«Крестовые ходы» инока Георгия

Рубрика • Перекрестки •

Георгий, инок монастыря Святого Духа города Тимашевска, что на Кубани, свои паломничества по святым местам через всю Россию осуществляет пешком. С Юга России, из своего монастыря, он несколько раз приходил на Север, в Республику Коми, и возвращался обратно. В одном из «крестовых ходов» – так он сам называет свои паломничества – дорога его лежала через Москву. В подземном переходе возле площади трех вокзалов он решил передохнуть. Приняв за бомжа, к нему подошел сержант дорожно-транспортной милиции и попросил предъявить документы. Матерясь на бичей, от которых нет никакой жизни, страж порядка заглянул в паспорт и не увидел прописки. Вместо прописки обнаружил запись, сделанную в монастыре: «инок-паломник». Разъяренный сержант, уверенный, что этого в принципе быть не может, со злобой разорвал паспорт на мелкие кусочки. На обещание инока пожаловаться властям сержант ответил: «У нас в стране никакой власти нет. Есть только власть милиции. Жалуйся кому хочешь. Ничего никому не докажешь, и тебе никто не поверит». И оказался прав. Иноку не поверили ни в Управлении МВД г. Москвы, куда он заявил сразу же об утере документов, ни в Ленинградском райотделе милиции г. Ростова-на-Дону, куда паломник пришел специально получать документы, потому что в этом городе живут его родственники. Вместо того чтобы разобраться в ситуации, его сразу же, избив дубинками, посадили в тюремную камеру…

Всем своим видом инок Георгий, действительно, напоминает бомжа: маленького роста, в стареньком осеннем пальто – по всей видимости, это единственная его зимняя одежда. Вокруг шеи несколько раз обмотан шерстяной шарф, небольшая бородка, а на руке… синяя наколка. Да и вид у него совсем не иноческий, несмиренный. Неспокойные глаза с прищуром выдают большие амбиции. Такое ощущение, что он в любую минуту готов сорваться и начать защищать свое ущемленное самолюбие. Но внешний вид бывает обманчив. Да и судьба у него такая неоднозначная.

Георгий по натуре – вечный правдоискатель. Где бы он ни находился, постоянно вступал в противоречия с миром. Путь к иночеству у него и начался с полного конфликта с миром.

После окончания Таллинского театрального училища он работал по распределению художественным руководителем в сельском клубе в глухой деревне Керчомья Усть-Куломского района Коми АССР. Даже в этой деревне (с коми переводится как «деревянная лесная избушка») он сумел развить такую правдоискательскую деятельность, что из-за него сняли председателя местного сельского совета и четырех директоров школы. Свои обличительные письма он рассылал во все вышестоящие инстанции вплоть до Кремля и Генерального секретаря (в то время генсеком был Ю.В. Андропов). Его выгнали с работы, и ему пришлось устроиться поваром. Затем он еще несколько раз менял работу. Последний раз работал браковщиком круглого леса. Но и на этом месте долго не продержался. Больше того, за нежелание заниматься приписками был неоднократно жестоко бит лесовозниками.

В конце концов, разлад с миром приобрел такие формы, что он решил наложить на себя руки. В одну из темных ночей, когда он хотел уйти из жизни, увидел за окном черного монаха. Тот посмотрел на него сурово и погрозил пальцем, после чего растворился в темноте. Страх Божий напал на богоотступника.

В Керчомье ни церкви, ни священников нет. Но в то время жила в деревне баба Настя -провидица. Среди деревенских слыла она за Божьего человека, обмывала покойников и отпевала их. Все в деревне ходили к ней за советом.

Пошел и он к ней, чтоб изгнала она из него бесов. Баба Настя положила его правую руку на Библию, которую держала в своих руках, а сама при этом прочитала несколько молитв. С тех пор кошмары оставили его. Плохие сны перестал он видеть, а видел теперь во сне все больше церкви да монастыри с золотыми куполами, сияющими на солнце.

Из Керчомьи он убежал ночью. С работы даже не уволился. В то время у него окончательно созрело решение посвятить свою жизнь служению Богу, стать иноком. Тогда же ему приснился тот самый молодой монах, который спас его от смерти. Только теперь неземной красоты лик его был не грозный, а добрый и ласковый. Приснился он ему в праздничном голубом накиде, излучающим любовь и благодать. Он тогда во сне испытал такое блаженство, что просыпаться ему не хотелось.

Из Керчомьи он пришел в Свято-Вознесенский храм г. Сыктывкара, к настоятелю Иоанну Лапко, исповедовался. На одной из служб к нему подошла женщина-паломница и дала адрес монастыря Святого Духа. Отец Иоанн благословил в дорогу.

Георгий поехал вначале на поезде, но чем дальше ехал, тем больше понимал, что для иноческой жизни еще не готов. Молитв не знает, да и грешен, «подвержен страстям». И решил он в Ярославле сойти с поезда, а остаток пути пройти пешком, совершенствуя в дороге свою душу, придерживаясь заповедей Христовых и творя молитву. У него с собой были Библия и молитвослов, а в остальном он решил положиться на волю Божию. Так и сделал, от Ярославля до Тимашевска пошел пешком. Шел он километры своего первого «крестового хода» семь месяцев, с марта по конец сентября 1993 года. В дороге творил молитвы: «Отче наш», Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю и святым, которые больше всего ему помогают: Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому, Ксении Блаженной. Вставал он рано утром, с восходом солнца, и на закате, около 11 часов, устраивался на ночлег. Спал где придется. Если на пути была деревня, просился на ночлег в какой-нибудь дом. И люди часто впускали его переночевать, кормили, а утром давали в дорогу хлеба. Если невдалеке от дороги находились церкви и монастыри, то обязательно заходил туда. Священнослужители его встречали с радостью. Давали приют, а в дорогу продукты, иконки и крестики. Много приходилось спать на скотных дворах и фермах. Но больше всего, конечно, под открытым небом, на сырой земле. Ни палатки, ни спальника у него с собой не было. Не берет он их и сейчас, даже зимой, считая, что для паломника спальник и палатка – излишняя роскошь. Зимой спит он на открытом воздухе, разводя рядом с трех сторон костры, чтобы они согревали его да отпугивали зверей.

Пришел он в монастырь 27 сентября. Архимандрит Георгий, настоятель монастыря, дал ему благословление на послушание и оставил в монастыре. В ту же осень приехал в Духов монастырь из Коми игумен Питирим. Узнав от него, что в Коми открывается мужской Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, послушник Георгий попросил у него благословления на обратный пеший путь до Ульяновского монастыря.

Архимандрит Георгий Савва

Путь из Тимашевска до Ульянова почти в два раза длиннее, чем путь от Ярославля до Тимашевска, но и это расстояние паломник прошел пешком, не садясь ни на одну машину. Потом им еще были совершены два «крестовых хода» по несколько тысяч километров через всю Россию. В конце прошлого года в монастыре Святого Духа послушника постригли в рясофор с наречением ему имени Георгий, в честь святого Георгия Победоносца. Он давно уже узнал, что именно Георгий Победоносец спас его тогда от смерти. Только пришел он к нему не на коне и с копьем, а как блаженный – в монашеской рясе и клобуке. Этот святой и сейчас бережет его в пути, являясь во время опасностей. Подскажет, где заночевать, а откуда надо бежать сломя голову. А опасностей за время паломнических походов ему приходилось испытывать много.

Разные люди встречаются в дороге: кто с добром, а кто с ножом, кто хлеба в дорогу даст, а кто камнем вдогонку. Обидеть одинокого тщедушного человека нетрудно. Но и обиды бывают разные. Одно дело – когда хулиганы пристанут или шпана деревенская по недомыслию и младенческому неразумению,  совсем другое – когда обижают те, кто обязан защищать от хулиганов. А притеснения от милиции в дороге приходится испытывать очень часто…

Тогда, под следствием в Ростове-на-Дону, его ни за что продержали полтора месяца. Завели дело, выбивали какие-то признания в несуществующем преступлении. Били милиционеры. Били преступники в камере: воры и убийцы. Тогда от тюрьмы спасло только то, что его дело передали капитану Коршунову, который оказался честным и порядочным человеком. Капитан поверил о. Георгию, что говорит он правду, не поленился сделать запрос в монастырь и съездить к родственникам, которые жили в этом же городе. Родственники подтвердили его личность. Капитан же помог ему бесплатно получить паспорт и даже предлагал, как всем нормальным людям, устроиться на работу грузчиком на склады МВД. Да только инок не согласился на это. Поблагодарил капитана Коршунова и снова отправился в путь, чтобы обратно проповедовать Евангелие, свидетельствовать о Христе, молиться в пути и помогать людям. Только в этот раз вместо рюкзака он взял в дорогу чемодан, чтобы выглядеть более благопристойно и не вызывать подозрения в бродяжничестве у милиции.

Богатство он не любит и все свое добро носит в чемодане. Кроме Библии и молитвослова, у него там хранятся иконки и крестики, которыми благословляют его в дорогу. А все свои личные вещи он носит на себе.

Есть у инока Георгия большая мечта в жизни – возродить какой-нибудь монашеский скит, и чтоб непременно рядом было старинное кладбище. Он даже подыскал для своего будущего скита в разных уголках Руси несколько разрушенных обителей, освященных большой Божией благодатью.

Но пока чувствует, что для этой миссии он не готов, душа еще не совершенна и находится в искушениях. Поэтому и отправляется инок Георгий в дорогу, чтобы совершенствовать свою душу, чтобы приближаться к Господу Богу нашему Иисусу Христу. Ведь главная цель каждого христианина в спасении души. Мы рождены на свет и живем на этой земле, чтобы стяжать Духа Святого и прийти к Христу.

О своей истории инок рассказал мне перед тем, как отправиться в свой пятый «крестовый ход» из Сыктывкара в Тимашевск. В этот раз он хочет зайти в Оптину пустынь и Заокский монастырь. Он был со мной откровенным, потому что каждый раз, отправляясь в очередной «крестовый ход», не знает, вернется ли назад. Да и мне провожать его в дорогу было страшно. Я дал ему 5 тысяч на хлеб. Еще 3 тысячи дала ему одна старушка в Свято-Казанском храме, где он отстоял последнюю службу перед дорогой и взял благословление в путь. Он ушел 1 марта, в начале Великого поста, а 3 марта у него был день рождения, и свое 39-летие он встречал уже в пути.

Блаженные, нищие, калики перехожие всегда почитались на Святой Руси. Божьи люди, они будили в душах людей сострадание, милосердие, взывали о помощи. По отношению к ним со стороны людей судили о нравственном уровне общества.

Евгений СУВОРОВ

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий