Услышать в своё время

Протоиерей Всеволод Чаплин. Фото: u23.ru

31 марта протоиерею Всеволоду Чаплину исполнилось бы 55 лет, и сегодня это повод помянуть его. Он скончался уже три года назад. В воскресный день, совершив литургию в своём храме Преп. Феодора Студита, сел на лавочке, и сердце остановилось. Умер, как сейчас говорят, совсем молодым, но легко.

Его запомнили (те, кто запомнил) разным: ведь почти два десятилетия он работал в возглавляемом митр. Кириллом (ныне Патриархом) ОВЦС, был «церковным министром», занимаясь отношениями Церкви и общества. Начинал, в общем, человеком либеральных взглядов, что неудивительно для юноши – поклонника хиппи. Но, как яблоко на дереве, постепенно он рос на своём месте, а дозревал уже «в ящике», когда его сорвали с должности и отправили служить простым священником. В конце жизни его травили уже как ультраконсерватора.

В последние годы, оказавшись «на воле», он немало критиковал административную систему Церкви. Он был целибатом, но иногда, слушая его высказывания, казалось, что он юродствует как монах, сознательно подставляя себя под критику – просто чтоб его услышали. Например, когда заявлял: «Развязно себя ведущая и откровенно одетая женщина не права вне зависимости от того, изнасиловали её или нет».

И всё же резкость его чаще всего была оправданна. Вот что он говорил о своих собратьях-священниках: «Однажды, выходя из провинциальной гостиницы, услышал разговор прохожих: “Батюшка. Освящал что-нибудь…” Не лекцию читал, не больного посещал, а именно “освящал”! Вот так нас подчас и воспринимают — как платных требоисполнителей. Не мы ли сами тому виной?! Не мы ли отучили людей от образа священника-учителя, священника-утешителя, священника-миссионера, духовного врача?»

Критиковал Патриархию за экуменизм: «“Католики” поклоняются языческому идолу, отказываются читать Символ веры за мессой (!) ради комфорта атеистов, приглашают ЛГБТ-активистов выступать в алтаре, фактически проповедуют “спасение без Христа”, то есть отрекаются от Него. И кто-то считает, что они не еретики и с ними можно молиться за экуменическим “богослужением”?»

Критиковал он и светские власти: «У нас давно, со времён товарища Ленина, политика всегда строится так, что ущемляется прежде всего большинство. Национальное большинство, религиозное большинство». Это о нежелании объявить Пасху праздничным днём (а это значит, что в День Св. Духа все вынуждены идти на работу).

Быть может, то, что считали его «странностями», объяснялось тем, что он жил и мыслил на несколько шагов вперёд. Когда такие люди уходят, не сразу, но мы оказываемся способны догнать их. Прошло три года, и вот мы видим, что многое из казавшегося нам слишком радикальным в его высказываниях звучит обыденно.

«Мир долгим не бывает, мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю “слава Богу”? Общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни, – это общество, оставленное Богом, это общество долго не живёт».

«Отправил сейчас Клишасу и Крашенинникову предложения (о поправках в Конституцию) в ст. 9: Прибыль, образующаяся от использования природного сырья… после уплаты налогов распределяется в равных долях между всеми гражданами Российской Федерации, государством и самими компаниями. Российская Федерация образует из своей части прибыли Фонд будущих поколений, действующий в интересах семьи, материнства, детства и старости. Упомянутые компании направляют свою долю прибыли на модернизацию, поддержание и развитие производственных мощностей, стимулирование работников и выплаты акционерам…»

«Россия исчезнет до конца XXI века, если не положит приоритетные ценности в основу права и политики… веру, справедливость, солидарность, достоинство, державность. Если Россия не смотрит на Небо, а занимается только земными делами – она гибнет. Если ставит цели по-человечески недостижимые, вселенские, надмирные, – собирается и устрояет в том числе сиюминутные дела».

«Россия – это единственный центр непорабощённой цивилизации, способной раскрыться как христианская».

«Христианство и “мир сей” не только несовместимы, а принципиально противоположны. Мы не бежим из мира – но именно потому, что убеждаем его переделаться, измениться, превратиться в нечто совершенно иное. В новое творение во Христе».

Упокой, Господи, душу батюшки Всеволода. И подай нам мудрость видеть прикровенную правду, пока человек жив, а не когда он ушёл.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий