитания оказались 23 миллиона человек. Поначалу государство не принимало решительных мер для помощи им – лишь Церковь устами Патриарха Тихона объявила среди своих чад денежный сбор для закупки хлеба, и удалось собрать немало. Однако власть решила действовать иначе – отобрать у Церкви её богатства. В храмы и даже в алтари начали врываться вооружённые люди, бросать в мешки священные предметы, без которых невозможно совершать богослужение и к которым можно прикасаться лишь батюшкам…

Разве могли священнослужители и прихожане спокойно смотреть на такое? Конечно, нет. Они пытались помешать свершиться святотатству. За это-то их и начали хватать и бросать в тюрьмы. Первыми «за сопротивление изъятию церковных ценностей» в Москве арестовали отца Василия Соколова и ещё пятерых человек. Вскоре все они были казнены. В наше время Церковь прославила их в лике святых, веря, что они стоят у Божьего Престола и молятся о нас.

Сохранились записи, которые отец Василий вёл в тюрьме, томясь неизвестностью о своей участи. Вот какими словами они заканчиваются: «26 мая. Какая стоит чудесная погода! Как хорошо в мире Божием даже из тюремного окна! Какое тепло, какой воздух, какое чудное голубое небо с редкими перистыми облачками! А как теперь хорошо, наверное, в поле, в лесу, у нас в огороде! Наверное, расцвела сирень. Боже мой, как рвётся душа туда, в родные места! Но если здесь так хорошо, то ещё более прекрасен тот невидимый, небесный мир, где пребывает в славе Своей Господь со святыми небожителями! Какая там должна быть радость, какое восхищение, какое блаженство! Потому-то и Христос говорит в Святом Евангелии: “Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” (Мф. 10, 28). Благословение Господне на всех вас да пребывает во веки. Аминь».

В документальном фильме «Священномученик Василий Соколов» внуки батюшки Василий и Ирина вспоминают: когда они были маленькими, портрет дедушки опасно было показывать кому-то и он висел в их квартире, повёрнутый к стене и закрытый от посторонних глаз картиной «Дедушкины радости». Во время войны, как только раздавался вой воздушной тревоги, дети выбегали из своего деревянного дома и прятались в траншее. Но однажды решили во время следующего налёта вражеских бомбардировщиков не покидать дома. И оказалось, бомба угодила в ту самую траншею! В момент взрыва фотография дедушки на стене развернулась, и Борис с Ириной увидели его взгляд, полный любви. Тогда-то и поняли внуки, кто внушил им спасительную мысль!

Священномучениче Василие, моли Бога о нас!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий