Открытый огонёк

В Рождественский сочельник отошёл ко Господу настоятель храма Александра Невского в Кичменгском Городке иерей Сергий Щепелин. Для родных и прихожан невосполнимая потеря. А ещё – оборвалась ниточка преемственности с теми, кто начал возрождать православие в этой Вологодской глубинке в новейшие времена.

Первым священником в 90-е годы был здесь отец Сергий Колчеев, служивший в соседнем Никольске. Ещё будучи корреспондентом «Комсомольской правды», в конце 80-х приезжал он из Москвы в Кичменгский Городок, зашёл в местный музей и познакомился с его директором – Сергеем Александровичем Щепелиным. Расспрашивал о местных святых, о преподобном Симоне Воломском. Эта встреча изменила жизнь директора. Хорошо представляю это, поскольку и сам в начале 90-х, когда отец Сергий Колчеев начал служить в Никольске, многое у него почерпнул в духовном плане – переписка с батюшкой была опубликована в 1992 году («В невесомости», «Вера», №№ 72–73). Умер батюшка в 48-летнем возрасте в 2003 году, в январе. И его крестник, отец Сергий Щепелин, тоже ушёл в январе и тоже рано – 63 года разве возраст? Видно, был у Господа о них какой-то Свой Промысл.

В отличие от москвича Колчеева, Щепелин был коренным местным. Дед его после войны возглавлял Кичменгско-Городецкий райисполком, отец и мама работали учителями. Сам Сергей Александрович также учительствовал, был вторым секретарём райкома комсомола, а в 90-е годы – депутатом горсовета. С увлечением изучал историю родного края, почему и стал директором краеведческого музея. Тогда же он организовал ежегодные Глубоковские краеведческие чтения – в память о местном уроженце, известном богослове Николае Глубоковском. И когда Сергей Александрович принял священнический сан, то не перестал быть «своим» в народе. К батюшке обращались за помощью родители непослушных детей, и батюшка отправлялся в школу проводить с ними задушевные беседы. И ведь слушали его!

С отцом Сергием Щепелиным мы познакомились более десяти лет назад («Свой батюшка», «Вера», № 624, ноябрь 2010 г.). Была поздняя осень, вечер, пронизывающий ветер гулял по улицам городка – и в воскресной школе, где мы встретились, ощущались холод и какая-то необитаемость. Но легко было представить, как всё это наполняется жизнью, стоило глянуть на отца Сергия, пока он был в добром здравии: с широкой бородой и сам широкий, он сразу обнимал своей кипучей радостью. Не было в нём назидательной сухости педагога – простой такой, искренний человек. И в его рассказах, которые позже он присылал в нашу газету («Воровская шапка», «Дед Пантелей» – № 807, июль 2018 г.), это явно чувствовалось.

По первому своему призванию он был историком, но не кабинетным, а живым её сопереживателем и участником. «Если история не в душе у тебя, то это вовсе и не история никакая, а прах и пыль веков, кунсткамера, – вспоминаются слова его духовного отца, иерея Сергия Колчеева. – В каждом движении живой истории виден Промысл Божий». А отец Сергий Щепелин, представляя на страницах нашей газеты свою историческую повесть «Путеводительница» (№№ 829–831, июнь–июль 2019), так высказался: «Привлечь молодёжь к родной истории, а тем более краеведческим исследованиям нынче очень трудно. Вот я и решил попробовать рассказать об истории нашего края художественным словом. Тем более мне самому было интересно, как в нашей истории соединились два события: борьба с врагом внешним и внутренним…»

Теперь они, оба батюшки Сергия, сами стали частью истории Вологодского края. Их будут помнить. Спустя два дня после кончины о. Сергия Щепелина его землячка Галина Тихонова написала замечательные строки:

Казался он наивным и открытым,
И слишком откровенным –
не как все.
Его не стало: стало ясно,
что забытым
Он никогда не станет на земле.
И стало ясно, что горел в России –
Надёжный, свой, открытый огонёк.
Нет, не горел – горит, ведь мы
не позабыли,
О чём он говорил и от чего берёг.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий