«Символ единства»

Рубрика • У старообрядцев •

В Москве вышел в свет “Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 1996 год”, главное издание старообрядцев-поморцев. В нем помещена обширная статья “600 лет преставления иже во святых отца нашего Стефана епископа Пермского”, в которой подробно рассказывается о жизни и трудах святителя, а также о подготовке к празднованию в Сыктывкаре. “Это возвращение к наследию, – отмечается в редакционной статье, -необходимо для современной России, испытуемой неустройствами и национальными разделениями, для единения духовного, которое принес древнему народу Коми, одному из первых инородцев, соединившихся с Русью, апостолам равный святитель Стефан, по преданию написавший образ “Зырянский Троицы”, символ Единства и Согласия”.

Большая статья посвящена служению в Сыктывкаре председателя Российского совета старообрядцев-поморцев О.И. Розанова. “Особенно запало в душу крещение взрослых на реке Вычегде, – пишет автор. – Вначале произошла небольшая заминка. Одна из крещаемых вдруг категорически запротестовала: не нравится место, не будем здесь креститься. Возник спор, пока не подошел Олег Иванович. Я смотрела на него, думая: как же он поступит, что скажет? И совершенно неожиданно для большинства он говорит женщине: “Успокойтесь, скажите, куда надо ехать, мы поедем туда, куда скажете вы”. Женщина растерялась от такого поворота в споре и тут же согласилась со всеми. После крещения на крутом берегу Вычегды установили на сосне образ Богородицы, встали перед Ней и все вместе молились за вновь крещеных… Провел наш духовный отец и исповеди. Трудно идти к наставнику с грехами, накопившимися за более 70 лет, как у моей мамы, или у меня за 50. Слова застревают в горле, за многое стыдно, но зато какое облегчение, когда очистишь душу. Хорошо, что исповедь проходила индивидуально, без спешки – это была и исповедь, и беседа на нравственные темы, которых нам так не хватает…”

Олег Иванович Розанов

О сыктывкарской общине: “Отче благословил в уставщики нашей общины Сокерина Ивана Васильевича… Позднее выяснилось, и это было как знаком Господним, что этот день был днем ангела Ивана Васильевича, и в эти же дни ему исполнилось 25 лет, возраст, когда можно благословлять в служители Церкви… Наше предложение председателю PC ДПЦ -провести в ноябре с.г. очередное заседание совета в Санкт-Петербурге, ввести в его состав представителей из сыктывкарской общины, молодой, но имеющей хороший интеллектуальный потенциал… Обсуждались вопросы и возможные варианты издания в Сыктывкаре богослужебной литературы, сбора историко-культурного, архивного материала”.

Среди богословских и учительных статей календаря (“Нравственность и современность”, “О Псалтыри”, “О Библии” и др.) внимание привлекает подборка речений “Можно ли мужчинам отращивать волосы?”. В предисловии говорится, что у старообрядцев-поморцев кое-где возникает обычай носить длинные волосы. Но что говорят об этом святые отцы? Святой Епифаний Кипрский, ч. 5-я, стр. 302: «В Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает… но и не носить длинных волос… Назореям это приличествовало только ради прообраза: древние… носили волосы на голове вследствие обета, и это до тех пор, пока не пришло и не совершилось обетование мира, то есть пока не явился глава Христос… Это не есть какое-нибудь доброе дело для Бога, хотя и предпринимается ради Бога. Но этот обычай держится упорством после того, как прешел подзаконный образ и явилась Истина…”

Святой Феодор Студит, изд. 1867 г., письмо 27-е, к патрицию Никите, стр. 194: “Так, Господин, есть Божественные законы и правила, которыми руководствуется всякий благочестивый, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь… а что (о волосах) есть Божественное повеление, это, во-первых, объясняет апостол (1 Кор. 11, 14), потом постановление (Постан. Апостол, кн. 1-я, гл. 3-я), затем Златоуст, доказывающий, что мужчинам растить волосы несомненный грех, наконец, правило святого Собора шестого (прав. 96)”.

Святой Епифаний Кипрский, изд. 1859 г., ч. 5-я, стр. 302: “О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос… не давать доступа тщеславию под видом праведности”.

Под рубрикой “Духовные стихи” помещены древние народные стихи с крюковой записью напевов. Примечательно, что эти песнопения хранятся не только среди старообрядцев, но и у нас в Русской Православной Церкви. Мы уже публиковали подборку из альбома ибского протоиерея Сергия Паршукова (в №№ 174-177, 181-182). Многие стихи, которые переписывали его прихожанки из альбома и пели, – те же самые, что в собрании старообрядца М.Б. Пашинина (они опубликованы и в календаре, и в старообрядческом сборнике “Духовные стихи”, Рига, 1995 г.). Некоторые из этих песнопений, собранных в сборник, до сих пор поются в народе, например в Удорском районе Коми (песнь “Умоляла мать родная…”, записанная там нашей корреспонденткой, прежде публиковалась в “Вере”). Наследие у нас общее, и это залог единства между православными и старообрядцами.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий