Тетрадь с песнями

23 февраля – 215 лет со дня рождения Петра Васильевича Киреевского

Пётр Васильевич Киреевский

В Тульской области  есть небольшой город Белёв – тот самый, что не одно столетие славится пастилой (раньше она называлась не «белёвской», а «прохоровской», по фамилии промышленника Прохорова, запустившего её производство). А недалеко от Белёва, в селе Долбино, находилась в начале XIX века богатая усадьба Киреевских, утопавшая в яблоневых садах и цветниках. Хозяин усадьбы, Василий Иванович, был человек набожный, добрейшей души и просвещённого ума. Библиотека барского дома насчитывала тысячи томов на разных языках, а кабинет хозяина был завален книгами и рукописями, заставлен склянками с порошками и жидкостями – он страстно увлекался химией и медициной. До чего же любили наблюдать таинственные превращения веществ в колбах маленькие Ваня, Петя и Машенька Киреевские – дети Василия Ивановича и его жены Авдотьи Петровны! Нравилось ещё им в тиши библиотеки залезать в широкое кресло и разглядывать картинки в книжках и журналах. Любовь к книге каждый из них сохранил до конца своих дней. Мария всю жизнь занималась переводами с иностранных языков; Ваня в будущем стал видным религиозным философом и издателем журнала. А Пётр со студенческой скамьи всерьёз занялся изучением русского фольклора. Народные песни покорили его сердце ещё в раннем детстве. В Долбино была Успенская церковь с чудотворной иконой Божией Матери. На престольный праздник стекался сюда с окрестных деревень простой народ, а после обедни начинались гулянья с хороводами, протяжным или задорным пением. Долбино славилось хорошими хорами, и Киреевские даже приглашали крестьян на луг и устраивали песенные состязания. Маленький Петя полюбил эти песни на всю жизнь, а став взрослым, задумал великое и трудноисполнимое дело: записать и издать всё, что поёт народ на Руси. «Едва ли есть в мире народ певучее русского, – писал он. – Во всех почти минутах жизни русского крестьянина участвует песня. Он поёт, когда ему весело, когда ему грустно. На все времена года, на все главные праздники, на все события семейной жизни есть особые песни…» Пётр Киреевский понял, что песня для русского крестьянина – самая большая отрада в тяжёлой жизни.

shareslide.ru

Он записывал песни в Архангельской и Вологодской губерниях, на Новгородчине и в Подмосковье, на уральских заводах, в Сибири… Киреевский исходил, можно сказать, всю Россию, забредая в такие глухие деревни, где люди жили как «при царе Горохе» и пели древние песни. А иной раз и в городе удавалось отыскать старинный напев то у нищих, то у извозчика. Как-то дошёл до Петра Васильевича слух о большой ярмарке где-то в Новгородской губернии. «Стало быть, можно надеяться на добычу!» — обрадовался он и поспешил туда: 40 вёрст плыл по озеру Селигер, ехал 25 вёрст на лошади. А едва успел вернуться, вновь пускается в дальний путь, чтоб успеть на сельский праздник. И возвратился с «добычей», записав двадцать свадебных песен. Николай Васильевич Гоголь назвал труды Петра Киреевского «великим подвигом», ведь он сохранил песенные богатства России на все грядущие века, собрав больше двух тысяч песен и духовных стихов.

Самоотверженность Пётр Васильевич унаследовал от отца. Только вот порадоваться блестящим успехам своих детей Киреевский-старший не мог – он ушёл из жизни, когда они были ещё маленькими. В лихую годину нашествия Наполеона Киреевский-старший отдал оба своих дома — деревенский и городской — под приют для беженцев и больницу для раненых воинов, где лечили не только наших солдат, но и французских. Он следил, чтобы раненые содержались в человеческих условиях, сам лечил их и ухаживал за ними, пока не заразился тифом…

Авдотья Петровна осталась с тремя детьми на руках, и тогда на выручку к своей племяннице поспешил Василий Андреевич Жуковский, известный поэт и друг Пушкина. Он-то и помог воспитывать «милых дитёнков», став для них большим другом до конца жизни.


Загадки

Пётр Киреевский собирал в народе и загадки. Вот несколько из них.

  1. Ни окна, ни дверей – полна церква людей. (Огурец).
  2. Сидят два братца через дорожку, а друг друга не видят. (Два глаза и переносица).
  3. Летели четыре орла: один с восходу, другой с полдён, третий с полуночи, а четвертый с запада. Слетелись они в одно гнездо, в одном гнезде снесли одно яйцо. (Четыре евангелиста и одно Евангелие).
  4. Родился – не крестился, умрёт – не оживёт, а Бога носил. (Ослик, на котором Христос въехал в Иерусалим).
  5. На белом поле чёрные семечки. (Письмо).

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий