Изменить отношение. Или как?

После того как ещё несколько регионов вошли в состав России, численность населения возросла, хотя пока не ясно, насколько. Возможно, удастся достичь отметки в сто пятьдесят миллионов. А дальше что? Дальше численность снова начнёт снижаться, как это происходило в минувшие тридцать с лишним лет. Без решения внутренних проблем никакие внешние успехи нас не спасут.

Наглядный пример – Архангелогородчина, где в 2021 году на 9 тысяч родившихся пришлось 19 тысяч умерших. Наверное, именно поэтому Архангельская область в этом году стала вторым регионом в стране, присоединившимся к реализации проекта «Здравствуй, мама». Первым в прошлом году стала Мордовия, где с февраля по декабрь прошлого года число абортов сократилось на 42 процента.

Это похоже на чудо, но за ним стоит всего лишь то, что изменилось отношение к беременности. Свою роль тут сыграет так называемый «Благожелательный регламент», который включает в себя обучение врачей общению с беременными женщинами. Он полностью исключает фразы вроде «ну что, рожаем или как?», «планируете рожать или прерывать?». Первое, что должен сделать медик, – поздравить будущую маму, вручить буклет о всех видах помощи: от государства, регионального правительства, некоммерческих организаций, бизнеса. И пинетки для будущего ребёнка, голубые или розовые.

Сама идея такого регламента принадлежит уполномоченному по вопросам детства в Татарстане Ирине Волынец. В правительстве проект заинтересовал вице-премьера Татьяну Голикову, которая рекомендовала изучить его тринадцати регионам, где с рождаемостью особенно плохо, в том числе Республике Коми. Власти там пока раздумывают, присматриваются, что получится у других. Радует, что архангелогородцы всё-таки решились.

Есть проекты, взятые из головы, но «Здравствуй, мама» – не из их числа. Он был разработан после опроса женщин и врачей, а главным человеком, который занимается его продвижением, стала Наталья Москвитина – основатель благотворительного фонда «Женщины за жизнь», член Общественной палаты России, ведущая православного телеканала «Спас». У неё собственный и очень тяжёлый опыт общения с медиками. Ей, многодетной матери, трижды предлагали сделать аборт. У старшей дочери не услышали сердцебиения. Предупредили, что у сына возможен синдром Дауна. Но особенно впечатляет, как она боролась за жизнь третьего ребёнка. «Мою дочь врачи приняли за полип, – рассказывает она. – Когда пришла к доктору, тот сказал, что нет никакого ребёнка, нужна чистка. Следующая врач спросила: “Зачем тебе рожать? 25 лет, уже есть двое детей. На что ты всех будешь содержать, у тебя что, муж олигарх?” Итак, ребёнок всё-таки есть. Или нет? Врачи сказали, что он “расплавился”: “Это просто биомасса. И нет никакого выхода, кроме как сделать аборт”».

Это стало для Натальи отправной точкой. Есть некое движение власти к тому, чтобы сократить число абортов, есть движение части врачей, особенно верующих. И есть почти семидесятилетняя практика абортов, а главное – железобетонная уверенность многих чиновников и медиков в том, что плод не является человеком.

Помню, как общался на тему прерывания беременности с чиновником Министерства здравоохранения на Рождественских чтениях в Москве примерно в конце девяностых. Передо мной уверенная в себе женщина, которая пришла общаться с православными людьми, даже подготовила выступление, возможно, заглядывает в церковь. В глазах и в голосе ни тени сомнений: ребёнок до такой-то недели – не человек. «Как не человек? А кто?» – растерянно переспрашиваю я. Ведь это же надругательство над здравым смыслом. Как можно не считать плод будущей личностью, которой он по факту является?

«Благожелательный регламент» – попытка это изменить, сделать навыком другое отношение: «Вы беременны, это прекрасно!» Конечно, дело им ограничиваться не должно. В той же Архангельской области меняется отношение к пособиям, но это другая тема. Сегодня говорим о том, что можно изменить без особых расходов, за счёт отношения.

Возьмём совершенно иную область – образование. Что можно дать для учителей за счёт изменения отношения к ним? Первое, что скажут многие, – повысить зарплату.

С этим, конечно, худо. Учитель в Китае зарабатывает примерно вдвое больше, чем в России, его статус закреплён законодательно: «Средняя зарплата учителей должна быть не ниже или выше средней зарплаты госслужащих».

Кто-то скажет, что более высокая зарплата и даёт китайским учителям более высокий статус. Но тут логическая ошибка: всё наоборот – статус был выше изначально, а зарплата стала лишь следствием.

Поэтому давайте всё-таки начнём с изменения отношения. Известно, что педагоги измучены бесконечными отчётами и прочей документацией, которая отнимает массу сил. Что стоит за этим? Недоверие. Учитель постоянно должен доказывать государству, что недаром ест хлеб. Толку от этого ни малейшего, всё сводится к чистейшей формалистике. Я сам постоянно пишу отчёты о деятельности нашей газеты и понимаю, что она благодаря этому ни на йоту лучше не станет. Так же и в школе, только писанины на порядок больше.

Но вот представьте ситуацию, когда лучших учителей собирают вместе и спрашивают, что из всей этой формалистики оставить, а что бесполезно или вредно. Выслушивают и принимают на основании их мнения решение. Вместо недоверия ставка делается на доверие, причём доверие к тем, кто более компетентен в вопросах, что должен делать учитель, а чего он делать не должен. Как следствие – сотни тысяч педагогов вздыхают с облегчением, растёт их самооценка, а это так или иначе пусть немного, но меняет и отношение общества. Учителя становятся людьми, которых слушает, уважает государство.

А ведь это применимо ко всем областям жизни нашего общества, нашего государства. Что можно сделать, чтобы стало лучше? Нужно менять, как заповедовал Спаситель, суть нашей жизни, отношение друг к другу, всё остальное – лишь следствие.

 

Оглавление выпуска     Следующая публикация →

2 комментариев

  1. Антонина:

    Уважаемый Владимир, ведущую телеканала СПАС зовут Наталья Москвитина ( а не Надежда).

Добавить комментарий